'
Вологодская О.В., Ожмекова Н.Ю.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОГРАФИКИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ *
Аннотация:
статья посвящена актуальной проблеме обучения в общеобразовательной школе – развитию умения работать с несплошными текстами как одним из средств формирования читательской грамотности на уроках географии в связи с актуализацией вопросов формирования читательской грамотности обучающихся в федеральных государственных образовательных стандартах. В статье рассматривается инфографика как источник информации, предлагаются варианты работы с готовой инфографикой, даются примеры заданий к ним, позволяющие оценить различные группы читательских умений школьников
Ключевые слова:
инфографика, читательская грамотность, несплошной текст, группы читательских умений
DOI 10.24412/2712-8849-2023-562-247-257
УДК 372.891
Вологодская О.В.
старший преподаватель отделения общего образования
Приволжского межрегионального центра повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования,
Казанский (Приволжский) федеральный университет
(г. Казань, Россия)
Ожмекова Н.Ю.
старший преподаватель отделения общего образования
Приволжского межрегионального центра повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования,
Казанский (Приволжский) федеральный университет
(г. Казань, Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОГРАФИКИ
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ
ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме обучения в общеобразовательной школе – развитию умения работать с несплошными текстами как одним из средств формирования читательской грамотности на уроках географии в связи с актуализацией вопросов формирования читательской грамотности обучающихся в федеральных государственных образовательных стандартах. В статье рассматривается инфографика как источник информации, предлагаются варианты работы с готовой инфографикой, даются примеры заданий к ним, позволяющие оценить различные группы читательских умений школьников.
Ключевые слова: инфографика, читательская грамотность, несплошной текст, группы читательских умений.
В обновленных ФГОС ООО особое внимание уделяется формированию у школьников функциональной грамотности, т.е. способности человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Особое место среди метапредметных результатов уделяется работе с информацией. В географическом образовании читательская функциональная грамотность может быть соотнесена с такими предметными результатами, как
- «умение выбирать и использовать источники географической информации, необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач, практических задач в повседневной жизни;
- умение представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач» [1, с. 72]
Картографическая грамотность в данном случае выступает одним из важнейших компонентов читательской грамотности. Если рассматривать шире, то умение использовать модели, отражающие реальные географические процессы и явления, относится как к предметным географическим, так и к метапредметным умениям, а также является проявлением читательской грамотности.
Инфографика может выступать источником географической информации, которая должна быть проанализирована и интерпретирована с целью ее понимания или восприятия, так как представляет собой синтетическую форму организации информационного материала – в ней может быть представлена информация, включающая в себя изображения, графики, картосхемы, числовые данные, краткие пояснения, термины, комментарии и др.
Инфографика относится к несплошным текстам по классификации PISA и не всегда воспринимается учащимися как текст. Умение работать с такими текстами приобретается постепенно и поэтому требует усилий как со стороны преподавателя, так и со стороны учащихся. Задания, направленные на проверку умения находить, сравнивать, анализировать данные, представленные в несплошных текстах, вызывают трудности у школьников. Об этом свидетельствуют и результаты государственной итоговой аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, диагностических работ общероссийской оценки по модели PISA. Для того, чтобы сформировать у обучающихся данное умение в контексте преподаваемого им учебного предмета, учитель и сам должен быть компетентным в данном вопросе.
В сентябре 2021 года ГАУ «Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов» Республики Татарстан проводил «апробацию диагностики профессиональных компетенций педагогических работников в государственной информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан», в которой приняло участие 8 512 педагогических работников общеобразовательных организаций РТ, в том числе 241 учитель географии. Анализ результатов диагностики показал затруднения тестируемых при выполнении заданий, в которых учителя должны свободно ориентироваться в группах читательских умений. При этом затруднения выявлены именно в области форм и приёмов работы с несплошными текстами» [2, с. 56]
Например, по условию одного из заданий участникам диагностики предлагалось рассмотреть учебные задания для учеников по географии по работе с инфографикой и определить, на развитие каких читательских умений школьников они направлены. Процент успешности составил лишь 38,10%.
Поэтому, для ликвидации профессиональных затруднений педагогов, ЦНППМПР Казанского (Приволжского) федерального университета проводят курсы повышения квалификации и иные мероприятия, которые помогают учителям разных предметов повышать свой уровень функциональной грамотности.
Так, в программы ДПОП ПК по географии включены практикумы, методические семинары по теме «Работа с несплошными текстами как способ формирования функциональной грамотности школьника», на которых учителя конструируют учебный материал урока - подбирают инфографику из открытых источников в Интернете, составляют вопросы и задания для формирования разных групп читательской грамотности учащихся.
Приведем примеры таких заданий по географии для 5-6 классов.
Изучите инфографику «Семь вершин» (см. рис 1) и выполните задания (см. таблицу 1):
Рис.1 Инфографика «Семь вершин»
Увеличить инфографику
Таблица 1 «Задания по инфографике «Семь вершин»
Задания
|
Читательские умения |
Формируемые умения/ деятельность ученика |
1. Какая гора возглавляет рейтинг 7 вершин мира? В какой части света она расположена? Определите ее высоту.
