'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 48

Просмотры  86 просмотров

Думброва А.А.

  


ИКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается теоретическая основа использования ИКТ в обучении грамматике английского языка, методологические подходы и примеры практического применения. Особое внимание уделяется разработке мультимедийных материалов, взаимодействию в виртуальных классах и использованию обучающих программ и приложений   

Ключевые слова:
ИКТ, английский язык, методологические подходы, практическое применение   


УДК 37

Думброва А.А.

Московская Международная Академия

(г. Москва, Россия)

 

ИКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

Аннотация: в данной статье рассматривается теоретическая основа использования ИКТ в обучении грамматике английского языка, методологические подходы и примеры практического применения. Особое внимание уделяется разработке мультимедийных материалов, взаимодействию в виртуальных классах и использованию обучающих программ и приложений.

 

Ключевые слова: ИКТ, английский язык, методологические подходы, практическое применение.

 

Введение

В современном образовательном процессе происходит активная информатизация, как и в остальных сферах жизнедеятельности человека. Педагогические технологии, которые раньше считались традиционными, трансформируются и переходят в разряд инновационных технологий.

Под технологией (от греч. techne – искусство, logos – учение) в более широком смысле понимается номинация определенного объема знаний, используемых для производств услуг и товаров. В узком значении технология – это совокупность приемов, применяемых в определенном деле. В методической литературе понимание технологии обучения несколько иное. В этой области термин «технология» используется с 50-х гг. XX в. для описания места и роли аудиовизуальных средств (современных информационно-коммуникационных средств) в процессе освоения иностранных языков. Уже к 60-м гг. XX века данный термин стал ассоциироваться с программированным обучением, алгоритмизацией действий и пошаговым контролем за осуществлением этих действий, т. е. окончательно перешел в разряд информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Программированное обучение раньше осуществлялось не в компьютеризированном виде, но также и в традиционном формате.

В современной педагогике понятие «технология» расширило свою трактовку. Если раньше под педагогической технологией понимались способы обучения учащихся при помощи технических средств, что сравнимо с современным понимаем ИКТ, которое более подробно рассмотрим ниже, то сегодня педагогическая технология чаще осмысливается как систематическое и последовательное воплощение учебно-воспитательного процесса на практике, которое является заранее спланированным и спроектированным.

  1. Теоретическая часть

Активное развитие и постоянное совершенствование информационных технологий, используемых в общеобразовательной школе, связано, прежде всего, с тем, что мы живем в век новейших технологий, которые применяются в различных сферах жизнедеятельности человека. Образовательная сфера использования новейших средств связи и поиска информации не является исключением. Учителя все чаще приветствуют использование ИКТ на уроках, одобряя всеобщие процессы всемирной глобализации. Интеграция ИКТ в образовательный процесс позволяет современной школе отвечать новой линии образования, которая состоит в создании хороших условий для обучения, воспитания и целостного развития личности школьников. Более того, с интеграцией ИТК в российскую школу современный урок иностранных языков стала более прогрессивным, творческим и, как следствие, интересным для учащихся.

Устаревшие методики применять без включения ИКТ сегодня уже невозможно, исходя из модернизации и инновации Федеральных государственных стандартов. Устаревание традиционных методов и технологий обучения связано с тем, что раньше учитель был единственным достоверным источником информации для учащихся, а также единственным активным участником образовательного процесса. Школьники лишь пассивно участвовали в учебной коммуникации, воспринимая учебную информацию, но не откликаясь на учебный процесс. В связи с этим в Стандартах нового времени прослеживается необходимость освоения современных программ, получения новых знаний и умений школьникам. Эти условия позволяют обосновать поиск новых форм и видов обучения, вспомогательных материалов и средств, которые смогли бы удовлетворить потребности ФГОС и новых реалий общества и образовательного процесса. ИКТ стали одним из таких инновационных средств обучения, которые недолго оставались вспомогательным средством. Сегодня они активно используются в обучении иностранному языку в средних классах, т. е. в возрастной группе подростков, а также и на других этапах изучения иностранного языка.  

