'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 45

Просмотры  160 просмотров

Большакова А.А., Шадрина С.Н.

  


МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ *

  


Аннотация:
статья посвящена актуальной, на сегодняшний день, теме – развитию восприятия художественной литературы младшими школьниками на уроках литературного чтения. В статье даётся определение таким понятиям, как: «восприятие», «художественная литература» «музыка». Рассматриваются виды отношения учеников младшего школьного возраста к художественному миру, перечисляются основные цели обучения, которые включает в себя развитие художественного восприятия младших школьников. В рамках данной статьи проводится экспериментально-опытная работа, которая с помощью методики выявляет, что при разработке комплекса уроков развития восприятия художественного произведения младшими школьниками с использованием музыки, уровень восприятия младших школьников становится выше   

Ключевые слова:
произведение, младшие школьники, уроки, литературное чтение, восприятие, музыка   


УДК 37

Большакова А.А.

студентка 3-го курса Педагогического института

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

(г. Якутск, Россия)

 

Шадрина С.Н.

к.п.н., доцент кафедры НО

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

(г. Якутск, Россия)

 

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МЛАДШИМИ

ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 

Аннотация: статья посвящена актуальной, на сегодняшний день, теме – развитию восприятия художественной литературы младшими школьниками на уроках литературного чтения. В статье даётся определение таким понятиям, как: «восприятие», «художественная литература» «музыка». Рассматриваются виды отношения учеников младшего школьного возраста к художественному миру, перечисляются основные цели обучения, которые включает в себя развитие художественного восприятия младших школьников. В рамках данной статьи проводится экспериментально-опытная работа, которая с помощью методики выявляет, что при разработке комплекса уроков развития восприятия художественного произведения младшими школьниками с использованием музыки, уровень восприятия младших школьников становится выше.

 

Ключевые слова: произведение, младшие школьники, уроки, литературное чтение, восприятие, музыка.

 

Современное начальное образование ориентировано на процесс всестороннего развития личности ребенка с целью его полноценной социализации в контексте окружающей действительности. Особое внимание уделяется формированию и развитию восприятия ребенка. Это связано с тем, что восприятие, как психологический процесс, направлено на получение знаний о мире с целью создания общей картины определенных предметов, явлений и т.д. В контексте восприятия немаловажное значение имеют особенности восприятия детьми младшего школьного возраста с использованием музыкальных произведений. Необходимость рассмотрения данного аспекта исследования связана с тем, что в процессе обучения и воспитания детей литература обладает огромным потенциалом, особенно в аспекте нравственного развития школьников.

Художественная литература позволяет ребенку сформировать необходимые ценности через восприятие сюжета произведения, анализ поведения героев и т.д. С этой точки зрения необходимо сосредоточиться на теоретическом и практическом анализе особенностей восприятия детьми младшего школьного возраста художественных произведений на уроках литературного чтения.

Восприятие - это психический процесс, связанный с созданием целостного образа объекта, который оказывает воздействие на анализаторы организма. Восприятие - это способ обработки сенсорных данных, преобразованных в образы предметов, процессов и явлений окружающего мира.

Восприятие формируется постепенно. На разных этапах развития ребенка оно имеет разные уровни функционирования, что определяет его место в разработке методов обучения и воспитания.

В младшем школьном возрасте восприятие учеников находится на стадии активного развития. Оно характеризуется несовершенством и преобладанием непроизвольности. Управление восприятием также еще не вполне сформировано у школьников, только вступивших на путь познания [1].

Композитор М. Мусоргский считал музыку «художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее». Но есть художественные преимущества в сочетании звуков: в музыке в тысячу раз больше эмоциональных оттенков, нежели в сочетании слов.

Одним из средств развития восприятия литературных произведений является использование музыки. Этот метод позволяет детям лучше понять содержание, насладиться языковой красотой текста и почувствовать эмоциональную составляющую произведения. [4]

Психологи считают, что у учащихся начальной школы проявляются два типа отношения к художественному миру произведения искусства. Первый тип - эмоционально-образный, который представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию детей на образы, находящиеся в центре произведения. Второй - интеллектуально-оценочное отношение - формируется под влиянием жизненного и читательского опыта ребенка, который включает элементы анализа.

Третье-четвероклассники уже имеют некоторый опыт чтения и растут в росте. Как читатели они начинают проявлять себя на более высоком уровне. Они способны самостоятельно уловить идею произведения, если его композиция несложная и произведение с похожей структурой уже обсуждалось ранее. Воображение достаточно развито, чтобы по описанию воссоздать невиданный ранее объект, если для его описания используются языковые средства. Ученики этого уровня развивают эмпатию к автору, т.е. отличают свою собственную читательскую позицию от позиции автора. Они способны без посторонней помощи уловить формальные характеристики произведения, испытать удовольствие от формы, заметить и оценить случаи соответствия между содержанием и формой [3].

