'
Жуковский М.С., Капустина Е.И.
РЕПРЕЗАНТИВНОСТЬ ВЫБОРКИ И СПОСОБЫ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ *
Аннотация:
Исследование большого массива данных начинается с выборки отдельных элементов, на которыми будет производиться анализ. Характеристики полученной выборки должны соответствовать характеристикам генеральной совокупности. Данное требование называется репрезентативностью, и в данной статье рассмотрена проблема ее существования и способы ее достижения
Ключевые слова:
Репрезентативность, выборка, генеральная совокупность, предмет исследования, расчетные данные, характеристики выборки
Выборка — это выбранная часть генеральной совокупности для проведения эксперимента над предметом анализа. Произошло это слово от глаг. выбирать. Это вид несплошного наблюдения, в котором участвует не вся совокупность, а только ее часть, обычно 5-10%, реже 15-20%. Применяется в тех случаях, когда общую совокупность какого-либо явления сложно оценить ввиду большого количества элементов, составляющих ее. Например, при анализе отношения к курению школьников старших классов в России, высокозатратно и неэффективно опрашивать каждого школьника в России. Поэтому составляется выборка школьников по определенному критерию из генеральной совокупности, которая даст представление о данной ситуации в России. Основным и необходимым условием любой выборки, при прочих других, является репрезентативность, то есть ее способность переносить результаты выборки на генеральную совокупность. Репрезентативность — это соответствие характеристик выборки характеристикам популяции в пределах допустимой погрешности [1]. От франц. representatif – представляющий. Данное условие необходимо для получения достоверных характеристик общей совокупности. Проверить насколько выборка репрезентативна можно только тогда, когда известны параметры генеральной совокупности, либо математическое ожидание других выборок по определенным показателям. Однако свойство репрезентативности выборки в профессиональном сообществе воспринимается как дихотомическое свойство: выборка либо репрезентативна, либо нерепрезентативна. Но это исключает возможность воспроизведения выборкой некоторых параметров более точно [2]. Репрезентативность определяется нивелированием определенного показателя генеральной совокупности к показателю выборки и за вычетом величины устанавливаемой погрешности. Данная величина во многом зависит от предмета исследования. К примеру выборка может считаться репрезентативной для одних целей: количество пользователей смартфонов нежели обычных телефонов, и непрезентативной для других: определение прогнозов результата проведения референдума по важному социально-экономическому вопросу. Поскольку мы выяснили что понятие репрезентативность может носить количественный характер, далее будем говорить о способах проверки репрезентативности. Насколько выборка репрезентативна можно проверить только при наличии аналогичного параметра характеристики генеральной совокупности. Но такого не надо, иначе зачем проводить выборку при исходном показателе предметной области генеральной совокупности. Поэтому стоит помимо показателя предмета исследования также исследовать те показатели, которые уже известны у общей совокупности. А также проверять репрезентативность выборки по тем показателям, которые имеют существенное значение для предметной области исследования.
Номер журнала Вестник науки №1 (10) том 3
Ссылка для цитирования:
Жуковский М.С., Капустина Е.И. РЕПРЕЗАНТИВНОСТЬ ВЫБОРКИ И СПОСОБЫ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ // Вестник науки №1 (10) том 3. С. 52 - 54. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/834 (дата обращения: 06.10.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*