'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 43

Просмотры  124 просмотров

Бесчастных Д.А., Куприянова А.И.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ У ЛИЦ С ЗАИКАНИЕМ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются современные представления российских и зарубежных исследователей о заикании, особенности интонационно-мелодической стороны речи у детей с заиканием, психолого-педагогические особенности детей с заиканием   

Ключевые слова:
заикание, интонация, мелодика речи, логическое ударение, пауза, ритм речи, тембр голоса, темп речи, фразовое ударение   


УДК 376.37

Бесчастных Д.А.

студент бакалавриата

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

Куприянова А.И.

доцент кафедры возрастной физиологии,

специального и инклюзивного образования

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ У ЛИЦ С ЗАИКАНИЕМ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются современные представления российских и зарубежных исследователей о заикании, особенности интонационно-мелодической стороны речи у детей с заиканием, психолого-педагогические особенности детей с заиканием.

 

Ключевые слова: заикание, интонация, мелодика речи, логическое ударение, пауза, ритм речи, тембр голоса, темп речи, фразовое ударение.

 

Одним из самых сложных речевых расстройств является заикание, которое представляет из себя «нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата» [16, c. 248].

Феномен заикания интересовал человечество на протяжении всего его существования. Для его преодоления применялись самые разнообразные меры. В период донаучных, мифологических представлений считалось приемлемым применять «магические» средства, заговоры. В последствие в ход шли кровопускание, притирки, прижигания и даже подрезание языка. О причинах заикания речь не шла - в древности боролись не недугом, а внешними проявлениями заикания [28, с. 142]. Поэтому о теоретическом подходе к изучению этого феномена говорить в донаучный период не приходится.

Научное изучение заикание датируется XIX веком. Многие исследователи того времени (Лагузен Х., Кён Р, Сикорский И.А., Либманн А., Неткачев Г.Д. и другие) считали, что заиканию более подвержены мальчики, чем девочки. Исследователи считали, что причинами заикания являются негативные психоэмоциональные потрясения, и, как следствие, процесс преодоления представляет из себя устранение психотравмирующих факторов.

В начале становления научного знания о заикании были описаны благоприятные свойства гимнастики и тренировок артикуляционного аппарата. Методы коррекции предполагали и дидактическое воздействие. Так, Лагузен Х. в 1838 году предложил методу, которая заключалась в монотонном произнесении слов по известному ритму и с ударением такта. Началом терапии является чтение со свертком в зубах, с дальнейшим переносом подобного произнесения в разговорную речь [14]. Кен Р. в 1878 году рекомендовал упражнения в дыхании, упражнения голоса, упражнения в чтении и разговоре [12]. Сикорский И.А. в 1889 году описал план рационального лечения заикания, в который вошли пункты: лечение предупредительное, гимнастика речи, психическое лечение, фармацевтическое и динамическое лечение, излечимость заикания [25].

Одним из первых дал теоретическое обоснование необходимости уделять пристальное внимание интонационно-мелодической стороне речи заикающихся Либманн А. в 1901. В году он высказал мнение о вредности упражнений дыхания, голоса, артикуляции, по причине того, что они способны на долгое время отягощать речь больного неестественными элементами. Им было предложена тренировка плавности речи через протяжное произнесение слов с чистыми гласными без соблюдения ритма [15]. Фрешельс Э. наоборот описывает важность дыхательной гимнастики на развитие речевого выдоха. Самойленко Н.С., Гринер В.А. считали наиболее удачным методом преодоления заикания логопедическую ритмику, которую ввел в систему лечения нервнобольных профессор Гиляровский В.А [28]. Таким образом, специфика просодической стороны речи не становится объектом пристального внимания исследователей. Зато интенсивно развиваются психологические подходы к лечению заикания. Так, Флоренская Ю.А. Мясищев В.Н., Ляпидевский С.С., Свядощ А.М., Сухарева Г.Е. придерживались мнения о благоприятных свойствах психологического воздействия, в котором основное значение придавалось учету индивидуальных особенностей личности заикающегося [10, с. 284].

