'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 39

Просмотры  46 просмотров

Алланазаров Е.К.

  


ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрено определение девиантного поведения с точки зрения разных научных областей. Дается обзор некоторых методик, позволяющих определить уровень склонности студентов к девиантному поведению. А также представлены результаты исследования с использованием этих методик   

Ключевые слова:
девиантное поведение, студенты ВУЗов, зона риска, диагностика, агрессия, суицидальные риски, аддиктивное поведение   


УДК 37

Алланазаров Е.К.
магистрант 2 года обучения
Казанский (Приволжский) федеральный университет
(г. Казань, Россия)

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ

СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

Аннотация: в статье рассмотрено определение девиантного поведения с точки зрения разных научных областей. Дается обзор некоторых методик, позволяющих определить уровень склонности студентов к девиантному поведению. А также представлены результаты исследования с использованием этих методик.

 

Ключевые слова: девиантное поведение, студенты ВУЗов, зона риска, диагностика, агрессия, суицидальные риски, аддиктивное поведение.

 

Наблюдая за современными людьми, часто можно заметить некоторые проявления девиантного поведения. Несмотря на то, что этот феномен довольно долгое время исследуется такими известными учеными, как А. Адлер, А. Бандура, Э. Дюргейм, Р.К. Мертон, З. Фрейд, Э.Э. Эриксон, В.С. Афанасьев, М.А. Галагузова, Я.И. Гилинский, В.П. Казимирчук, Ю.А. Клейберг, В.Н. Кудрявцев, Б.М. Левин, А.Р. Лурия, М.Е. Позднякова и др., проблема отклоняющегося поведения актуальна и по сей день. Для нас показалось интересным углубление в данную тему. Особое внимание, по нашему мнению, следует уделять людям, которые проходят адаптационный период в связи с поступлением их в высшее учебное заведение, то есть студентам 1-2 курсов обучения.

Определение девиантного поведения можно встретить в психологии, педагогике, медицине социологии и многих других научных областях.

Например, в психологии под девиантным понимается поведение, отклоняющееся не только от социальных, но также психологических и нравственных норм, которое представляется как образец антиобщественного решения конфликтов, проявляющихся в нарушении социальных норм или в уроне, нанесенным благополучию общества.

Педагогика же дает следующее определение: девиантное поведение – это отклонение от принятых норм в данной социальной среде, непосредственно близком окружении, совокупности социальных, культурных, нравственных норм и ценностей, нарушение процесса обучения нормам, ценностям и их восприятия, а также реализации себя в том обществе, к которому принадлежит индивид.

Согласно медицине, девиантным называется поведение, отклоняющееся от норм межличностных отношений в данном обществе: поступков, высказываний, действий, которые совершаются в рамках психического здоровья или во всевозможных формах психических патологий [6].

В социологии разъясняются причины, влияющие на происхождение отклоняющегося поведения, как результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. Так, девиантное поведение – это социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте.

Исходя из вышесказанного, можно дать общее определение девиантному поведению – это отклонение от психологических, педагогических, моральных, духовных норм, принятых в данном обществе, оказывающее негативное влияние не только на самого индивида, но и на социум, его окружающий.

Очевидно, что девиантное поведение студентов – это явление распространенное. Однако, нам стало интересно узнать, на каком уровне развито отклоняющееся поведение среди студентов ВУЗов. С этой целью мы провели исследование, в рамках которого была изучена различная психолого-педагогическая литература и подобраны разнообразные методики для диагностики девиантного поведения студентов. Среди них тест-опросник «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделеевич), опросник уровня агрессивности А. Басса – А. Дарки, тест на интернет-зависимость К. Янга, методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон), опросник «Виды одиночества» (С.Г. Корчагина), методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (М. Цуккерман), методика диагностики  диспозиций насильственного экстремизма (Д.Г. Давыдов, К.Д. Хломов) [9].

 Для проведения диагностики девиантного поведения студентов нами были выбраны диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П», опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой), опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). Рассмотрим их подробнее.

Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» состоит из 48 утверждений и 4 вариантов ответа: ««совершенно верно», «верно», «пожалуй, так», «нет, это совсем не так». По итогам диагностики определяется уровень склонности к аддиктивному и делинквентному поведению, а также к суицидальной предрасположенности.

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) – это экспресс-диагностика, направленная на выявление уровня сформированности суицидальных намерений и предназначенная на предупреждение попыток самоубийства. В данном опроснике респонденту из 29 утверждений предлагается выбрать те, с которыми он согласен или не согласен.

Опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) представляет собой тест, измеряющий готовность человека к различным формам проявления отклоняющегося поведения. Опросник для мужчин состоит из 98, для женщин – из 108 утверждений, из которых надо отметить верные и неверные [3].

Экспериментальное исследование по определению склонности студентов ВУЗов к девиантному поведению проходило на базе нескольких ВУЗов города Казани при поддержке РЦ «Ориентир», работающего в области профилактики девиантного поведения в апреле 2023 года. В исследовании приняли участие 25 человек: студенты 1-2 курса, из них 15 юношей и 10 девушек. Студенты, составившие выборку, попали в зону риска по результатам мониторинга безопасности образовательной среды, проводимого в Республике Татарстан с 2019 года.

По результатам диагностического опросника для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» высокая склонность к аддиктивному поведению выявлена у 12% , значительная предрасположенность к нему – у 80%, низка склонность – у 8% студентов. Высокий уровень склонности к делинквентному поведению показали 60%, значительную предрасположенность к нему – 40% респондентов, и никто не показал низкой склонности. Высокий уровень суицидального риска наблюдается у 80% опрошенных, а значительная предрасположенность – у 20% молодых людей, низкой склонности выявлено также не было.

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) предполагает обработку результатов по нескольким субшкалам: демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм, временная перспектива и антисуицидальный фактор. Так, демонстративность выявлена у 75% опрошенных, аффективность наряду с суицидальным пессимизмом – у 80% респондентов, половина студентов отметили высокий уровень уникальности, 65% молодых людей несостоятельны, у 31% представителей выборки наблюдается слом культурных барьеров, для 60% студентов характерен максимализм ценностных установок, 97% опрошенных не умеют конструктивно планировать будущее, и антисуицидальный фактор выявлен лишь у 20% респондентов.

Опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) показал, что большинство респондентов (52%–80%) проявили средний уровень по всем шкалам: склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению, склонность к самоповреждающему поведению, склонность к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонность к делинквентному поведению. 

Таким образом, исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство студентов ВУЗов склонны к проявлению девиантного поведения. Это отрицательно сказывается как на отдельных индивидах, так и на развитии всего общества в целом. Поэтому необходимо держать этот вопрос под контролем и регулярно проводить профилактику среди студентов высших учебных заведений. Данная тема будет рассмотрена в дальнейших исследованиях.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие // Е.А. Афанасьев, Е.А. Гилинский. – СПб., 1993.
  2. Зборовский, К.Э. Профилактика аддиктивного поведения студентов: метод. рекомендации // Минск: БГУФК, 2020.
  3. Клейберг, Ю.А. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) // Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М., 2004. С.141-154.
  4. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2003.
  5. Корчагина, С. Г. Психология одиночества: учебное пособие. // М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.
  6. Крафт, О.А. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков // Социосфера. 2014. № 29.
  7. Мертон, Р. Социальная структура и социальные изменения. Девиантное поведение [Электронный ресурс]. URL: https://libsib.ru/sotsiologiya/sotsialnaya-struktyra-i-izmeneniya/deviantnoe-ovedenie (дата обращения: 20.05.2023).
  8. Федосенко, Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика. Тренинги. // Монография. – СПб.: Речь, 2006.
  9. Шиляева, И.Ф. Диагностика и прогнозирование девиантного поведения в молодежной среде: учебное пособие // Уфа: Изд-во БГПУ, 2019.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Алланазаров Е.К. ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 191 - 196. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8386 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8386



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.