'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 52

Просмотры  72 просмотров

Ломаева Д.Д.

  


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ *

  


Аннотация:
в данной статье раскрывается вопрос о состоянии просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Рассматривается понятие просодической стороны речи и ее развитие в онтогенезе. Описывается экспериментальное изучение просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Проводится количественный и качественный анализ для определения уровня сформированности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией   

Ключевые слова:
дизартрия, дошкольники, просодическая сторона речи, просодический компонент речи, интонация, тембр, ритм   


УДК 616.89-008.434.3

Ломаева Д.Д.

студентка 4 курса направления «Логопедия»,

Тюменский государственный университет

(Россия, г. Тюмень)

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

 

Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о состоянии просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Рассматривается понятие просодической стороны речи и ее развитие в онтогенезе. Описывается экспериментальное изучение просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Проводится количественный и качественный анализ для определения уровня сформированности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

 

Ключевые слова: дизартрия, дошкольники, просодическая сторона речи, просодический компонент речи, интонация, тембр, ритм.

 

Дизартрия является одним из самых распространённых нарушений речи, оно активно изучается как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Отечественные и зарубежные исследователи обосновали, что из общего количества детей с речевой патологией на долю дизартрических нарушений приходится 60–70%, по данным Мастюковой 70–80% [4]. По статистике наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Псевдобульбарная дизартрия носит характер центрального, спастического паралича и выражается это в нарушении иннервации мышц речевого аппарата, путём нарушения мышечного тонуса. Большое количество речевых нарушений у детей в возрасте от 5-7 лет с дизартрией связано с неспособностью оформлять свою речь просодическими элементами языка.

Просодическая сторона начинает формироваться ещё в довербальный период, выражается через крик или плач, в зависимости от состояния ребёнка, крик может изменяться по громкости, модуляции, мелодики и т. д. Изучение просодической стороны речи в онтогенезе показывает, что она начинает формироваться параллельно-последовательно, это позволяет нам проследить не только формирование просодической стороны речи в целом, но и каждого ее элемента, взятого в отдельности, благодаря чему мы можем определить механизмы нарушения не только просодической стороны речи, но и всех её элементов.

Цель констатирующего исследования: экспериментальное изучение сформированности просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией. Данная цель достигалась путем решения следующих задач:

  1. Разработать критерии, показатели, индикаторы для изучения просодической стороны речи у средних дошкольников с дизартрией;
  2. Определить методики исследования произносительной стороны речи у средних дошкольников с дизартрией;
  3. Организовать и провести исследование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией;
  4. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.

Реализация задач констатирующего эксперимента включала следующие этапы:

1 этап – подготовительный. На данном этапе был отбор детей для участия в обследовании, проводилась беседа с родителями, далее мы изучали анамнез детей, подбирали методику диагностики.

2 этап – диагностический. Данный этап содержит индивидуальную диагностику уровня просодической стороны речи у средних дошкольников с дизартрией.

3 этап – аналитический. В этом этапе была обработка полученных результатов, на основе которых сформированы выводы об уровне просодической стороны речи.

Исследовательская работа проходила на базе ООО «Тюменский центр логопедии и развития речи», г. Тюмень. В эксперименте приняли участие 10 детей дошкольного возраста с заключением дизартрия.

Исследование включало в себя использование критериев, показателей, индикаторов и методику Архиповой Е. Ф. «Исследование просодической стороны речи», 2006г. [2-3]. Методика включала в себя обследование: темпа, ритма, интонации, логического ударения, тембра, силу, высоту голоса, речевое дыхание. Все результаты эксперимента заносились в протокол обследования.

Обследование проводилось в кабинете логопеда, материал и оборудование готовился заранее, для работы были созданы следующие условия: обследование проводилось в первой половине дня, создавалась психологически правильная обстановка, чтобы при логопедическом обследовании ребёнок был совершенно спокоен, чувствовал себя комфортно.

Как показали результаты, низкий уровень сформированности просодической стороны речи выявлен у 80 % детей (8 человек). У испытуемых наблюдались грубые нарушения просодических компонентов речи. Проявлялось это в не владении своим голосом: дети выполняли задания с помощью экспериментатора или не выполняли задания даже с помощью, голос интонационно не оформлен, яркие нарушения темпа, ритма, интонации, логического ударения, речевого дыхания, тембра, высоты и силы голоса. Задания выполнялись в медленном темпе, дети допускали множество ошибок при выполнении заданий, возникали трудности, которые свидетельствуют нам о данном уровне сформированности просодических компонентов речи.

Средний уровень сформированности просодической стороны речи был выявлен у 20 % детей (2 человек). При выполнении заданий детям требовалась незначительная помощь экспериментатора, повторение инструкций, испытуемые прислушивались и выполняли задания самостоятельно, темп выполнения заданий был медленный, возникали затруднения в заданиях на силу и высоту голоса, различение интонаций, изменение тембра голоса.  Из вышесказанного можно сделать вывод, что просодическая сторона речи развита недостаточно. Высокого уровня сформированности просодической стороны речи не было выявлено 0%.

Проанализировав результаты констатирующего исследования, можно сделать вывод о том, что у дошкольников с дизартрией нарушена вся просодическая сторона речи, это проявляется в том, что речь имеет значительные отклонения от нормы: речь монотонна, маловыразительна, голос либо тихий, либо громкий, не модулированный, речевой выдох ослаблен, воздушная струя слабая, не целенаправленная, прерывистая, наблюдаются прерывания в речи, интонационно-выразительная окраска речи снижена, темп либо быстрый, либо медленный, дети не могли по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, нарушался тембр речи и отмечалось появление назального оттенка. Вместе с тем, страдает звукопроизношение, что создает в дальнейшем препятствие для успешного школьного обучения. Для того чтобы избежать препятствия, необходимо незамедлительно начать коррекцию дефекта речи.

Коррекционный процесс восстановления будет длительным и упорным, и должен включать в себя: формирование восприятия и воспроизведение ритмов; формирование мелодико-интонационной стороны речи, формирование логического ударения, формирование высоты и силы голоса; формирование темпа речи; формирование тембра голоса; формирование правильного речевого дыхания, в котором будет принимать участие помимо логопеда, ряд других специалистов и обязательно содействие семьи. И тогда коррекционная работа пройдёт успешно и действенно.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Артемова, Е. Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография. М.: МГГУ им М.А. Шолохова, 2008. 123 с.
  2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М; АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319.
  3. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.: Астрель, 2006. 222 с.
  4. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ломаева Д.Д. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 284 - 288. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8399 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8399



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.