2. В каком году была впервые покорена самая высокая вершина мира? |
Находить и извлекать информацию из текста
|
находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста |
3. Используя информацию из инфографики заполните таблицу “Семь вершин” в порядке уменьшения их высоты:
|
Обобщение и интерпретация информации, представленной в тексте |
ранжировать, группировать, классифицировать объекты, находящиеся в тексте |
4. Сколько всего насчитывалось покорителей Эвереста? Какую долю из них составляют мужчины? 5. В каком году Эверест был впервые покорен женщиной?
|
Находить и извлекать информацию из текста
|
находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста |
6. Какой год можно назвать самым смертоносным в истории покорения Эвереста?
7. В каком году наблюдается пик в покорении Эвереста? Определите количество альпинистов. |
Находить и извлекать информацию
|
определять место, где содержится искомая информация;
находить и извлекать одну или несколько единиц информации, представленных в неявном виде
|
8. Что происходит с организмом альпиниста при восхождении на высоту более 2500 м.?
|
Использовать информацию из текста |
формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу |
9. Объясни, почему высоту более 7 600 м. часто называют “мертвой зоной”? |
Интегрировать и интерпретировать информацию текста |
Интегрировать и формулировать выводы (умозаключения) на основе обобщения отдельных частей текста / на основе нескольких источников |
10. Альпинизм - восхождение на горные вершины. Отношение к альпинизму разное. Наиболее известны две противоположные точки зрения. Та небольшая часть людей, кто ходит в горы и посвящает этому занятию все свое свободное время и не только, считает альпинизм чем-то особенным. Для другой, большей части людей, девизом служит: «Умный в гору не пойдет…».
Приведите 2-3 своих аргумента в пользу каждой из двух противоположных точек зрения. Какая из них ближе вам? |
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста |
Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте |
Изучите инфографику «Самые интересные факты о погоде» (см. рис 2) и выполните задания (см. таблицу 2):
Рис. 2 Инфографика «Самые интересные факты о погоде»
Увеличить инфографику
Таблица 2 «Задания по инфографике «Самые интересные факты о погоде»
Задания
|
Читательские умения |
Формируемые умения/ деятельность ученика |
||||||||||||
1. Используя информацию из инфографики, установи соответствие:
|
Находить и извлекать информацию из текста
|
находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
|
||||||||||||
2. Какой информации о дожде НЕТ в тексте инфографики: А) Средний диаметр капли дождя в Лондоне составлял от 0,5 до 6—7 мм; Б) Пула – денежная единица Ботсваны – переводится как «дождь»; В) Выпадающий дождь по четвергам в Лондоне пока не поддается объяснению; Г) На Гавайских островах за год в среднем выпадает больше 10 м. осадков в виде дождя |
Находить и извлекать информацию из текста
|
находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
|
||||||||||||
3. Найдите на карте мира информацию – общую для представленных пар. Подпишите каждой паре, что именно их объединяет:
А) «Самый сильный ветер» «Самая крупная градина» ______________________________________________
Б) «Самое грозовое место» «Где платят и здороваются дождем» _______________________________________________
|
Обобщение и интерпретация информации, представленной в тексте |
группировать, классифицировать объекты, находящиеся в тексте;
интегрировать и формулировать выводы (умозаключения) на основе обобщения отдельных частей текста |
||||||||||||
4. Метеорологи наблюдают за погодой на протяжении многих веков. Используя условные знаки, результаты наблюдения заносят в специальные таблицы. Прочитайте описание погодных явлений и подберите к каждому из них свой условный знак: Нарисуйте условный знак в правый столбец таблицы, соответствующий интересному погодному факту:
|
Обобщение и интерпретация информации, представленной в тексте |
соотносить визуальное изображение с вербальным текстом |
||||||||||||
5. Объясните, почему в долинах Антарктиды дождей не было уже 2 тыс. лет?
|
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста |
высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте |
||||||||||||
6. Продолжи высказывание: Самым дождливым местом на Земле считается ______________________. Здесь насчитывается ____________________________ дней в году.
Приведи 2 причины, объясняющие этот удивительный факт.
|
Использовать информацию из текста |
использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний |
Заключение
Чаще всего в образовательном процессе инфографика не всегда воспринимается как текст в качестве учебного материала со стороны самого учителя, так и со стороны учащихся. Поэтому на современном этапе развития образования целесообразно включать в информационное пространство урока новые форматы несплошных текстов – инфографику, Ее можно использовать для упрощения сложной информации, повышения доступности данных и визуального вовлечения учащихся. Инфографику можно использовать как введение в тему, как способ закрепить обучение или как инструмент для оценки. Учителя также могут предложить учащимся создать собственную инфографику, чтобы продемонстрировать свое понимание темы.
Очевидно, что навык работы с инфографикой бесценен. На его основе ведется отработка различных способов извлечения информации, формируется логическое мышление, проявляются навыки анализа и синтеза. А уже на основе извлеченной информации учащиеся учатся составлять собственные тексты, что является целеполагающей основой формирования их читательской грамотности.
Правильно организованная работа с такими текстами (выбор структуры действий, системы вопросов, заданий, упражнений) будет способствовать повышению результатов учащихся по основной образовательной программе на разных этапах ее освоения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4
Ссылка для цитирования:
Вологодская О.В., Ожмекова Н.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОГРАФИКИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 247 - 257. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8394 (дата обращения: 29.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*