Заикание сложно по своей структуре и методы коррекции не дают абсолютной гарантии на его устранение. С течением времени сформировалось множество подходов к изучению и коррекции заикания. При множестве противоречивых концепций исследование интонационно-ритмической стороны речи заикающихся современные ученые называют актуальной задачей как фундаментальной, так и прикладной отраслей логопедии [19, с. 56].

Рассмотрим, что известно современному обществу о заикании и методах формирования интонационно-мелодической стороны речи заикающихся.

В нашей стране официальная статистика распространенности данного расстройства не фиксируется. По данным Селиверстова В.И., Беляковой Л.И., Дьяковой Е.А. и других отечественных исследователей, показатель распространенности заикания среди населения варьируется от 1% до 5%.

Ann Packman, Chris Code, Mark Onslow утверждают, что заикание присутствует во всех культурах с распространенностью около 1% [1].

Заикание проявляется в двух формах: неврозоподобной и невротической.

Неврозоподобная форма заикания представляет из себя врожденную патологию пренатального и перинатального периода жизни. Причиной появления является органическое поражение мозга вследствие токсикозов, асфиксий в родах. Проявление заикания при данной форме появляются лишь в период развития фразовой речи вне связи с психотравмирующей ситуацией [5, с. 25].

Предпосылками неврозоподобного заикания являются: задержка физического развития, которая проявляется в плохой координации движений, моторной неловкости; особенности психического развития, которые проявляются в расторможенности, возбудимости, беспокойстве, крикливости и плохом сне [5, с. 25].

Елецкая О.В., Мохряков М.О. указывают, что «для больных с неврозоподобным заиканием характерно более позднее развитие речи и общей моторики, полиморфизм как психопатологической симптоматики (сочетание неврозоподобных и церебрастенических расстройств), так и собственно речевых нарушений (наличие помимо заикания дислалии, тахилалии, недостаточной модуляции голоса и др.)» [11, с. 7].

Заикание невротической формы не имеет врожденный генез. Хотя предполагающим фактором его появления может быть наследственная предрасположенность. Считается, что это приобретенное заболевание нервной системы, когда речевое развитие ребенка опережает нормы. Также причиной возникновения заикания может быть психотравмирующий фактор (испуг, неправильное воспитание и отношение к ребенку, которое влечет за собой неврозы), подражание ребенком невротических проявлений родителей.

Возрастом появления невротического заикания у детей, как самостоятельного нарушения, является период с 2 до 5 лет. Считается, что не у всех дошкольников заикание явно проявляется. Пиком интенсивности его развития является младший школьный возраст, что связано со сменой ведущей деятельности и психологическими нагрузками.

Предпосылками невротического заикания может быть ранее речевое развитие детей. Такие дети, как правило начинают говорить развернутой фразой в 1,5 года, их словарный запас бурно пополняется, грамматической строй речи рано формируется. Из-за подобного быстрого развития темп речи у детей имеет тенденцию на ускорение, дети недоговаривают окончания слов и предложений, допускают грамматические ошибки, пропускают слова и предлоги. При таком развитии у детей имеются нарушения звукопроизношения, характеризующиеся смазанностью.

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. указывают на то, что «до появления заикания у таких детей отмечаются характерологические особенности типа повышенной впечатлительности, тревожности, робости, обидчивости, колебания настроения, чаще в сторону сниженного, раздражительность, плаксивость, нетерпеливость. У некоторых из них в возрасте 2-5-ти лет наблюдаются страхи (боязнь темноты, страх при отсутствии в комнате взрослых, невротический энурез и т.д.)» [5, с. 24].

Во многих исследованиях о коррекции заикания нет деления на невротическую и неврозоподобную форму.

Так, общими механизмами образования заикания, по мнению Визель Т.Г., считается дисбаланс «во взаимоотношениях по векторам «глубина» − коры мозга и правого − левого полушарий». Исследователь описала, что «правое полушарие имеет более мощные и интенсивные связи с глубинными структурами мозга (энергетическим блоком, по А.Р. Лурии). В связи с этим оно является легковозбудимым. ... повышение степени функциональной возбудимости «правого мозга» приводит к критической ситуации. Левое полушарие не справляется с контролем над функционированием правого. Возникает межполушарный конфликт, который выливается в различного рода невротические состояния» [9, с. 105].