Активное применение информационных технологий в языковом образовании и в обучении другим школьным предметам привело к образованию новой электронной информационно-образовательной среды в учебном заведении. Причинами образования среды этого типа в общеобразовательных и языковых школах являются соответствие информационно-образовательной среды главным тенденциям в современном образовании (таким как доступность образования, его открытость и массовость), происходящие в современном обществе технологические и социокультурные изменения, которые требуют новых подходов к организации образовательного процесса и предоставления информации учащимся.

Нельзя сказать, что внедрение ИКТ в образовательный процесс является нововведением в практике преподавания. Технические средства уже достаточно давно используются на уроке иностранного языка. Однако, несмотря на повсеместную информатизацию образовательного процесса, сегодня до сих пор нет четкой классификации технологий, используемых в педагогической практике, как и нет установленных и принятых условий применения технологий на уроке английского языка.

  1. Методологическая часть

Известный ученый в области педагогики А. Н. Щукин применяет в своем пособии термин «аудиовизуальные средства обучения». Их он определяет как «пособия, рассчитанные на зрительное, слуховое либо зрительно-слуховое восприятие заключенной в них информации» [53, с. 232].

В научных трудах Н. Д. Гальсковой технологии, применяемые на уроке иностранного языка в школе, также называются термином «аудиовизуальные средства», которые ученый подразделяет на два типа:

1) жесткие аудиовизуальные средства, к которым относятся проекторы, магнитофоны, телевизоры, компьютеры и прочая аппаратура;

2) мягкие аудиовизуальные средства, к которым относятся носители информации, такие как магнитная лента, диски, слайды, кинофильмы, мультимедийные средства разного типа.

Н. Д. Гальскова утверждает, что термин «аудиовизуальные средства» является полным синонимом термину «технические средства обучения».

Термин «ИКТ» (аббревиатура от словосочетания «информационно-коммуникационные технологии»), используемый в настоящем исследовании, сегодня все чаще применяется в педагогической области. К сфере ИКТ относится вся совокупность процессов, методов и программно-технических средств, которые интегрированы в урок для сбора, хранения, обработки, распространения, отображения и использования информации разного типа.

Назначение ИКТ также значительно изменилось за последние годы. Сравнительно недавно информационно-коммуникационные технологии считались лишь дополнительным средством обучения и предоставляли возможность поиска дополнительной информации и материалов для урока. В качестве ИКТ раньше использовались поисковые системы («Яндекс», «Google»), сайты с методическими разработками, в которых предлагаются готовые материалы по различным темам, официальные сайты учебно-методических комплексов по иностранному языку, где предлагается дополнительная информация в виде текстов для чтения, аудиоматериалов и текстов песен.

Сегодня ИКТ – это не только средство получения дополнительной информации, но также полноценное средство обучения. В частности, посредством ИКТ есть возможность формировать грамматические навыки на среднем этапе обучения, т. е. у подростков.

Рассмотрим те ИКТ и их дидактический функции, которые можно использовать для формирования и совершенствования грамматического навыка.

Во-первых, для формирования грамматических навыков на уроке иностранного языка можно использовать видеоресурсы. Как ИКТ видеоресурсы определяются следующие образом: «записанная на видеопленку или электронный носитель информации любая телевизионная продукция, сочетающая зрительный и звуковой ряды, характеризующаяся ситуативной адекватностью языковых средств, естественностью лексического наполнения и грамматических форм». Исходя из приведенного определения, к видеоресурсам, используемым на уроке иностранного языка для формирования и совершенствования грамматических навыков, относится любая телепродукция, включая документальные и художественные фильмы, передачи, видеоролики новостей, рекламы и т. п., которые воспроизводятся при помощи электронных носителей и используются как дидактический материал.

Дидактический потенциал видеоресурсов состоит, прежде всего, в том, что это репрезентация языка в действии, «живого» языка». Видеоресурсы помогают учащимся увидеть язык в действии, т. е. не только слышать язык, но также следить за мимикой говорящих, благодаря видеоряду, их жестами, позой. В результате грамматические особенности изучаемого языка усваиваются быстрее и непринужденнее, а также снижаются языковые барьеры, что положительно сказывается на процессе формирования грамматических навыков. Наглядность происходящего на экране позволяет школьникам увидеть те ситуации, которые находятся далеко за пределами класса. Более того, видеофильмы привносят лингвокультурный компонент в процесс обучения, поскольку дети имеют возможность увидеть жизнь людей в других странах.

