'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 54

Просмотры  47 просмотров

Метелева А.А.

  


РАЗВИТИЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОГРАММЕ SMART NOTEBOOK *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается проблема формирования у второклассников орфографической зоркости. Орфографическая зоркость рассматривается как базовое орфографическое умение, которое должно быть развито у младших школьников в процессе обучения русскому языку. Цель данного исследования заключается в выявлении и апробировании педагогических условий развития у второклассников орфографической зоркости при выполнении упражнений в программе Smart Notebook. Для достижения этой цели был проведен педагогический эксперимент с участием 22 учащихся вторых классов. Результаты диагностики уровня сформированности орфографической зоркости у учащихся были подвергнуты качественному и количественному анализу. Описывается практическое применение упражнений в программе Smart Notebook в процессе обучения русскому языку для развития орфографической зоркости младших школьников. Результаты эксперимента показали, что использование данной программы положительно влияет на формирование орфографической зоркости у второклассников   

Ключевые слова:
орфографическая зоркость, Smart Notebook, младшие школьники   


УДК 37

Метелева А.А.
студент
Вятский государственный университет
(г. Киров, Россия)

РАЗВИТИЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ

ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

УПРАЖНЕНИЙ В ПРОГРАММЕ SMART NOTEBOOK

 

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема формирования у второклассников орфографической зоркости. Орфографическая зоркость рассматривается как базовое орфографическое умение, которое должно быть развито у младших школьников в процессе обучения русскому языку. Цель данного исследования заключается в выявлении и апробировании педагогических условий развития у второклассников орфографической зоркости при выполнении упражнений в программе Smart Notebook. Для достижения этой цели был проведен педагогический эксперимент с участием 22 учащихся вторых классов. Результаты диагностики уровня сформированности орфографической зоркости у учащихся были подвергнуты качественному и количественному анализу. Описывается практическое применение упражнений в программе Smart Notebook в процессе обучения русскому языку для развития орфографической зоркости младших школьников. Результаты эксперимента показали, что использование данной программы положительно влияет на формирование орфографической зоркости у второклассников.

 

Ключевые слова: орфографическая зоркость, Smart Notebook, младшие школьники

 

Вопрос формирования орфографической зоркости младших школьников является актуальным в рамках обучения русскому языку. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целью изучения предмета «Русский язык» является получение знаний и умений, которые позволят ученикам владеть языком на должном уровне [1].

Орфографическая зоркость – важный компонент языковой грамотности, предполагающий обнаружение орфограмм в словах при слуховом и/или зрительном восприятии. Основы данного умения должны быть сформированы в начальной школе, что, в свою очередь, способствует орфографической грамотности учащихся в дальнейшем обучении. Однако, проведение контрольных работ показывает недостаточный уровень сформированности орфографической грамотности у младших школьников.

В связи с этим, в науке и образовательной практике разработаны различные методы и инструменты для развития орфографической зоркости детей младшего школьного возраста. Одним из них является использование новых средств и технологий, доступных в условиях современной школы.

Необходимость развития орфографической грамотности учащихся объясняется тем, что несформированность данного умения может существенно затруднить формирование орфографически грамотного письма, в том числе при наличии знания орфографических правил и умения их применять. В такой ситуации учащийся не способен обнаружить место, где необходимо применить то или иное орфографическое правило.

В настоящее время информационные технологии имеют важное значение в нашей повседневной жизни. Современному учителю начальной школы необходимо использовать интерактивные образовательные ресурсы для эффективного обучения младших школьников. Применение информационных технологий способствует повышению эффективности учебной деятельности, благодаря использованию наглядных средств и знакомой для обучающихся информационной среды [3].

Обучение в начальных классах предполагает использование различных дидактических приемов и методов в рамках одного урока. Одним из эффективных методов обучения является использование интерактивных технологий на уроках русского языка. Этот подход способствует повышению мотивации учащихся при изучении знаний, умений и навыков.

Цель исследования – выявить и апробировать педагогические условия развития у второклассников орфографической зоркости при выполнении упражнений в программе Smart Notebook.

