'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 143

Просмотры  38 просмотров

Жирикова В.И., Мартынова О.А.

  


ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ Б. СПИНОЗЫ *

  


Аннотация:
в данной статье раскрываются основные гносеологические проблемы и пути их разрешения. Особое внимание уделено анализу произведения Б. Спинозы– «Трактат об усовершенствовании разума»   

Ключевые слова:
знание, рассудок, идея, истина   


УДК 165.0

Жирикова В.И.

Пензенский государственный университет

(г. Пенза, Россия)

 

Мартынова О.А.

канд. филос. наук, доцент кафедры

философии и социальных коммуникации

Пензенский государственный университет

(г. Пенза, Россия)

 

ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ Б. СПИНОЗЫ

 

Аннотация: в данной статье раскрываются основные гносеологические проблемы и пути их разрешения. Особое внимание уделено анализу произведения Б. Спинозы– «Трактат об усовершенствовании разума».

 

Ключевые слова: знание, рассудок, идея, истина.

 

Бенедикт Спиноза (1632–1677) - голландско-еврейский мыслитель, один из главных представителей рационализма XVII в. Особое влияние на   взгляды.    Спинозы оказала философия Рене Декарта. Гегель характеризует философию Спинозы как «объективизацию философии Декарта в форме абсолютной истины». Освещение темы знания занимает огромное место в его доктрине. В 1661 г. Спиноза начал работу над сочинением «Трактат об усовершенствовании разума».

Философ призывает разделять идеи, которые выражают сущность человеческого познания и идеи, которые возникают в воображении. Чувственные мысли всегда смутны, а идеи человеческого ума, всегда ясны.Без них не существует достоверное знание, пример которого –математика. В своем труде Спиноза пишет о пути, которым лучше всего направляться к истинному познаванию вещей. Спиноза говорил, что нужно направить разум по правильному пути и сделать его способным понимать вещи так, как это нужно для достижения нашей цели. Поэтому нужно принять некоторые правила жизни:

«Сообразно с пониманием толпы говорить и делать все то, что не препятствует достижению нашей цели» [4, c.13]. Потому что можно получить немало пользы. Наслаждениями пользоваться настолько, насколько это достаточно для сохранения здоровья. «Наконец, денег или любых других вещей стараться приобретать лишь столько, сколько необходимо для поддержания жизни» [1, c.6]

Первый род-чувственное познание. В первую очередь это воображение. Оно является восприятием человеческим умом видимых тел, именно поэтому, оно смутно. Чувственные идеи появляются из-за контакта человеческого тела с предметами и явлениями, которые его окружают. Идеи имеют непростой состав и представляются как идеи, так как содержат в себе природу окружающих тел и природу самого человеческого тела. Идеи проявляется в виде образов.

Беспорядочный (смутный) опыт -один из способов восприятия, характерный первому, чувственному роду познания. Связь чувственных образов в сознании ассоциативна, индивидуальна. Память, которая хранит образы, связана с привычками людей. Как говорит автор: «конские следы вызывают у солдата мысль о всаднике, а у крестьянина — о плуге и пашне. [3, c.333] Образы как идеи чувственного опыта субъективны. Но их нельзя считать ложными, так как них присутствует тот или иной признак природы вещей, то есть они содержат определенный элемент истины. Следовательно, ложная идея (неадекватная идея) в меньшей мере отражает данный объект. «Ложные и выдуманные идеи как таковые ничему не могут нас научить о сущности мышления».[4,c.18]

Без познания «через беспорядочный опыт» невозможно существование, потому что в жизни многие вещи мы делаем на основе предположения. В этом знании доминирует вера, без неё не существует человеческая деятельность. Автор приводит пример: «человек умер бы от голода и жажды, если бы не захотел пить и есть до тех пор, пока у него не было бы совершенного доказательства того, что пища и питье пойдут ему на пользу» [3, c.334]

«Из беспорядочного опыта я знаю, что умру; я утверждаю это, так как видел, что другие, подобные мне, встретили смерть» [1, c.7]. Именно поэтому, философ отрицает индуктивным методе Бэкона, так как с помощью него невозможно установить истины. Хоть истины и устанавливаются логически, но они требуют опытного подкрепления. На опытном знании основываются такие различные науки, такие как медицина и педагогика.

Абстрактное знание — вторая разновидность опытного. Второй способ опытного рода познания -восприятие «понаслышке». Оно связано с пассивным восприятием информации, которой пользуются люди, живя в обществе. «Понаслышке только я знаю свой день рождения и то, что-такие-то — мои родители и тому подобное, в чем я никогда не сомневался.». [1, c.6] Описывая восприятие «понаслышке», философ говорит не только об обыденном знание, но и схоластической философии, так как они связаны. Так как схоластические суждения основаны на обобщении случайного опыта. Процесс обобщения является стихийным, так как человек только те черты объекта, которые в большей мере повлияли на него. Для одних, например, человек —прямоходящее животное, для другого-разумного существа. [3, c.335] Поэтому, универсальные понятия -неадекватные идеи.

