'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 142

Просмотры  46 просмотров

Егоркина А.А., Мартынова О.А.

  


ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ Г.В. ЛЕЙБНИЦА *

  


Аннотация:
в статье дается характеристика монады как феномена бытийно-личностного акта, обретающего в философии Г.В. Лейбница статус субъекта. Автором анализируется сущность души как представляющей субстанции и бессмертия как ее фундаментальной характеристики   

Ключевые слова:
субстанция, субъект, монада, душа, бессмертие   


УДК 111.1

Егоркина А.А.

Пензенский государственный университет

(г. Пенза, Россия)

 

Мартынова О.А.

канд. филос. наук, доцент кафедры философии

и социальных коммуникаций

Пензенский государственный университет

(г. Пенза, Россия)

 

ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ Г.В. ЛЕЙБНИЦА

 

Аннотация: в статье дается характеристика монады как феномена бытийно-личностного акта, обретающего в философии Г.В. Лейбница статус субъекта. Автором анализируется сущность души как представляющей субстанции и бессмертия как ее фундаментальной характеристики.

 

Ключевые слова: субстанция, субъект, монада, душа, бессмертие.

 

Готфрида Лейбница можно охарактеризовать как «Аристотель XVII века». В первую очередь Готфрид был учёным, он изменял, редактировал теории или вносил в них новое дополнение, но так как Лейбниц ещё и философ, то ему удавалось обосновывать свои нововведения с философской точки зрения, задавал вопросы о их сущности и значимости.

В Европе идея субстанции бесконечно захватывает все три особо важные философские системы: систему Декарта, Спинозы и Лейбница. Если быть солидарным с мнением Гегеля, что каждая отдельная историческая эпоха характеризуется господством одной во всей полноте философской идеи, то можно однозначно охарактеризовать XVII век, как «век субстанции».

 По Готфриду Лейбницу, субстанция- это самостоятельно существующие монады. Впервые термин "монада" встречается в его трудовой деятельности "De ipsa natura..." 1698 года. Однако само понятие о монадах возникло в философии Лейбница гораздо раньше. В 1676 году термин монады прослеживается в переписке с Арно (80-е годы). Наконец, в "Монадологии" (1714) субстанция описывается как система, которая зависит от монад. Монада представляется философом как простая субстанция, которая входит в состав сложных; простая - значит не имеющая частей, значит невозможна делимость. То есть сложная субстанция есть союз или собрание простых. Лейбниц обращает внимание на то, что несмотря на простоту монад, они должны быть совершенно неповторимыми, в другом случае не могло бы возникнуть многообразия в явлениях. Итак, монады никак не могут иметь частей, они способны развиваться, но не в коем случае не подлежат уничтожению естественными путями.

 «При определении субстанции, если допускается кроме бога еще и иная реальность, следует исходить не из независимости, а из отношения: предмет – свойства», - пишет Лейбниц. Монада обязана иметь какие-либо свойства, иначе она не смогла бы существовать. К тому же в основу определения должно быть положено такое свойство, которое сохраняется при любых изменениях других качеств. Определение данное Лейбницем "субстанция есть существо, способное к действию" Что же является определяющими атрибутами субстанции Лейбница? Ближайшим атрибутом Лейбницевой субстанции является абсолютная активность. Смысл активности заключается в способности к изменению своих свойств и качеств. Деятельность есть изменение. Источник изменений является сам субъект активности, следственно речь идет о развитии. Таким образом субстанция должна характеризоваться как множественность состояний. Лейбниц утверждает, что изменение монады связано только с «внутренними толчками», так как внешние факторы никак не могут повлиять на естественное изменение. Деятельность внутреннего принципа, которая производит преобразование, называется стремлением.

Простота не влияет на множественность модификаций, и не является препятствием для неё, напротив, они должны существовать вместе, как единое целое. А также Лейбниц приводит в пример точку. Она проста с первого взгляда, но если обратить внимание, то в таком маленьком элементе существует множество углов. И это подтверждает связь простоты и множественности в единое целое. В следствии этого примера философ именует субстанцию «метафизической точкой». Монада характеризуется памятью. Лейбниц приводит пример «… существует такое состояние, в котором мы ни о чем не помним и не имеем ни одного ясного восприятия, как, например, когда мы падаем в обморок. Так как это состояние непродолжительно и душа освобождается от него, то она есть нечто большее, чем простая монада.», здесь стоит вернуться к свойствам «восприятие» и «сознание». Чтобы перейти из одного ощущения бытия в другое следует помнить и осознавать предыдущие восприятия. Если исходить из примера философа, то после того как объект упал в обморок и очнулся, он понимает, что что-то произошло. В этом случае объект обладает памятью и осознанностью, не имев бы эти свойства объект находился бы всё своё существование в бессознательном состоянии. Из выше сказанного следует, что субстанция по Лейбницу состоит из монад, которые в свою очередь не способны иметь частей, но могут развиваться; имеет атрибуты – простота, активность, деятельность, множественность, восприятие, сознание, память.

 Но что или кто является носителем атрибутов? Лейбниц даёт ответ и на данный вопрос. Обладателем свойств субстанции должно стать что-то полностью противоположное материи. Господствующую роль заняли ментальная и биологическая деятельности. Несомненный субъект- человеческое Я.

Существует ряд монад, их количество бесконечно, но как бы не была беспредельна продолжительна эта цепочка что – то должно стоять вне её. Причина многоразличия должна находиться в субстанции – это Бог. «…существует только один Бог, и этого Бога достаточно.»- пишет Лейбниц. И философ считает Бога высшей субстанцией, которая едина и нет ничего, что не зависело бы от неё, следовательно, Бог совершенен. Бог есть первичная субстанция, которая наделена могуществом, волей, знанием и всеми другими вышеперечисленными монадами в совершенстве и неограниченности.

Концепция субстанции по Лейбницу позволила рассмотреть материю со сторон деятельности, развития, восприятия, осознанности, памяти, разума, активности. Монады- это живые духовные объекты, характеризующиеся полной индивидуальностью, сотворенные первоначальной субстанцией – Богом.

Дени Дидро писал о Готфриде: «Один этот человек доставил столько чести Германии, сколько Платон, Архимед и Платон, вместе взятые, доставили Греции».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Гофрида В. Лейбница./Г.Г.Майоров-Москва:МГУ,1973.-49 с.
  2. Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах Т. I./Г.В.Лейбниц- Москва: Мысль, 1982.-161 с.
  3. Лейбниц Г.В.О врожденных понятиях/Сочинения в четырех томах Т.1/автор-составитель И.С.Нарский-Москва:Мысль ,1983.- 3 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Егоркина А.А., Мартынова О.А. ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ Г.В. ЛЕЙБНИЦА // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 935 - 939. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8323 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8323



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.