'
Ломаева Д.Д.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ *
Аннотация:
в данной статье раскрывается вопрос о состоянии просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Рассматривается понятие просодической стороны речи и ее развитие в онтогенезе. Описывается экспериментальное изучение просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Проводится количественный и качественный анализ для определения уровня сформированности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
Ключевые слова:
дизартрия, дошкольники, просодическая сторона речи, просодический компонент речи, интонация, тембр, ритм
УДК 616.89-008.434.3
Ломаева Д.Д.
студентка 4 курса направления «Логопедия»,
Тюменский государственный университет
(Россия, г. Тюмень)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о состоянии просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Рассматривается понятие просодической стороны речи и ее развитие в онтогенезе. Описывается экспериментальное изучение просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Проводится количественный и качественный анализ для определения уровня сформированности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Ключевые слова: дизартрия, дошкольники, просодическая сторона речи, просодический компонент речи, интонация, тембр, ритм.
Дизартрия является одним из самых распространённых нарушений речи, оно активно изучается как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Отечественные и зарубежные исследователи обосновали, что из общего количества детей с речевой патологией на долю дизартрических нарушений приходится 60–70%, по данным Мастюковой 70–80% [4]. По статистике наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Псевдобульбарная дизартрия носит характер центрального, спастического паралича и выражается это в нарушении иннервации мышц речевого аппарата, путём нарушения мышечного тонуса. Большое количество речевых нарушений у детей в возрасте от 5-7 лет с дизартрией связано с неспособностью оформлять свою речь просодическими элементами языка.
Просодическая сторона начинает формироваться ещё в довербальный период, выражается через крик или плач, в зависимости от состояния ребёнка, крик может изменяться по громкости, модуляции, мелодики и т. д. Изучение просодической стороны речи в онтогенезе показывает, что она начинает формироваться параллельно-последовательно, это позволяет нам проследить не только формирование просодической стороны речи в целом, но и каждого ее элемента, взятого в отдельности, благодаря чему мы можем определить механизмы нарушения не только просодической стороны речи, но и всех её элементов.
Цель констатирующего исследования: экспериментальное изучение сформированности просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией. Данная цель достигалась путем решения следующих задач:
Реализация задач констатирующего эксперимента включала следующие этапы:
1 этап – подготовительный. На данном этапе был отбор детей для участия в обследовании, проводилась беседа с родителями, далее мы изучали анамнез детей, подбирали методику диагностики.
2 этап – диагностический. Данный этап содержит индивидуальную диагностику уровня просодической стороны речи у средних дошкольников с дизартрией.
3 этап – аналитический. В этом этапе была обработка полученных результатов, на основе которых сформированы выводы об уровне просодической стороны речи.
Исследовательская работа проходила на базе ООО «Тюменский центр логопедии и развития речи», г. Тюмень. В эксперименте приняли участие 10 детей дошкольного возраста с заключением дизартрия.
Исследование включало в себя использование критериев, показателей, индикаторов и методику Архиповой Е. Ф. «Исследование просодической стороны речи», 2006г. [2-3]. Методика включала в себя обследование: темпа, ритма, интонации, логического ударения, тембра, силу, высоту голоса, речевое дыхание. Все результаты эксперимента заносились в протокол обследования.
Обследование проводилось в кабинете логопеда, материал и оборудование готовился заранее, для работы были созданы следующие условия: обследование проводилось в первой половине дня, создавалась психологически правильная обстановка, чтобы при логопедическом обследовании ребёнок был совершенно спокоен, чувствовал себя комфортно.
Как показали результаты, низкий уровень сформированности просодической стороны речи выявлен у 80 % детей (8 человек). У испытуемых наблюдались грубые нарушения просодических компонентов речи. Проявлялось это в не владении своим голосом: дети выполняли задания с помощью экспериментатора или не выполняли задания даже с помощью, голос интонационно не оформлен, яркие нарушения темпа, ритма, интонации, логического ударения, речевого дыхания, тембра, высоты и силы голоса. Задания выполнялись в медленном темпе, дети допускали множество ошибок при выполнении заданий, возникали трудности, которые свидетельствуют нам о данном уровне сформированности просодических компонентов речи.
Средний уровень сформированности просодической стороны речи был выявлен у 20 % детей (2 человек). При выполнении заданий детям требовалась незначительная помощь экспериментатора, повторение инструкций, испытуемые прислушивались и выполняли задания самостоятельно, темп выполнения заданий был медленный, возникали затруднения в заданиях на силу и высоту голоса, различение интонаций, изменение тембра голоса. Из вышесказанного можно сделать вывод, что просодическая сторона речи развита недостаточно. Высокого уровня сформированности просодической стороны речи не было выявлено 0%.
Проанализировав результаты констатирующего исследования, можно сделать вывод о том, что у дошкольников с дизартрией нарушена вся просодическая сторона речи, это проявляется в том, что речь имеет значительные отклонения от нормы: речь монотонна, маловыразительна, голос либо тихий, либо громкий, не модулированный, речевой выдох ослаблен, воздушная струя слабая, не целенаправленная, прерывистая, наблюдаются прерывания в речи, интонационно-выразительная окраска речи снижена, темп либо быстрый, либо медленный, дети не могли по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, нарушался тембр речи и отмечалось появление назального оттенка. Вместе с тем, страдает звукопроизношение, что создает в дальнейшем препятствие для успешного школьного обучения. Для того чтобы избежать препятствия, необходимо незамедлительно начать коррекцию дефекта речи.
Коррекционный процесс восстановления будет длительным и упорным, и должен включать в себя: формирование восприятия и воспроизведение ритмов; формирование мелодико-интонационной стороны речи, формирование логического ударения, формирование высоты и силы голоса; формирование темпа речи; формирование тембра голоса; формирование правильного речевого дыхания, в котором будет принимать участие помимо логопеда, ряд других специалистов и обязательно содействие семьи. И тогда коррекционная работа пройдёт успешно и действенно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4
Ссылка для цитирования:
Ломаева Д.Д. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 284 - 288. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8399 (дата обращения: 29.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*