'
Штангей А.О.
Образовательная среда дошкольного учреждения как научная проблема *
Аннотация:
В данной статье рассматривается особенности образовательной среды как научной проблемы.
Ключевые слова:
образовательная среда, развивающая среда, дошкольное образование, дошкольное учреждение.
В настоящее время интерес к образовательной среде в дошкольных учреждениях, как научной проблеме значительно возрос, и это не случайно. В современной психологической науке появляется все больше данных о том, что среда как в широком смысле, означающая «окружение», как и образовательная среда, понимается как особое социокультурное пространство и является важным фактором развития личности человека. Несмотря на многочисленное количество исследований, посвященных проблеме развивающей образовательной среды, в современной психологопедагогической литературе не существует однозначного определения понятия образовательная среда. Понятие «среда» в широком смысле может пониматься как «окружение» [1], а также как «природные и социально-бытовые условия, в которых протекает жизнь человека» [2]. В дошкольной педагогике понятия «образовательная среда» и «развивающая среда» появляются в начале 90-х годов XX века. Развивающая среда «должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка». Эта мысль находит свое отражение в Концепции дошкольного воспитания. Концепция положила начало большому количеству исследований и проектов развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях [3]. Однако учеными-теоретиками и практиками дошкольного образования в основном рассматривается предметная развивающая среда. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении характеризует развивающую среду как «целесообразно организованную совокупность материальных объектов, предметов, находящихся в определенных пространственных взаимоотношениях и непосредственно включенных в контекст развития ребенка». Более широко развивающую среду рассматривает С.А. Смирнов и понимает ее как «комплекс материально-технических, санитарногигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». В этом определении среды используется такое понятие как «условия», то есть некие воздействия «активной» среды на «пассивного» человека. Как отмечает Г.П. Щедровицкий, во взаимоотношении организма со средой «два члена отношения уже не равноправны» [5]. Нам представляется важным рассмотреть развивающую среду с другой точки зрения. «Теория возможностей» Дж. Гибсона, вводя категорию возможности, подчеркивает активное начало субъекта, осваивающего свою жизненную среду: «Возможность – мостик между субъектом и средой, определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта». При этом понятие «возможности» предполагает активную роль самой личности в освоении развивающих ресурсов среды.
Номер журнала Вестник науки №5 (5) том 2
Ссылка для цитирования:
Штангей А.О. Образовательная среда дошкольного учреждения как научная проблема // Вестник науки №5 (5) том 2. С. 31 - 35. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/84 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018. 16+
*