Критика универсалий служила причиной для того, чтобы философ пришёл к позиции концептуализма, которое трактует абстрактное знание как частичное знание. Именно поэтому автор говорит о том, что разногласия возникают из-за того, что люди неверно истолковывают свои мысли или чужие, именно поэтому нужно различать слова, образы и идеи.

Спиноза негативно воспринимал скептицизм и всячески пытался его преодолеть, так как из-за него нельзя было объяснить существование достоверного знания. Но ни опытное, ни абстрактное знание не в силах опровергнуть аргументы скептицизма. Это под стать достоверному знанию.

Второй род познания — рассудок или разум. Свойства разума, которые выявил философ: [1, c.38] Разум заключает в себе достоверность, т. е. знает, что вещи формально таковы, как они в нем самом объективно содержатся.Разум воспринимает некоторые вещи или образует некоторые идеи абсолютно, а некоторые — из других.». Те идеи, которые он образует абсолютно, выражают бесконечность. Положительные идеи разум образует раньше, чем отрицательные.

Чем более совершенства некоторого объекта выражают идеи, тем они совершеннее. «Действительно, мы не так удивляемся мастеру, который создал идею какой-нибудь часовни, как тому, кто создал идею какого-нибудь знаменитого храма.». Философ использует математические понятия, так как они лишены субъективизма, являются полностью истинными. Спиноза говорит о постоянной взаимосвязи данных понятий в дедуктивном процессе выводного знания, всегда дающим достоверные результаты. Адекватную истинность рассудка необходима от неадекватной, которая более или менее случайна.

По мнению философа, логическая деятельность ума является «как бы неким духовным автоматом», она нечувственна. [3, c.336] Дедуктивный ум улавливает вещи «изнутри», в то время как, воображение схватывает «извне». В этом проявляется главное преимущество этой деятельности.

Если сила воображения и интенсивность представления первого рода познания прямо пропорциональны количеству чувственных контактов человеческой души с окружающим миром, то логическая связь адекватных идей разума, напротив, обратно пропорциональна таким контактам.

Бэконом, Гоббсом подчеркивали чувственное содержание идей, но Спиноза желал выявить их логическую природу.

Интуиция -третий род познания. Интуиция трактуется как целостность, которая достигается с помощью способностей человека —умственных и чувственных. Второй и третий род познания противопоставлены первому роду.Так как интуиция нечувственная, поэтому  она крепко связана со вторым, с рассуждающим умом. Именно поэтому интуиция интеллектуальна, совершенно понятна. Универсалии образуются на основе неустойчивого опыта и являются продуктами искусственной абстракции. Общие же понятия, которые обозначают настоящие свойства вещей, они интуитивно даны уму.  Полная объективность достоверных идей и делает мир в полной мере познаваемыми. Эта гносеологическая позиция – панлогизм. Определения общих понятий -аналитические суждения, в них предикат показывает признаки субъекта. Истинность не зависит от эмпирического обобщения, характерного для универсалий.

Адекватная идея, которая постигается интеллектуальной интуицией, не нуждается в соотнесении с объектом, так как философ говорит: «как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи. Опытно-абстрактные, неадекватные идеи, как и ложью включают в себя долю истины. Интуитивно-аналитические адекватные идеи содержат только истину. Свойство разума проявляется в его способности к образованию двоякого рода идей. Некоторые он образует «абсолютно, а некоторые — из других(ограничены)».

Творческая сущность человеческого духа раскрывается, когда он, отрекается от чувственных идей, действует из собственных глубин. На этом пути он воспроизводит верховную идею—актуальной бесконечности, то есть самая ясная из наших идей. Ясность ее интуитивна, идея не требует никакой более общей идеи, которая могла бы ее идентифицировать. Эта главная идея даёт начало всем другим идеям и строит фундамент достоверного знания. По словам философа: «Отправляясь от нее, можно постичь «всю природу, как она реально существует в себе». [3, c.340]

Таким образом, по мнению Спинозы, низшая ступень -знания, основывающееся на воображении. Вторая-знания, основывающееся на уме. Третья, самая высшая ступень- знания, опирающееся на ум, но не опосредствованное доказательством.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бенедикт Спиноза. Трактат об усовершенствовании разума / Избранные произведения т-1/автор-составитель А.И.Рубин – Москва: Госполитиздат,1957. –320 с.
  2. Соколов В.В. Спиноза/В.В.Соколов – 2-е изд., перераб. и доп. –– Москва: Мысль,1977. -25 с.
  3. Соколов В.В. Рационалистическая гносеология, пантеистическая метафизическая метафизика, механический материализм и нерелигиозная этика Спинозы/Европейская философия XV - XVII веков/ В.В.Соколов –Москва: Высшая школа,1984. -329 с.
  4. Бенедикт Спиноза. Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей/ Могущество разума/ автор-составитель А.Д.Майданский-Москва: АСТ,2019. -9 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Жирикова В.И., Мартынова О.А. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ Б. СПИНОЗЫ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 940 - 945. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8324 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8324



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.