'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 46

Просмотры  131 просмотров

Войсковая Ю.О.

  


РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
статья посвящена проблеме развития лидерских качеств у младших школьников в современном обществе. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по данной проблематике, рассмотрены подходы к определению «лидерство», «лидерские качества» в научной литературе. Отмечается, что развитие лидерских качеств в младшем школьном возрасте происходит в коллективе благодаря взаимосвязью педагога и родителей (законных представителей) и описываются условия для эффективного развития   

Ключевые слова:
лидерские качества, лидер, лидерство, младший школьный возраст   


УДК 37

Войсковая Ю.О.

магистр

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(г. Челябинск, Россия)

 

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: статья посвящена проблеме развития лидерских качеств у младших школьников в современном обществе. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по данной проблематике, рассмотрены подходы к определению «лидерство», «лидерские качества» в научной литературе. Отмечается, что развитие лидерских качеств в младшем школьном возрасте происходит в коллективе благодаря взаимосвязью педагога и родителей (законных представителей) и описываются условия для эффективного развития.

 

Ключевые слова: лидерские качества, лидер, лидерство, младший школьный возраст.

 

Младший школьный возраст – особенно ценный период жизни, в протяжении которой формируются и развиваются важные индивидуальные качества, позволяющие детям быть успешными в будущем. Психологи отмечают, что именно в этом возрасте дети обладают наибольшими резервами развития.

Ведущим видом деятельности является учебная, определяющая основные изменения в познавательной сфере деятельности. В учебной деятельности у учащегося складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции. Происходит перестройка сознательных процессов

Проблема раннего развития будущих лидеров в настоящее время активно изучается в психолого-педагогической науке как в отечественной, так и в зарубежной. На современном этапе развития общества дети, обладающие лидерскими качествами – это стратегически важная государственная задача, которая ведет к прогрессу общества.

На сегодняшний день проблема развития лидерских качеств в младшем школьном возрасте нашла научный интерес среди зарубежных и отечественных ученых: Д. Лори, Дж Пикен (проблема лидерства), А.Ш Шмелев (анализ лидерских качеств личности), Е.В. Андриенко, В.В. Давыдов, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский (стиль лидерства), Т.Е. Вежевич (педагогические условия формирования лидерских качеств), Л.И. Уманский (включение личности в социально-значимые отношения в позиции лидера), В.Ф. Рубахин (особенности формирования и проявления лидерских способностей), Е.А. Аркин (основное качество ребенка-лидера – инициативность). [1,2,3,5,6] .

Термин «лидерство» в психолого-педагогической литературе рассматривается как умение сформировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. В психологии лидерство рассматривается как отношение доминирования и подчинения, воздействия и следствия в концепции межличностных отношений в группе [1].

Анализирую психолого-педагогическую литературу по данной проблеме можно сказать, что лидерские качества младшего школьника – совокупность знаний, умений и внутренних особенностей личности, способствующие эффективному лидерскому поведению, которые позволяют ребенку активно взаимодействовать с группой и эффективно управлять ею.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нацелен на формирование личностных компетенций, отражающих способности к взаимодействию, а также ориентирует на создание условий для формирования у детей таких лидерских качеств как: инициативность, самостоятельность и ответственность [8].

Таким образом, одной из центральных задач общеобразовательной школы становится подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию себя – формирования активной позиции обучающегося в образовательной деятельности. Необходимо сформировать у ребенка представления о себе и своих возможностях, умение всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно строить свои взаимоотношения с окружающими.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», говориться, что одним из основных направлений развития воспитания выступает поддержка общественных объединений в сфере воспитания, а именно развитие лидерского потенциала детей [7].

Опираясь на основные тенденции общественного развития и совершенствования образования можно утверждать, что проблема развития лидерских качеств у младшего школьника имеет значимую роль в современном обществе.