Подобные невротические состояния проявляются в судорожности речевого аппарата, которые могут локализоваться как в артикуляционном отделе речевого аппарата, таки в голосовом или дыхательном отделе [4, с. 63].

Для детей с заиканием свойственно хаотичное речевое развитие, которое приводит к нарушениям устной речи в целом. Подтверждением этому являются исследования Борисовой Е.А. Автор выявила, что у детей с заиканием имеются характерные для общего недоразвития речи ошибки: недостаток грамматического, лексического строя речи, навыков словообразования [6, с. 13-14].

Во многих библиографических источниках понятие «заикание» подменяют понятием «логоневроз».

Миссуловин Л.Я. считает неправильным отождествление понятий «заикание» и «логоневроз», так как «в ряде случаев этиопатогенетической основой судорожного речевого заболевания является не психогения, а причиной логоневротических наслоений может служить не только заикание, но и другие нарушения речи» [18, с. 76].

Борисова Е.А. после долгого изучения особенностей заикания и его коррекции, указывает, что у детей преимущественно страдает коммуникативная функция [7, с. 115].

Репиной З.А., Борисовой Е.А. отмечают у детей с заиканием наличие трудности построения речевого высказывания в момент пересказа или составления самостоятельного связного рассказа. Трудности проявляются в использовании преимущественно простых предложений, в склонности к простому перечислению предметов и действий, в нарушении связности и последовательности рассказа [22, с. 69].

Главным же проявлением заикания все же является судорожность мышц речевого аппарата, которое отражается в нарушениях темпо-ритмической организации речи и ее интонационно-мелодической стороны.

Волкова Л.С. отмечает, что у детей с заиканием нарушаются компоненты темпо-ритмической организации речи: словесное ударение, интонация, ритм. Речь детей прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевыми намерениями, эмоциональным состоянием [16, с. 261].

Рау Е.Ю., Голубина А.А. также отмечают проявления нарушений темпо-ритмической организации речи. Ими отмечается, что у детей с заиканием показатели речевой неплавности и дизритмии искажают интонационное оформление высказывания, нарушают синтагматическое членение речи, обусловленное отсутствием люфтпауз и других видов речевого паузирования [20, с. 63-64].

Изучением заикания как феномена занимаются не только логопеды, дефектологи. Данная проблема интересна также психологам, заикание ими рассматривается как расстройство эмоциональной сферы. Крахалев В.В. считает, что при заикании различные особенности развития будут наблюдаться как в эмоционально-личностной сфере детей, так и при анализе его когнитивных функций [13, с. 249].

Крахалев В.В. отмечает, что детей с заиканием психологическим механизмом является возникновение логофобии, которое проявляется напряженным ожиданием невозможности произнести звук, слово, фразу [13, с. 246-247].

Дети с заикание отстают в физическом развитии, особенностями являются: плохая координация, моторная неловкость, поведение характеризуется расторможенностью, возбудимостью [5, с. 25].

Дети чувствуют себя неуверенно, недуг не дает им полноценно общаться, заводить друзей, выступать перед публикой.

Селиверстов В.И. отмечает у детей с заиканием «стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость» [24, с. 29].

У большинства людей во взрослом возрасте сохраняются психологические проявления заикания. Так, например, Мерзлякова В.П. в своем диссертационном исследования, посвященном изучении формирования мотивации достижения успеха при коррекции заикания, выявила, что у 81% подростков и взрослых с заиканием страдают логофобией, проявляющейся в разной степени выраженности в виде волнения, тревожности [17, с. 14].

Своевременная и квалифицированная коррекционно-логопедическая помощь способна скорректировать речевые проявления заикания у детей и устранить дальнейшие изменения в психоречевом развитии.

Для коррекции заикания, по мнению Визель Т.Г., «основным условием противодействия факту неоднозначности иннервации мышц со стороны мозга следует считать привитие ребенку способности правильно делить фразы на смысловые отрезки − синтагмы» [9, с. 111-112].

