'
Войсковая Ю.О.
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *
Аннотация:
статья посвящена проблеме развития лидерских качеств у младших школьников в современном обществе. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по данной проблематике, рассмотрены подходы к определению «лидерство», «лидерские качества» в научной литературе. Отмечается, что развитие лидерских качеств в младшем школьном возрасте происходит в коллективе благодаря взаимосвязью педагога и родителей (законных представителей) и описываются условия для эффективного развития
Ключевые слова:
лидерские качества, лидер, лидерство, младший школьный возраст
УДК 37
Войсковая Ю.О.
магистр
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
(г. Челябинск, Россия)
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: статья посвящена проблеме развития лидерских качеств у младших школьников в современном обществе. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по данной проблематике, рассмотрены подходы к определению «лидерство», «лидерские качества» в научной литературе. Отмечается, что развитие лидерских качеств в младшем школьном возрасте происходит в коллективе благодаря взаимосвязью педагога и родителей (законных представителей) и описываются условия для эффективного развития.
Ключевые слова: лидерские качества, лидер, лидерство, младший школьный возраст.
Младший школьный возраст – особенно ценный период жизни, в протяжении которой формируются и развиваются важные индивидуальные качества, позволяющие детям быть успешными в будущем. Психологи отмечают, что именно в этом возрасте дети обладают наибольшими резервами развития.
Ведущим видом деятельности является учебная, определяющая основные изменения в познавательной сфере деятельности. В учебной деятельности у учащегося складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции. Происходит перестройка сознательных процессов
Проблема раннего развития будущих лидеров в настоящее время активно изучается в психолого-педагогической науке как в отечественной, так и в зарубежной. На современном этапе развития общества дети, обладающие лидерскими качествами – это стратегически важная государственная задача, которая ведет к прогрессу общества.
На сегодняшний день проблема развития лидерских качеств в младшем школьном возрасте нашла научный интерес среди зарубежных и отечественных ученых: Д. Лори, Дж Пикен (проблема лидерства), А.Ш Шмелев (анализ лидерских качеств личности), Е.В. Андриенко, В.В. Давыдов, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский (стиль лидерства), Т.Е. Вежевич (педагогические условия формирования лидерских качеств), Л.И. Уманский (включение личности в социально-значимые отношения в позиции лидера), В.Ф. Рубахин (особенности формирования и проявления лидерских способностей), Е.А. Аркин (основное качество ребенка-лидера – инициативность). [1,2,3,5,6] .
Термин «лидерство» в психолого-педагогической литературе рассматривается как умение сформировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. В психологии лидерство рассматривается как отношение доминирования и подчинения, воздействия и следствия в концепции межличностных отношений в группе [1].
Анализирую психолого-педагогическую литературу по данной проблеме можно сказать, что лидерские качества младшего школьника – совокупность знаний, умений и внутренних особенностей личности, способствующие эффективному лидерскому поведению, которые позволяют ребенку активно взаимодействовать с группой и эффективно управлять ею.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нацелен на формирование личностных компетенций, отражающих способности к взаимодействию, а также ориентирует на создание условий для формирования у детей таких лидерских качеств как: инициативность, самостоятельность и ответственность [8].
Таким образом, одной из центральных задач общеобразовательной школы становится подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию себя – формирования активной позиции обучающегося в образовательной деятельности. Необходимо сформировать у ребенка представления о себе и своих возможностях, умение всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно строить свои взаимоотношения с окружающими.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», говориться, что одним из основных направлений развития воспитания выступает поддержка общественных объединений в сфере воспитания, а именно развитие лидерского потенциала детей [7].
Опираясь на основные тенденции общественного развития и совершенствования образования можно утверждать, что проблема развития лидерских качеств у младшего школьника имеет значимую роль в современном обществе.
В настоящее время проблема развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста резко возросла и получила особую актуальность в современном обществе. Это происходит в процессе развития общества и значительных социально-экономических преобразований. Появляется острая необходимость в людях, которые смогут не только грамотно говорить, излагать свои мысли, но и взаимодействовать с другими для достижения поставленных целей и быть лидером.
Особое влияние на развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста выступают такие факторы – отношение окружающих, а также осознание самим ребенком отличительных особенностей своей деятельности. Такое понимание не возникает автоматически: родителям и педагогам необходимо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих, а главное – формировать субъективную позицию.
Развитие лидерских качеств у младших школьников происходит не самостоятельно, особое влияние на это оказывают оценка окружающих (родителей, педагога, сверстников и др.). Основными задачами педагога и родителей является помощь в приобретении индивидуального опыта ребенком в межличностных отношениях взаимоотношениях, опыта самовыражения и самореализации для совершенствования своих организаторских и управленческих способностей.
В свою очередь необходимо отметить, что в этом возрасте лидерские качества развиваются в коллективе. В младших классах дети коммуникативны и легко проявляют лидерство, педагогу, во взаимосвязи с родителями (законным представителем), следует развивать лидерские качества, а именно:
Так же для эффективного развития лидерских качеств у учащихся младшего школьного возраста необходимо обеспечить психолого-педагогические условия. Во-первых – потребность детского коллектива в лидерстве, во-вторых – учет индивидуальных особенностей младшего школьника, а именно тип темперамента, мотивация, склонности и др.
Как отмечает Макарова О.А., при организации работы по развитию лидерских качеств педагогу важно не упустить ни одного ребенка, дать возможность каждому попробовать себя в роли лидера в различных ситуациях [5].
Таким образом развитие лидерских качеств младших школьников в современном обществе определяется как совокупность определенных свойств, черт, которые позволяют ребенку выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения.
Развитие лидерских качеств у младших школьников – актуальная психолого-педагогическая проблема, решение которой происходит через включение учащихся в различные виды деятельности, в процессе которых младшие школьники учатся работать в коллективе, высказывать свое мнение, слушать и слышать, формируются ответственность, активность, инициативность, общительность, организованность и другие положительные качества необходимы в современном обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4
Ссылка для цитирования:
Войсковая Ю.О. РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 241 - 246. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8393 (дата обращения: 29.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*