Учитель является посредником между ребенком и огромным и прекрасным миром литературы. Педагогическая задача учителя - организовать изучение литературы таким образом, чтобы оно способствовало естественному и органичному проявлению собственных духовных способностей ребенка, соответствующих этапу его развития.

Восприятие художественной литературы на уроках литературного чтения в начальной школе - это активная деятельность, которая требует соответствующей подготовки. Развитие художественного восприятия включает в себя следующие основные цели обучения:

1) развитие чувствительности к произведению;

2) развитие способности выражать собственное отношение к произведению искусства;

3) развитие более глубокого знания и понимания литературы [2].

Чтобы урок был эффективным, учитель должен строго продумать количество произведений, отобранных для прослушивания, и способность учащихся их усвоить. За урок следует показывать не более 3-4 произведений. В то же время учителю важно помнить, что урок не должен быть пустым, медленным и казаться «легким». Он должен быть содержательным и полным трудностей, которые дети могут преодолеть [2].

С целью выявления уровня развития восприятия художественного произведения у младших школьников, нами была проведена экспериментальная работа. Экспериментальная работа была проведена на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №26 им. Е.Ю. Келле-Пелле» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск. В исследовании приняли участие ученики 3 «Е» класса в количестве 20 человек. Средний возраст испытуемых: 9-10 лет.

Методы и приемы развития восприятия литературных произведений младшими школьниками не ограничиваются классическим чтением вслух или обсуждением.  С помощью музыки, игр и различных креативных заданий, дети могут не только улучшить свое владение русским языком, но и расширить свои знания о мире вокруг них.

Экспериментальная работа по развитию восприятия художественного произведения младшими школьниками на уроках литературного чтения включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Показатели первичной диагностики свидетельствуют преимущественно о среднем и низком уровне сформированности восприятия текста и литературного развития ребенка. Это говорит о том, что младшие школьники нуждаются в развитии восприятия художественных произведений. В связи с этим, нами были разработаны и реализованы уроки по развитию восприятия художественных произведений младшими школьниками на уроках литературного чтения с использованием музыки.

В ходе уроков ученики совершенствовали умение анализировать произведения, высказывать свои мысли и чувства по поводу произведений, а также использовали свое воображение для создания своих собственных иллюстраций и рассказов. Были опробованы различные методы и формы работы, была использована музыка, помогающая развивать восприятие детей и прививать интерес к чтению литературы. После проведения формирующих уроков, направленных на развитие восприятия художественного произведения младшими школьниками на уроках литературного чтения, была проведена повторная диагностика. При проведении повторной диагностики уровня развития восприятия художественного произведения младшими школьниками были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе.

При повторной диагностике было выявлено, что у младших школьников уровень развития восприятия художественного произведения с использованием музыки стал значительно выше. По результатам исследования по методике Воюшиной М.П. количество младших школьников, которые обладают наивысшим уровнем восприятия текста – уровнем «идеи», стало выше (с 15% до 40%). Количество младших школьников, которые продемонстрировали уровень восприятия текста на уровне «героя» также увеличилось с 25% до 40%. А вот число младших школьников, которые понимают текст произведения на констатирующем уровне сократилось с 40% до 10%. Также число младших школьников, которые могут понимать тексты на фрагментарном уровне  сократилось с 20% до 10%. Далее по методике О.С. Ушаковой мы увидим, что уровень сформированности смыслового восприятия текста у младших школьников стал значительно выше. И на заключительной методике Н. В. Гавриш также увидим, что уровень сформированности понимания смысла и жанровых особенностей художественного произведения у младших школьников стал значительно выше. Это говорит о том, что проведённые занятия являются достаточно эффективными и оказали положительное влияние на развитие восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения.

Результаты исследования подтвердили эффективность использования музыки, направленных на развитие восприятия художественного произведения младшими школьниками на уроках литературного чтения.

Подводя итог данной статье, стоит отметить, что восприятие художественной литературы детьми младшего школьного возраста на уроках литературного чтения тесно связано с музыкой. Важно учитывать характер взаимоотношений между этими компонентами при организации восприятия детьми произведений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Боровенская, И. Ю. Особенности восприятия детьми младшего школьного возраста / И.Ю. Боровенская, Н.В. Котлярова, Н.А. Кондрашева // Молодой ученый. - 2017. - №41. - С. 154-157.
  2. Воюшина М. П., Кислинская С. А., Лебедева Е. А. и др. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 288 с.
  3. Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей младшего школьного возраста / С.Ю. Кондратьева // Педагогика. - № 12. - 2020. - С. 13–19.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов/ И.А. Зимняя. М.: Логос, 2014. ‒ 383с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Большакова А.А., Шадрина С.Н. МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 234 - 240. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8392 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8392



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.