'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 38

Просмотры  38 просмотров

Абдурахманов А.А., Негматова М.

  


ПРИЕМЫ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены приемы языковой игры, условия для подготовки успешных уроков, основное назначение коммуникативных игр, методы организации языкового общения. Языковые игры – это метод, при применении которого формируются или совершенствуются речевые навыки   

Ключевые слова:
приемы, методы языковой игры, педагогика, ролевые игры, речевые игры, Русский язык   


 

Чтобы игра на уроках русского языка прошла успешно, следует учитывать некоторые условия и хорошо подготовить её.

  1. Следует заранее продумать, отвечает ли игра цели данной темы занятия.
  2. Игра должна строиться на материале, который знаком студентам. Накануне или перед началом игры полезно повторить его.
  3. Игра должна служить для закрепления или повторения учебного материала. Не рекомендуется использовать игру для изучения нового материала, так как учащиеся будут делать много ошибок, и это нарушит течение игры.
  4. Игра должна иметь добровольный и спонтанный характер: у учащихся должно быть желание играть
  5. Правила игры нужно формулировать коротко и ясно.
  6. Не задерживать ход игры разъяснением допущенных кем-либо ошибок, а быстро исправлять их.
  7. В игре студенты должны чувствовать себя свободно, непринуждённо. Не следует делать много замечаний дисциплинарного характера. Игра должна проводиться оживлённо, но не шумно. Если кто-то из студентов не хочет или не может отвечать, его не принуждают, отвечают другие.
  8. Темп игры должен соответствовать темпу речи студентов.
  9. Полезна, прежде всего, та игра, в которую может играть большое количество учащихся.
  10. Результаты игры можно записывать. Активность учащихся повышается, если результаты записаны на доске, чтобы все могли следить за ними.
  11. Игра создаёт в аудитории радостную атмосферу, но никогда не следует играть очень долго, до усталости учащихся.
  12. В каждую команду лучше включать учеников с различной подготовкой, чтобы по возможности в командах были равные силы. Желательно, чтобы не выигрывала одна и та же команда, так как побеждённые могут потерять интерес к игре.
  13. По окончании игры обязательно подводятся итоги. Выявление победителей должно носить шутливый оттенок. Никаких упрёков, осуждений в адрес тех команд, которые проиграли, не должно быть. Активных участников игры следует похвалить.
  14. Заранее необходимо продумать призы и награды победителям. Лучше всего, если призы будут символическими (открытки, закладки, календарики) или смешными, тогда проигравшим будет не так обидно.
  15. К использованию игры в каждом случае надо подходить творчески: решать, что в этой игре может увлечь  учащихся, что будет полезно повторить. Преподаватель может изменить условия игры, упростить или усложнить задание, учитывая подготовленность группы.

Классификация игр может носить различный характер, однако чаще всего игра развивает или языковые навыки, или коммуникативные.

Основное  назначение коммуникативных игр – организация языкового общения. Они представляют собой учебные задания, в ходе которых формируются или совершенствуются речевые навыки.

Коммуникативные игры позволяют активизировать языковой материал в речевых ситуациях, которые имитируют реальный процесс общения. Они вносят разнообразие в процесс обучения, стирают психологические барьеры в общении старшеклассников, стимулируют их активность. В их ходе обычно возникает дискуссия, обмен мнениями, обмен информацией, учащиеся приобретают навыки, необходимые им для реального общения.

Выполняя коммуникативные задания по любой ситуации, старшеклассники решают их общедоступными и общеизвестными средствами, поскольку используется опыт всего коллектива группы, так как получая информацию друг от друга, они взаимно обогащаются, изменяется их отношение к изучаемому предмету, который является не только объектом познания, но и средством удовлетворения потребности в общении. Личностное общение проходит в обстановке игры, которая понимается как форма непосредственного, но продуманного и управляемого общения преподавателя с группой.

В современной методике разработаны различные типы коммуникативных игр:

1) коммуникативные игры, в основе которых лежит методический приём ранжирования, предполагающий распределение определённых предметов, явлений в порядке их значимости, предпочтительности (назвать десять предметов, которые необходимо взять в туристическую поездку, составить наиболее рациональное меню и т.д.);

2) коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объёме информации у учащихся (предлагается прослушать короткое сообщение и выяснить подробности у одного из участников общения, которому эти подробности известны);

3) интервью;

4) ролевые игры.

В учебной деятельности формирования новой языковой личности можно идти через ролевую игру.

Ролевая игра используется, в основном, на начальном этапе обучения иностранному языку. Эти игры учат нормам речевого общения и речевого поведения. Они обеспечивают владение теми коммуникативными единицами, которые необходимы при участии в игре. Студенты  не думают, как сказать, как сделать, а что сказать и что сделать.

Методическая ценность ролевой игры состоит в том, что ситуации ролевого общения являются существенным стимулом к развитию спонтанной речи. Выступая не в роли учащихся, а в роли заданных персонажей, студенты в меньшей степени опасаются допустить ошибки, их речевое поведение максимально приближено к реальной жизни.

Все рекомендуемые задания делятся на несколько групп. Например, упражнения на усвоение лексико-грамматического материала; упражнения на проверку понимания содержания изучаемых текстов, тем; на тренировку и воспроизведение речевых образцов и т.д.

Языковые игры предназначены для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком. Они предусматривают использование раздаточного материала и других видов зрительных опор, и благодаря этому учащиеся подводятся к умению самостоятельно анализировать те языковые явления, на основе которых построена игра. Соревновательный характер игры ускоряет аналитический поиск нужного решения. Проведение одной или нескольких игр на одно и то же языковое явление завершается групповым анализом этого явления и формированием соответствующего правила.

Игровые упражнения позволяют организовать речевое общение на занятии, тренировку и активизацию речевых навыков в диалогической и монологической речи. В этих играх иноязычная речь становится средством выполнения задания, содержащегося в целевой установке игры.

Каждый вид игры подразумевает использование различных игровых действий, то есть способов проявления активности студентов. Простые, однотипные действия сменяются более сложными, требующими умственных усилий.

В сюжетно-дидактических играх старшеклассники выполняют определённые роли, например, продавца или покупателя, врача или больного, а для успешного создания образа учащимся зачастую необходимо использование реквизита.

Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, дают представление о нормах речевого этикета и поведения. Кроме этого, они могут использоваться и как способ контроля знаний и умений.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется только в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции. К словесным играм относятся игры-загадки, стихи и рифмовки, «Снежный ком» и т.д.

В отличие от всех вышеперечисленных игр, подвижные игры развивают не только мыслительную, но и физическую активность. Очень часто они применяются при проведении физкультминуток, так необходимых в связи с психофизиологическими особенностями старшеклассников, которые могут использоваться на уроках русского языка с целью закрепления и тренировки языкового материала различного плана.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету, мотивирует речевую деятельность, актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.

Игра активизирует стремление старшеклассников к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учеником и учителем.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. – Екатеринбург, 1993.
  2. Бабанский Ю.Н. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). – М., 1977.
  3. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. – Кемерово: Алеф, 1992. – 96 с.
  4. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. – М., 1996
  5. Бжоско Е.Г. Педагогические технологии формирования профессиональной иноязычной компетенции: метод. указ. / Е. Г. Бжоско, М. Н. Петрова. – Мн.: БГМУ, 2012. – 27 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Абдурахманов А.А., Негматова М. ПРИЕМЫ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 184 - 190. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8385 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8385



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.