'
Бесчастных Д.А., Куприянова А.И.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННО-МЕЛОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ *
Аннотация:
в данной статье представлены результаты экспериментального исследования по определению особенностей интонационно-мелодической стороны речи у школьников с заиканием, направления коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений интонационно-мелодической стороны речи
Ключевые слова:
заикание, интонация, мелодика речи, логическое ударение, пауза, ритм речи, тембр голоса, темп речи, фразовое ударение
УДК 376.37
Бесчастных Д.А.
студент бакалавриата
Тюменский государственный университет
(г. Тюмень, Россия)
Куприянова А.И.
доцент кафедры возрастной физиологии,
специального и инклюзивного образования
Тюменский государственный университет
(г. Тюмень, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННО-МЕЛОДИЧЕСКОЙ
СТОРОНЫ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ
Аннотация: в данной статье представлены результаты экспериментального исследования по определению особенностей интонационно-мелодической стороны речи у школьников с заиканием, направления коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений интонационно-мелодической стороны речи
Ключевые слова: заикание, интонация, мелодика речи, логическое ударение, пауза, ритм речи, тембр голоса, темп речи, фразовое ударение.
Заикание является одним из сложных речевых нарушений, которое в большей степени проявляется в особенностях устрой речи в виде нарушения темпо-ритмической стороны речи и мелодико-интонационной стороны речи.
Изучением механизмов заикания, его особенностей и методов его преодоления занимаются многие исследователи. К их числу можно отнести: Селиверстова В.И., Белякову Л.И., Дьякову Е.А., Мерзлякову В.П., Филатову Ю.О., Аксенову А.О., Борисову Е.А., Новикову И.А., Кривонкина К.Ю., Миссуловин Л.Я., Архипову Е.Ф., Рау Е.Ю., Чайкину А.С., Репину З.А., Фесенко Ю.А., Лохова М.И., Визель Т.Г., Голубину А.А., Чевелеву Н.А. и других.
Заиканию способствует дисбаланс в межполушарном взаимодействии и быстрая скорость формирования речи у детей раннего возраста.
Для детей с заиканием характерно искажение интонационного оформления высказывания, нарушение синтагматического членения речи, обусловленное отсутствием люфтпауз и других видов речевого паузирования.
Изучением процесса формирования и коррекции интонационно-мелодической речи у детей с заиканием занимаются многие исследователи, такие как Визель Т.Г., Фесенко Ю.А., Лохов М.И., Борисова Е.А., Рау Е.Ю., Чайкина А.С., Репина З.А. и другие. Они указывают на важность логоритмических занятий, а также применение приемов слоговой речи на кодовой частоте. Многими исследователями отмечается, что в первую очередь необходима логоритмическая работа над восприятием и воспроизведением неречевого ритма, далее работа проводится на основе слоговых рядов.
Анализ специальной литературы по формированию интонационно-мелодической стороны речи у школьников с заиканием позволил нам организовать собственное эмпирическое исследование, целью которого стала разработка и апробация основных направлений формирования интонационно-мелодической стороны речи у школьников с заиканием.
В исследование участвовали 3 школьников с заиканием в возрасте 8, 11, 10 лет на базе Клуба детского развития «Кругозор» города Тюмени.
Перед началом коррекционной работы нами были выявлены особенности интонационно-мелодической стороны речи у респондентов путем проведения диагностики.
Критериями обследования стали: ритм речи, интонация, логическое ударение, модуляция голоса, тембр голоса, речевое дыхание, темп речи. Также исследование проводилось с учетом алгоритма сбора анамнестических сведений и диагностически значимых критериев дефектологического исследования.
В исследовании использовалась схема обследования интонационной стороны речи у детей Е.Е. Шевцовой, Л.В. Забродиной.
