'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 141

Просмотры  36 просмотров

Шахова А.Р., Максимяк А.С., Левченко Е.В.

  


ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ СВО *

  


Аннотация:
в статье поднимается проблема эмоционального и профессионального выгорания студентов медицинских вузов в условиях СВО. Среди студентов-старшекурсников КГМУ был проведен опрос по определению их эмоционального фона, особенностям поведения, готовности к будущей работе по профессии после объявления СВО   

Ключевые слова:
выгорание, студенты-медики, психология   


УДК 159

Шахова А.Р.

кафедра психиатрии

Курский государственный медицинский университет

(г. Курск, Россия)

 

Максимяк А.С.

кафедра психиатрии

Курский государственный медицинский университет

(г. Курск, Россия)

 

Научный руководитель:

Левченко Е.В.

доцент кафедры, к.м.н.

Курский государственный медицинский университет

(г. Курск, Россия)

 

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ СВО

 

Аннотация: в статье поднимается проблема эмоционального и профессионального выгорания студентов медицинских вузов в условиях СВО. Среди студентов-старшекурсников КГМУ был проведен опрос по определению их эмоционального фона, особенностям поведения, готовности к будущей работе по профессии после объявления СВО.

 

Ключевые слова: выгорание, студенты-медики, психология.

 

Актуальность. Синдром выгорания одна из популярных проблем в последние годы. Стрессовые факторы современного мира пагубно влияют на лабильную психику людей. В особенности этому подвержена молодежь.

Больше года жители Российской Федерации живут в условия проведения Специальной военной операции в Украине с 24 февраля 2022 года. Антироссийские санкции, русофобская истерия, разогреваемая западными СМИ, а также бесконечный поток фейков и дезинформации крайне негативным образом влияют на психоэмоциональное состояние россиян.

Студенты-медики не стали исключением. Социальные, психологические, политические, экономические, международные последствия – все это повлияло на эмоциональную сферу представителей молодежи. 

К и так огромному количеству стрессовых факторов студентов-медиков, таких как сложная учеба, большой объем знаний, длительность учебы, сессии и другие стресс-факторы, добавилась нестабильная ситуация в стране и вокруг нее. Из-за напряженности межличностных отношений студентов между собой, в их семьях, что связано с различными политическими взглядами, опасения за себя и близких старшекурсники испытывают эмоциональное выгорание.

Термин «профессиональное выгорание» трактуется рядом авторов как долговременная стрессовая ситуация, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности в учёбе и на работе, в результате чего личность вырабатывает механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на некоторые психотравмирующие воздействия. Особенно остро этот вопрос обстоит сейчас, когда современные реалии требуют более продуктивное и оптимальное использование трудовых и материальных ресурсов во время проведения СВО. Проведенные во многих странах исследования свидетельствуют о том, что основной «группой риска» являются в первую очередь работники здравоохранения, после которых идут уже психологи, учителя, педагоги и прочие профессии, основанные на взаимодействии «человек-человек».

Синдром выгорания возникает не сразу, а на протяжение длительного времени и проходит стадии:

  • предупреждающей (чрезмерная активность, чувство незаменимости, снижение социальных контактов, чувство усталости, бессонница);
  • снижения уровня собственного участия (потеря положительного восприятия коллег, проявление негуманного подхода к людям, отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки, нежелание выполнять свои обязанности, чувство переживания того, что другие люди используют тебя;
  • эмоциональные реакции (безосновательные страхи, лабильность настроений, апатия, отсутствие толерантности и способности к компромиссу);
  • деструктивного поведения (снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий; отсутствие собственной инициативы, избегание тем, связанных с работой);
  • психосоматические реакции (снижение иммунитета, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли);
  • разочарование (отрицательная жизненная установка; экзистенциальное отчаяние).

Так же выделяют три фактора, которые являются основными в развитии эмоционального выгорания: это социальный (взаимодействие с людьми, находящихся в тяжелой жизненной ситуации), личностный (в основе которого лежит изначальная значимость профессии для личности) и фактор среды (где ключевым является взаимоотношение с коллегами).

В научной литературе приведено множество примеров профессионального выгорания людей, длительно работающих в сфере здравоохранения, но почему-то упускается тема выгорания студентов медицинских вузов.

В 2023 году среди студентов 4-6 курсов КГМУ был проведен опрос, в котором приняло участие 120 человек. После проведенного опроса выяснилось, что начало проведения СВО негативно отразилось на психоэмоциональном состоянии учащихся.

С началом проведения СВО также наблюдается рост трудовой занятости студентов, которые работают в сфере здравоохранения младшим и средним медперсоналом. По результатам опроса, проведенного среди студентов 4-6 курсов можно сделать вывод о том, что с началом СВО процент работающих увеличился.

 

Результаты опроса говорят о том, что «группой риска» являются именно частично занятые студенты, у которых наиболее высокое значение как эмоционального, так и профессионального выгорания.

Выводы: по итогам проведенного тестирования следует говорить об усилении эмоционального напряжения студентов с наступлением СВО. Проблема эмоционального и профессионального выгорания у студентов-медиков требует дальнейшего изучения и решения.  Чтобы справиться с данной ситуацией необходимо снимать психоэмоциональный стресс любимыми занятиями: проводить больше времени с родными и друзьями, активный отдых, просмотр фильмов и сериалов, прогулки на свежем воздухе. Все это поможет хотя бы на время снять напряжение, которое студенты получают на учебе, работе, из СМИ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Абуева Э.М., Гаврилова К.С., Королева Л.Ю., Осколкова В.Р., Костина М.С. Изучение динамики синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского ВУЗа в зависимости от года их обучения // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. - № 3. – С. 42-46.
  2. Баранова, Ю. В. Выгорание студентов медицинских вузов / Ю. В. Баранова, В. Я. Герасимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 149-152.
  3. Бойко В. В. Энергия эмоций. СПб. – 2014. – 474 с.
  4. Казаков А.А. Отношение российской молодежи к СВО: роль медийного сопровождения государственной политики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2022. – Т.22. - № 4. – С. 460-467.
  5. Орел, В. Е. Исследование феномена «психического выгорания» в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / В. Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. — 2016. — № 4. –С. 70–97. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шахова А.Р., Максимяк А.С., Левченко Е.В. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ СВО // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 928 - 934. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8321 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8321



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.