Самыми эффективными методами коррекции интонационно-мелодической стороны речи являются телесно ориентированные методы, которые рассчитаны на тактильные маркеры логических ударений и смысловых пауз, а также интенсивное выделение их голосом [9, с. 112].

Фесенко Ю.А., Лохов М.И. разработали способ коррекции речи, в котором в качестве базы для логопедических занятий выступает слоговая речь на кодовой частоте как ритмическая основа языковых функций [26, с. 103].

Борисова Е.А. считает важным направлением коррекции заикания и развития темпо-ритмической организации речи, интонационно-мелодической стороны речи является использование логоритмических элементов на логопедических занятиях. Первоначально коррекцию необходимо проводить на базе неречевого ритма (восприятия и воспроизведения). Далее детей знакомят с графическими моделями ритмических рисунков. Дальнейшая работа производится на основе слоговых рядов на индивидуальных и групповых занятиях. Исследователь отмечает, что важно вырабатывать ритмическую речевую артикуляцию в сочетании с дополнительной двигательной артикуляцией [8, с. 61].

Рау Е.Ю., Чайкина А.С. отмечают, что реабилитация заикания необходима не только в форме коррекционной работы с заикающимся, а также с работа семьей в форме программы семейной психолого-педагогической реабилитации [21, с. 213].

Thomas Law, Ann Packman, Mark Onslow, Carol K. S. To изучали использование метода ритмичной речи, также известное за рубежом, как синхронизированная речь по слогам (STS), для преодоления заикания на примере носителей катонского языка. Исследователями был проведен эксперимент, результат которого показал положительную динамику в коррекции. Респонденты в условиях ритмичности речи (синхронизации слогов) менее были подвержены запинкам [3].

Nicole Baumann, Dr. Scott Palasik провели исследование по применению музыкальной терапии в коррекции заикания. На протяжении пяти недель исследователи наблюдали за результатами процентного соотношения запинок в монологах и структурированных отрывках для чтения в процессе прослушивания музыки. Они пришли к выводу, что музыка положительной влияет на процент слогов, заикающихся при чтении отрывков, типы запинок и общий уровень сознания личности [2].