По результатам исследования у всех респондентов имеются нарушения всех компонентов интонационной стороны речи. Речь маловыразительная с запинками. Общими проявлениями недостаточности интонационно-мелодической стороны речи у всех детей являются: трудности обозначения эмоциональной окраски фразы, трудности определения интонационно завершенности фразы, сложности обозначения словесного ударения во фразе, трудности воспроизведения фраз с разным по силе и высоте звучанием.
Результаты диагностики позволили нам построить коррекционно-развивающую программу, направленную на устранение имеющихся нарушений.
Нами была организован формирующий эксперимент, который включил реализацию коррекционно-развивающей программы по формированию интонационно-мелодической стороны речи у школьников с заиканием. Программа имела 2 этапа реализации с направлениями:
1 этап − формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи, включает пять направлений логопедической работы:
2 этап − формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи:
Для составления коррекционно-разваивающей программы за основу была взята методика формирования интонационной выразительности речи у заикающихся И.А. Поваровой, методики формирования навыков рациональной голосоподачи и голосоведения Л.И. Беляковой Л.И., Е.А. Дьяковой, методики развития просодического стороны речи Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, методики формирования интонационной выразительности речи Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой.
В коррекционно-логопедической работе на всех этапах мы использовали упражнения дыхательной, артикуляционно-мимической, голосовой гимнастики, логоритмические упражнения и упражнения на формирование навыка мягкой голосоподачи из пособия «Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания» Е.Е. Шевцовой.
Первый этап формирования интонационно-мелодической стороны речи также включал следующие упражнения: придумывание предложений с повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации, прослушивание предложение с последующим соотнесением рассказов с графическим обозначением; просмотр картинок, содержание которых обозначает определенную интонацию, определить интонацию произнесенных слов.
Второй этап формирования интонационно-мелодической стороны речи включал следующие упражнения: голосовые упражнения с жестикулированием: произнесение фраз «А, как?», «А, как же я?», «Это ты?», «Можно мне?», «Это мне?», «Это вам?», «Это тебе?» и одновременное совершение круговых движений рук и резкое поднятие рук на завершающей фазе голосоподачи; голосовые упражнения с жестикулированием: произнесение междометий «Ах!», «Ох!» с резким сильным взмахом руки вверх; голосовые упражнения с жестикулированием: произнесение междометия «О-о» с плавными, круговыми движениями руки вверх (незавершенность); голосовые упражнения с жестикулированием: произнесение междометия «Ох-ох» с плавными движениями руки вниз; чтение стихотворения (по образцу логопеда), где конец строки всегда совпадает с окончанием речевого выдоха и оформление паузы; чтение рассказов по образцу логопеда; голосовые упражнения произнесения рядов главных с выделением одного гласного ударением; голосовые упражнения произнесения рядов эталонных гласных в вопросительной форме и форме ответа, например, «Аоуи?Аоуи!»; голосовые упражнения произнесения рядов эталонных гласных в вопросительной форме и форме ответа, например, «Аоуи-аоуи-аоуи-аоуи? Аоуи-аоуи-аоуи-аоуи!»; голосовые упражнения произнесения рядов эталонных гласных интонацией завершенности и незавершенности; упражнения модулирования голоса на уровне слитного произнесения коротких синтагм: «Это я? Это я!»; упражнения модулирования голоса на уровне слитного произнесения коротких синтагм: «Пойдем сегодня гулять? Пойдем сегодня гулять!»; упражнения модулирования голоса на уровне слитного произнесения коротких синтагм.
Результативность программы проверялась путем сравнения данных, полученных в результате сопоставления анализа состояния интонационно-мелодической стороны речи у школьников с заиканием. По результатам повторного исследования у всех детей имеется положительная динамика в развитии. Речь детей стала немного мелодичнее.
Таким образом, можно считать, что предложенная нами коррекционно-развивающая программа является результативной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4
Ссылка для цитирования:
Бесчастных Д.А., Куприянова А.И. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННО-МЕЛОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 225 - 233. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8391 (дата обращения: 29.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*