'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 40

Просмотры  55 просмотров

Алланазаров Е.К.

  


ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. *

  


Аннотация:
в работе раскрываются теоретические аспекты девиантного поведения в общем и отклоняющегося поведения среди студентов высших учебных заведений в частности. В статье также представлены причины возникновения девиантного поведения среди студентов ВУЗов первого и второго курсов обучения   

Ключевые слова:
девиантное поведение, делинквентное поведение, студенты ВУЗов, зона риска, адаптация   


УДК 37.015.3

Алланазаров Е.К.
магистрант 2 года обучения
Казанский (Приволжский) федеральный университет
(г. Казань, Россия)

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

Аннотация: в работе раскрываются теоретические аспекты девиантного поведения в общем и отклоняющегося поведения среди студентов высших учебных заведений в частности. В статье также представлены причины возникновения девиантного поведения среди студентов ВУЗов первого и второго курсов обучения.

 

Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, студенты ВУЗов, зона риска, адаптация.

 

На современном этапе развития российского общества происходят кардинальные и быстрые изменения во всех сферах жизни человека. В таких условиях велика вероятность появления девиантного поведения среди молодежи, которая находится в наиболее сложном положении в силу неоформившейся системы ценностей и ориентиров поведения. По нашему мнению, студенты 1–2 курсов больше, чем остальная молодежь, склонна к проявлению отклоняющегося поведения. Это происходит в связи с необходимостью адаптации к новым условиям – месту жительства и учебы, а также окружению.

Исследованиями девиантного поведения занимались такие ученые, как А. Адлер, А. Бандура, Э. Дюргейм, Р.К. Мертон, З. Фрейд, Э.Э. Эриксон, В.С. Афанасьев, М.А. Галагузова, Я.И. Гилинский, В.П. Казимирчук, Ю.А. Клейберг, В.Н. Кудрявцев, Б.М. Левин, А.Р. Лурия, М.. Позднякова и др.

Проблема девиантного поведения как нарушение процесса социализации в подростковом и юношеском возрасте поднимается в работах следующих российских ученых: Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, A.B. Мудрик, И.А. Невский и др.

Н. А. Залыгина рассматривает девиантное поведение как социальное отклонение, отступление от существующих норм их нарушения, то есть «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно значимого фактора [3].

Наиболее точно определение девиантного поведения раскрывается в работах О.А. Крафта. По его мнению, девиантное поведение – это система поступков или отдельно взятые поступки, которые противоречат общественно принятым правовым и нравственным нормам. Автор выделяет также психологический, педагогический и медицинский подходы к явлению девиантного поведения [6].

Психологический подход предусматривает выделение психологических особенностей человека, определяющих предрасположенность индивида к отклоняющемуся поведению. К этим особенностям относятся: отклонения в психическом развитии, инфантильность суждений, зависимость от окружающих, конформность, повышенную тревожность, страхи, неспособность справиться с учебной нагрузкой, низкий уровень вербального интеллекта, аффективную возбудимость, импульсивность и другие.

Н. Ю. Костюниной и А.О. Лучининой выделяются следующие биологические причины девиантного поведения: поражения ЦНС, наследственная предрасположенность к тем или иным отклонениям, раннее половое созревание или его дисгармония, психические заболевания, извращенные или гипертрофированные биологические потребности и прочие [5].

Таким образом, можно заметить, что девиантное поведение является предметом изучения ученых разных областей – социологии, медицины, психологии. Этот термин с одной стороны означает поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой – социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам [1].

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие причины девиантного поведения среди студентов: высокая степень свободы и независимости, нахождение в периоде формирования своей личности, самостоятельность принятия решений и несение ответственности за них, становление мировоззрения, самоопределения, убеждений, взглядов, ценностных ориентаций, конфликты на почве культурных и социальных разногласий между людьми с разными представлениями о социальных нормах и ценностях, трудности в учебе и адаптации к новой среде, предвзятое отношение преподавателей, стереотипы, чрезмерное увлечение компьютерными играми или социальными сетями.

Проблема девиантного поведения среди студентов ВУЗов в настоящее время актуальна и стоит наиболее остро. С целью снижения уровня девиантного поведения следует создать для студентов группы риска такие условия, в которых вероятность возникновения отклоняющегося поведения уменьшится.

Мы считаем, что соблюдение этих условий поможет снизить склонность студентов к делинквентному поведению (причиняющему вред не только отдельному человеку, но и всему обществу в целом), к преодолению норм и правил, уменьшить количество студентов, подверженных суицидальному риску и склонных к самоповреждающему поведению, повысить уровень волевого контроля эмоциональной реакции. Наиболее длительное время требуется для коррекции демонстративного, аффективного поведения, несостоятельности, как отрицательной концепции собственной личности, социального пессимизма, который характеризуется отрицательной концепцией принятия окружающего мира и враждебного его восприятия. А также работа по слому культурных барьеров, устранению максимализма ценностных установок и обучение конструктивному планированию будущего предполагают наибольших энергетических затрат и способов их устранения.

Более подробно данные условия будут рассмотрены нами в дальнейшем.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Власов, А.В. Понятия девиантного поведения, отклоняющегося поведения и социальной патологии: метод. разработка // Ставрополь. 2016.
  2. Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие // Е.А. Афанасьев, Е.А. Гилинский. – СПб., 1993.
  3. Залыгина, Н.А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей // Н.А. Залыгина, Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов. - М.: Пропилеи, 2013. – С. 15
  4. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2003.
  5. Костюнина Н.Ю., Лучинина, А.О. Превентивная педагогика и психология: учеб. пособие // Казань, Издательство «Бриг», 2015.
  6. Крафт, О.А. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков // Социосфера. 2014. № 29. С. 89-90.
  7. Мертон, Р. Социальная структура и социальные изменения. Девиантное поведение [Электронный ресурс]. URL: https://libsib.ru/sotsiologiya/sotsialnaya-struktyra-i-izmeneniya/deviantnoe-ovedenie (дата обращения: 20.05.2023).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Алланазаров Е.К. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 197 - 201. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8387 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8387



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.