Можно заключить, что заикание влечет за собой множество вторичных нарушений, приводящих к искажению психоречевого развития детей. Эта проблема волновала лекарей древности, и сегодня она изучается прикладной и фундаментальной логопедией. Своевременная коррекционно-логопедическая работа способна скорректировать и компенсировать первичные проявления. Поскольку заикание является сложным нарушением речи, которое имеет глубокие корни в функциях головного мозга, непрерывно изучающихся различными отраслями научного знания, необходимо формировать современный взгляд на теоретическое обоснование тех или иных методов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ann Packman, Chris Code, Mark Onslow «On the cause of stuttering: Integrating theory with brain and behavioral research» // Journal of Neurolinguistics 20(5):353-362. September 2007. URL: https://www.researchgate.net/publication/223508249_On_the_cause_of_stuttering_Integrating_theory_with_brain_and_behavioral_research (дата обращения: 18.12.2022).
  2. Nicole Baumann, Dr. Scott Palasik «The Effects of Music Therapy on Stuttering» // Honors Research Projects. 2017. URL: https://ideaexchange.uakron.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1448&context=honors_research_projects (дата обращения: 18.12.2022).
  3. Thomas Law, Ann Packman, Mark Onslow, Carol K. S. «Rhythmic speech and stuttering reduction in a syllable-timed language» // Clinical Linguistics & Phonetics 32(1):1-18. June 2018. URL: https://www.researchgate.net/publication/325610152_Rhythmic_speech_and_stuttering_reduction_in_a_syllable-timed_language (дата обращения: 18.12.2022).
  4. Архипова Е.Ф. Если ребенок заикается // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. С. 62-67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esli-rebenok-zaikaetsya/viewer (дата обращения: 11.12.2022).
  5. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». М.: В. Секачев, 1998. 304 с.
  6. Борисова Е.А. Педагогическая технология коррекции заикания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург. 2010. 23 с.
  7. Борисова Е.А. Изучение и технология коррекции заикания у дошкольников с общим недоразвитием речи // Образование и наука. 2009. №11 (68). С. 114-122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-i-tehnologiya-korrektsii-zaikaniya-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi/viewer (дата обращения: 11.12.2022).
  8. Борисова Е.А. Формирование плавности речи у детей дошкольного возраста с заимканием // Инновационные проекты и программы в образовании. №4. 2015. С. 59-63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-plavnosti-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-zaikaniem/viewer (дата обращения: 11.12.2022).
  9. Визель Т.Г. О природе заикания и его коррекции // Специальное образование. №1. 2018. С. 105-114. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/8614/1/speo-2018-01-09.pdf(дата обращения: 11.12.2022).
  10. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.384,(16)с
  11. Елецкая О. В., Мохряков М. О. К вопросу о дифференциальной диагностике нарушений речи в структуре эмоциональных расстройств // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S23. С. 6-10. URL: http://e-koncept.ru/2015/75279.htm (дата обращения: 15.05.2023).
  12. Кён Р. Заикание // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальны педагогических учебных заведений: в 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 366-376.
  13. Крахалев В.В. Заикание как расстройство эмоциональной сферы личности // Вестник Московского университета МВД России. №1. 2018. С. 245-250. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaikanie-kak-rasstroystvo-emotsionalnoy-sfery-lichnosti/viewer (дата обращения: 11.12.2022).
  14. Лагузен Х. Способы излечения заикания // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальны педагогических учебных заведений: в 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 356-365.
  15. Либманн А. Патология и терапия заикания и косноязычия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальны педагогических учебных заведений: в 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 388-395.
  16. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
  17. Мерзлякова В.П. Формирование мотивации достижения успеха при коррекции заикания подростков и взрослых: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва. 2006. 24 с. URL: http://www.logo-mpgu.ru/assets/files/avtoreferat-merzlyakova.pdf (дата обращения: 11.12.2022).
  18. Миссуловин Л.Я. Актуальные проблемы исследования и преодоления заикания у подростков и взрослых // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. С. 72-78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-issledovaniya-i-preodoleniya-zaikaniya-u-podrostkov-i-vzroslyh (дата обращения: 11.12.2022).
  19. Поварова И.А. Формирование интонационной выразительности речи у заикающихся // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-intonatsionnoy-vyrazitelnosti-rechi-u-zaikayuschihsya (дата обращения: 20.05.2023).
  20. Рау Е.Ю., Голубина А.А. Влияние особенностей темпоритмической организации речи заикающихся дошкольников на процесс их коммуникации // Специальное образование. 2015. №1. С. 59-65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-osobennostey-temporitmicheskoy-organizatsii-rechi-zaikayuschihsya-doshkolnikov-na-protsess-ih-kommunikatsii/viewer (дата обращения: 11.12.2022).
  21. Рау Е.Ю., Чайкина А.С. Теоретические основы семейной психолого-педагогической реабилитации заикающихся дошкольников // Наука и Школа. №3. 2019. С. 210-217. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-semei-noi-psihologo-pedagogicheskoi-reabilitatsii-zaikayuschihsya-doshkolnikov/viewer (дата обращения: 11.12.2022).
  22. Репина З.А., Борисова Е.А. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием // Специальное образование. №3, 2009. С. 67-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaikaniem/viewer (дата обращения: 11.12.2022).
  23. Самойленко Н.С., Гринер В.А. Опыт работы с логоневротиками дошкольного возраста // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальны педагогических учебных заведений: в 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 439-444.
  24. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. 4-е изд., доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 185 с.
  25. Сикорский И.А. О заикании // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальны педагогических учебных заведений: в 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 377-387.
  26. Фесенко Ю.А., Лохов М.И. Заикание: история и обзор современного состояния проблемы // Вестник СПбГУ. Сер. 11. 2015. Вып.3. С. 93-107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaikanie-istoriya-i-obzor-sovremennogo-sostoyaniya-problemy/viewer (дата обращения: 11.12.2022).
  27. Фрешельс Э. Заикание. Ассоциативная афазия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальны педагогических учебных заведений: в 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 407-414.
  28. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. М., 1937. 299 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Бесчастных Д.А., Куприянова А.И. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ У ЛИЦ С ЗАИКАНИЕМ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 212 - 224. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8390 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8390



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.