'
Абдурахманов А.А., Негматова М.
ПРИЕМЫ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА *
Аннотация:
в статье рассмотрены приемы языковой игры, условия для подготовки успешных уроков, основное назначение коммуникативных игр, методы организации языкового общения. Языковые игры – это метод, при применении которого формируются или совершенствуются речевые навыки
Ключевые слова:
приемы, методы языковой игры, педагогика, ролевые игры, речевые игры, Русский язык
Чтобы игра на уроках русского языка прошла успешно, следует учитывать некоторые условия и хорошо подготовить её.
Классификация игр может носить различный характер, однако чаще всего игра развивает или языковые навыки, или коммуникативные.
Основное назначение коммуникативных игр – организация языкового общения. Они представляют собой учебные задания, в ходе которых формируются или совершенствуются речевые навыки.
Коммуникативные игры позволяют активизировать языковой материал в речевых ситуациях, которые имитируют реальный процесс общения. Они вносят разнообразие в процесс обучения, стирают психологические барьеры в общении старшеклассников, стимулируют их активность. В их ходе обычно возникает дискуссия, обмен мнениями, обмен информацией, учащиеся приобретают навыки, необходимые им для реального общения.
Выполняя коммуникативные задания по любой ситуации, старшеклассники решают их общедоступными и общеизвестными средствами, поскольку используется опыт всего коллектива группы, так как получая информацию друг от друга, они взаимно обогащаются, изменяется их отношение к изучаемому предмету, который является не только объектом познания, но и средством удовлетворения потребности в общении. Личностное общение проходит в обстановке игры, которая понимается как форма непосредственного, но продуманного и управляемого общения преподавателя с группой.
В современной методике разработаны различные типы коммуникативных игр:
1) коммуникативные игры, в основе которых лежит методический приём ранжирования, предполагающий распределение определённых предметов, явлений в порядке их значимости, предпочтительности (назвать десять предметов, которые необходимо взять в туристическую поездку, составить наиболее рациональное меню и т.д.);
2) коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объёме информации у учащихся (предлагается прослушать короткое сообщение и выяснить подробности у одного из участников общения, которому эти подробности известны);
3) интервью;
4) ролевые игры.
В учебной деятельности формирования новой языковой личности можно идти через ролевую игру.
Ролевая игра используется, в основном, на начальном этапе обучения иностранному языку. Эти игры учат нормам речевого общения и речевого поведения. Они обеспечивают владение теми коммуникативными единицами, которые необходимы при участии в игре. Студенты не думают, как сказать, как сделать, а что сказать и что сделать.
Методическая ценность ролевой игры состоит в том, что ситуации ролевого общения являются существенным стимулом к развитию спонтанной речи. Выступая не в роли учащихся, а в роли заданных персонажей, студенты в меньшей степени опасаются допустить ошибки, их речевое поведение максимально приближено к реальной жизни.
Все рекомендуемые задания делятся на несколько групп. Например, упражнения на усвоение лексико-грамматического материала; упражнения на проверку понимания содержания изучаемых текстов, тем; на тренировку и воспроизведение речевых образцов и т.д.
Языковые игры предназначены для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком. Они предусматривают использование раздаточного материала и других видов зрительных опор, и благодаря этому учащиеся подводятся к умению самостоятельно анализировать те языковые явления, на основе которых построена игра. Соревновательный характер игры ускоряет аналитический поиск нужного решения. Проведение одной или нескольких игр на одно и то же языковое явление завершается групповым анализом этого явления и формированием соответствующего правила.
Игровые упражнения позволяют организовать речевое общение на занятии, тренировку и активизацию речевых навыков в диалогической и монологической речи. В этих играх иноязычная речь становится средством выполнения задания, содержащегося в целевой установке игры.
Каждый вид игры подразумевает использование различных игровых действий, то есть способов проявления активности студентов. Простые, однотипные действия сменяются более сложными, требующими умственных усилий.
В сюжетно-дидактических играх старшеклассники выполняют определённые роли, например, продавца или покупателя, врача или больного, а для успешного создания образа учащимся зачастую необходимо использование реквизита.
Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, дают представление о нормах речевого этикета и поведения. Кроме этого, они могут использоваться и как способ контроля знаний и умений.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется только в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции. К словесным играм относятся игры-загадки, стихи и рифмовки, «Снежный ком» и т.д.
В отличие от всех вышеперечисленных игр, подвижные игры развивают не только мыслительную, но и физическую активность. Очень часто они применяются при проведении физкультминуток, так необходимых в связи с психофизиологическими особенностями старшеклассников, которые могут использоваться на уроках русского языка с целью закрепления и тренировки языкового материала различного плана.
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету, мотивирует речевую деятельность, актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.
Игра активизирует стремление старшеклассников к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учеником и учителем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4
Ссылка для цитирования:
Абдурахманов А.А., Негматова М. ПРИЕМЫ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 184 - 190. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8385 (дата обращения: 29.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*