Другими дидактическими преимуществами использования видеоресурсов при формировании грамматических навыков учащихся являются следующие:

- видеоматериалы одновременно обучают и дают удовлетворение от просмотра, поскольку история, рассказанная в фильме, захватывает учащихся, удерживает их внимание;

- видеоматериалы оказывают влияние на эмоциональную сферу детей, исходя из интересного сюжета;

- видеоматериалы облегчают понимание иноязычной речи за счет визуального ряда;

- видеоматериалы могут иметь дополнительную текстовую опору, в отличие от аудиоматериалов, поскольку часто в видеофильмах есть субтитры, облегчающие понимание звучащего текста и улучшающие навыки чтения .

Во-вторых, большой дидактический потенциал для совершенствования грамматических навыков, с нашей точки зрения, имеют различные компьютерные программы, от программ для создания презентаций до компьютерных игр.

  1. Возможность применения на практике

Использование компьютерных программ позволяет как педагогам, так и учащимся получить дополнительные материалы и знания в соответствии с индивидуальным уровнем изучения английского языка. Более того, использование компьютера на занятии английским языком позволяет создать реальные жизненные ситуации при формировании грамматических навыков. Как отмечает Е.С. Полат, компьютер обладает большими возможностями для использования в процессе изучения английского языка аутентичных текстов. Учащиеся могут слушать иноязычную речь, наблюдать за дикцией и мимикой говорящих на английском языке [37, с. 166].

Тогда как другие методы и технологии обучения направлены на развитие одного-двух навыков, то компьютерные программы позволяют осуществлять обучение в самых различных формах: письмо, чтение, говорение, аудирование [61, с. 30], что положительно скажется на комплексном формировании грамматических навыков.

Использование компьютерных программ при обучении англоязычной грамматике имеет множество преимуществ. Компьютерные программы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению грамматики. Компьютерные программы обеспечивают интерактивность обучения. Использование компьютера позволяет избавиться от психологических барьеров. Доступ к информации более динамичен. Более того, информация более доступна и предоставляется учащимся нелинейно, что также является преимуществом использования компьютерных программ в процессе обучения. Также компьютерные программы обеспечивают наглядность изучения грамматики и индивидуализируют обучение. Упрощение предоставления грамматической информации и ее заучивание происходит за счет сочетания текста, звука и визуального ряда в рамках компьютерных обучающих программ.

Главной особенностью и преимуществом использования средств электронной коммуникации как образовательного ресурса является возможность погружения школьников в языковую среду, что невозможно при традиционном обучении грамматике.

Также отметим главные и наиболее общие требования к информатизации образования и использованию ИКТ, что связано с целями и задачами содержания образования в России. По мнению А.М. Фатеева, следует выделить четыре таких требования, связанных с информатизацией образовательного процесса:

1) должна быть выработана оптимальная стратегия практического использования информационных технологий в области образования;

2) методы и средства обучения должны соответствовать реалиям данного этапа информатизации современного общества;

3) внедрение ИКТ в сферу образования должно быть целенаправленным и осознанным;

4) должна соблюдаться творческая направленность использования технологий в рамках педагогической деятельности [46, с. 37].

Другим немаловажным условием использования информационных технологий в образовательном процессе является соответствие материальной базы школы требованиям модернизации образования. Ресурсная база образовательных учреждений должна постоянно совершенствоваться. Уровень материально-технического оснащения российских школ должен повышать свой уровень. Более того, учителя должны проходить подготовку к работе в новых условиях с привлечением технологий с целью создания комфортных условий для реализации образовательных стандартов [22, с. 196].

Заключение

Таким образом, для формирования грамматических навыков учащихся следует активно использовать ИКТ, наиболее эффективными из которых в грамматическом аспекте являются видеоресурсы, компьютерные программы и средства электронной коммуникации. Их дидактический потенциал состоит в репрезентации языка в действии, подключении эмоционального компонента в урок английского языка, облегчение понимание иноязычной речи и используемых в ней грамматических конструкций, организации самостоятельного обучения, аутентичности материалов, коммуникативном подходе к изучению грамматики.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Думброва А.А. ИКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 258 - 266. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8395 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8395



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.