В настоящее время проблема развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста резко возросла и получила особую актуальность в современном обществе. Это происходит в процессе развития общества и значительных социально-экономических преобразований. Появляется острая необходимость в людях, которые смогут не только грамотно говорить, излагать свои мысли, но и взаимодействовать с другими для достижения поставленных целей и быть лидером.

Особое влияние на развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста выступают такие факторы – отношение окружающих, а также осознание самим ребенком отличительных особенностей своей деятельности. Такое понимание не возникает автоматически: родителям и педагогам необходимо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих, а главное – формировать субъективную позицию.

Развитие лидерских качеств у младших школьников происходит не самостоятельно, особое влияние на это оказывают оценка окружающих (родителей, педагога, сверстников и др.). Основными задачами педагога и родителей является помощь в приобретении индивидуального опыта ребенком в межличностных отношениях взаимоотношениях, опыта самовыражения и самореализации для совершенствования своих организаторских и управленческих способностей.

В свою очередь необходимо отметить, что в этом возрасте лидерские качества развиваются в коллективе. В младших классах дети коммуникативны и легко проявляют лидерство, педагогу, во взаимосвязи с родителями (законным представителем), следует развивать лидерские качества, а именно:

  1. Мотивацию – следует развивать у ребенка стремление к лидерским позиция не только в учебной и внеучебной, но и в иных видах деятельности;
  2. Уверенность в себе – каждый ребенок-лидер, должен быть уверенным в принятом решении;
  3. Чувство ответственности – младший школьник должен уметь принимать решения и отвечать. Немало важно, чтобы ответственность к делу носила осознанный характер;
  4. Осознано восприятия своих возможностей и адекватной оценки, отвечающей возможностям достижения цели той или иной деятельности;
  5. Умения действовать последовательно и быть упорным в достижении конкретных целей деятельности. Необходимо научится проявлять упорство и стремится доводить начатое дело до логического завершения.

Так же для эффективного развития лидерских качеств у учащихся младшего школьного возраста необходимо обеспечить психолого-педагогические условия. Во-первых – потребность детского коллектива в лидерстве, во-вторых – учет индивидуальных особенностей младшего школьника, а именно тип темперамента, мотивация, склонности и др.

Как отмечает Макарова О.А., при организации работы по развитию лидерских качеств педагогу важно не упустить ни одного ребенка, дать возможность каждому попробовать себя в роли лидера в различных ситуациях [5].

Таким образом развитие лидерских качеств младших школьников в современном обществе определяется как совокупность определенных свойств, черт, которые позволяют ребенку выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения.

Развитие лидерских качеств у младших школьников – актуальная психолого-педагогическая проблема, решение которой происходит через включение учащихся в различные виды деятельности, в процессе которых младшие школьники учатся работать в коллективе, высказывать свое мнение, слушать и слышать, формируются ответственность, активность, инициативность, общительность, организованность и другие положительные качества необходимы в современном обществе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина – 7-е изд., стер. – М. : «Академия», 2012 – 264 с
  2. Аркин Е.А. Вопросы физического воспитания /Е.А. Аркин // Дошкольное воспитание. – 1939. – № 7-9. – 17-2 с..
  3. Вежевич Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся : дис.... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.Е. Вежевич. – Улан-Удэ, 2001. – 198 c.
  4. Макарова, О. А. Феномен лидерства в коллективе младших школьников / О.А. Макарова // Молодой ученый. – 2015. – № 7. – 680-683 с.
  5. Рубахин В.Ф. Психологические аспекты управления / Рубахин В.Ф., Филиппов А.В. – М. : Знание, 1973 – 64 с.
  6. Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие / Л.И. Уманский. – М.:– 1967. – 189 с
  7. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р – М [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html . (29.11.2022)
  8. Федеральную образовательную программу начального общего образования/ утвержденную приказом Минпросвещения России от 16 ноября 2022 г. № 992 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ . (14.12.2022) 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Войсковая Ю.О. РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 241 - 246. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8393 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8393



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.