'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 53

Просмотры  82 просмотров

Маринина Е.Д.

  


ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в работе выявлена роль мотивации в учебной деятельности. Определено какое влияние оказывает проектная деятельность на формирование учебной мотивации младших подростков. Рассмотрены главные признаки проектной деятельности и приведены конкретные примеры проектных задач на уроке математики   

Ключевые слова:
мотивация, мотив, проектная деятельность, учебная деятельность   


УДК 37

Маринина Е.Д.

студентка 5 курса факультета математики, информатики и физики

Волгоградский государственный социально-педагогический университет
(г. Волгоград, Россия)


ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ

ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в работе выявлена роль мотивации в учебной деятельности. Определено какое влияние оказывает проектная деятельность на формирование учебной мотивации младших подростков. Рассмотрены главные признаки проектной деятельности и приведены конкретные примеры проектных задач на уроке математики.

 

Ключевые слова: мотивация, мотив, проектная деятельность, учебная деятельность.

 

В настоящее время необходимость включения в процесс обучения элементов творчества признаётся всеми. Одной из форм творческой деятельности являются проектные работы, которые направлены на получение нового знания и формирование учебной мотивации.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Многие авторы утверждают, что мотивация играет важную роль в учебной деятельности школьников разных возрастов.

Так, автор О. А. Шляпникова в своих трудах затрагивает тему о роли мотивации в системе учебной деятельности. В учебной деятельности присутствуют многие психологические компоненты:

  • мотив (внешний или внутренний), соответствующее желание, интерес, положительное отношение к учению;
  • осмысленность деятельности, внимание, сознательность, эмоциональность, проявление волевых качеств;
  • направленность и активность деятельности, разнообразие видов и форм деятельности: восприятие и наблюдение как работа с чувственно представленным материалом;
  • мышление как активная переработка материала, его понимание и усвоение (здесь же присутствуют и разнообразные элементы воображения);
  • работа памяти как системного процесса, состоящего из запоминания, сохранения и воспроизведения материала, как процесса, неотрывного от мышления;
  • практическое использование приобретенных знаний и умений в последующей деятельности, их уточнение и корректировка.

Мотивация в данном случае будет являться той базой, на основе которой активизируются все остальные компоненты. Без оптимальной мотивации невозможно ни осмысление школьником образовательной деятельности, ни формирование направленности на учебный процесс, ни сохранение полученного материала. Мотивация образовательной деятельности на этапе школьного обучения предстает перед нами как частный вид мотивации (учебная мотивация), включенной в деятельность учения, учебную деятельность. [2, с.59]

В современном мире школьники всё сильнее теряют учебную мотивацию. Если же несколько десятков лет назад учитель был главным источником знаний, то в наши дни научно-технический прогресс привёл к тому, что знания стали более доступны. Например, появились развивающие онлайн приложения для школьников или «умные» колонки со встроенным голосовым помощником.

Всё это привело к тому, что стандартные уроки утратили интерес у школьников. У младших подростков основным мотивом, определяющим желание школьника осуществлять образовательную деятельность, было ожидание похвалы от учителя и родителей. У старших подростков преобладающий мотив изменился и на первый план вышел мотив социального престижа, в основе которого лежит желание получить престижную профессию.  Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

На мой взгляд, повысить учебную мотивацию младших подростков можно через развитие их познавательной активности, через творческую самореализацию и самовыражение при поиске ответов на любые вопросы. Всё это возможно, организуя особый вид деятельности учащихся – проектную деятельность, для осуществления которой сегодня в школе есть все возможности.

Смысл проектной деятельности заключается в достижении главной цели образования – повышения качества образования учащегося [1, с.14].

Данная деятельность характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, учит обобщать, анализировать и делать выводы. Существует многообразие проектов, которые могут быть классифицированы по следующим типологическим признакам [3, с.15]:

  • по доминирующей в проекте деятельности. Такой деятельностью может быть исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.;
  • по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;
  • по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта):
  • по характеру контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, учебной группы, города. Региона, страны, разных стран мира);
  • по количеству участников проекта;
  • по продолжительности выполнения проекта.

Проекты разных видов и типов можно применять в учебной деятельности.  Приобщение к проектной деятельности может начаться и на уроке математики. Математика как учебный предмет обладает особенностями, составляющими благоприятные условия для внедрения учащихся в проектную деятельность в процессе обучения.

В школьном курсе математики сложился ряд разделов и пунктов учебной программы, а также существуют целые классы задач, которые направлены на развитие следующих компетенций:

  1. Разрезать квадрат или прямоугольник с известными сторонами; из частей составить другую фигуру; найти её площадь.
  2. По рисунку, схеме, уравнению составлять текстовые задачи.
  3. Составление памятки-опоры для одноклассника по определенной теме.
  4. Иллюстрация пословиц и поговорок с помощью графиков функций, обоснование иллюстраций свойствами (возрастание, убывание, периодичность и т. д).
  5. Моделирование многогранников и геометрических тел.

Таким образом, при использовании проектной деятельности можно добиться не только формирование учебной мотивации младших подростков, но и активизацию процессов социализации школьника. Поиски информации, работа в парах, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка и его самореализацию.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.
  2. Шляпникова О. А. Мотивация образовательной деятельности: учеб. пособие для вузов. / О. А. Шляпникова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, Науч.-метод. совет ун-та - Ярославль: ЯрГУ, 2014. - 124 с.
  3. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014 – 144 с.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Маринина Е.Д. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 289 - 293. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8400 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8400



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.