В современном образовательном процессе все большую популярность набирают интерактивные упражнения, которые создаются с помощью различных программных средств. Одним из таких инструментов является программа SMART Notebook, которая представляет собой набор мощных и удобных в использовании инструментов для создания интерактивных уроков. SMART Notebook в свою очередь является программой для совместного обучения, которая имеет интуитивный интерфейс, способствующий созданию креативных и увлекательных уроков [2].

В ходе экспериментальной работы мы проанализировали учебники русского языка, по которым занимаются младшие школьники, участвующие в эксперименте и провели диагностику уровня сформированности орфографической зоркости у учащихся вторых классов.

Проведен анализ учебников русского языка для учащихся 2 класса УМК "Школа России". Издание включает в себя две части и содержит всего 434 упражнения. Всего 4% заданий направлены на формирование орфографической зоркости. В основном, упражнения предлагают вставить пропущенные буквы или выбрать правильную букву из предложенных в скобках. Орфограммы в тексте выделены, а обучающиеся должны объяснить их правильное написание. Однако, на наш взгляд, данное количество упражнений недостаточно для формирования главного умения - обнаружение орфограммы.

Экспериментальная работа проводилась на базе Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Мурыгино Юрьянского района». На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику уровня сформированности орфографической зоркости у учащихся вторых классов. Нами был выбран и обозначен в качестве экспериментального класса 2 «А» (23 человек), за контрольный взят – 2 «Б» класс (23 человек).

После проведения диагностических мероприятий и обработки результатов исследования мы получили следующие результаты.

  

Рисунок 1 – Первоначальный уровень сформированности орфографической зоркости у второклассников в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента.

 

Согласно проведенному анализу данных, можно сделать вывод, что из 48 школьников 2 «А» и 2 «Б» классов практически половина (43%) находится на среднем уровне сформированности орфографической зоркости. Однако, наша цель заключается в повышении данного показателя среди второклассников с помощью систематического использования на уроках упражнений в программе Smart Notebook.

Для достижения этой цели мы провели эксперимент в одном из классов, где регулярно использовали 2-3 упражнения в программе Smart Notebook. Эта программа имеет преимущество в том, что предоставляет удобный интерфейс как для учителя при составлении задания, так и для младшего школьника. Более того, учащиеся выполняют задания в игровой форме, как индивидуально, так и в группах.

В экспериментальном классе регулярно использовали 2-3 упражнений в программе Smart Notebook. Преимущество данной программы в том, что интерфейс удобен, как для учителя при составлении задания, так и для младшего школьника. В игровой форме учащиеся выполняют задания индивидуально либо в группах.

Для применения эффективных методов развития орфографической зоркости у второклассников были использованы следующие приемы:

  1. Прием «Убери и узнаешь» заключался в том, что обучающимся предлагалось вставить пропущенную букву в слово и проверить правильность своей работы путем стирания инструментом «Ластик» в программе Smart Notebook. После открытия буквы на слайде открывались проверочные слова, которые нужно было соединить с проверяемым словом.
  2. В методе «Распредели слова» ученикам предлагался ряд слов, содержащий изученные раннее орфограммы. Задачей учащихся было найти орфограмму в каждом слове и распределить слова по типам орфограмм.
  3. Прием «Убери лишнее» заключался в том, что ученикам предлагался ряд слов, содержащий орфограмму, которую они уже изучили. Задание заключалось в том, чтобы найти слово, которое не содержит данную орфограмму и исключить его из ряда слов.

Эти методы обучения второклассников правописанию орфограмм имеют высокую эффективность и дают возможность ученикам развивать навыки правильного написания слов на основе практического опыта.

 

Рисунок 2 – Динамика уровня развития орфографической зоркости у второклассников в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе эксперимента.

 

При использовании программы Smart Notebook для развития у второклассников орфографической зоркости, эксперименты показали повышение мотивации учеников и развитие их интереса к изучению языка. Теоретический материал можно представить в формате ярких упражнений различной сложности, что предоставляет широкие возможности для активизации учебной деятельности. Как следствие, формирование орфографической зоркости происходит более эффективно, а орфографическая грамотность учащихся улучшается под воздействием такой методики. В целом, использование упражнений из программы Smart Notebook показывает положительный эффект на процесс обучения русскому языку.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: / М–во образования и науки РФ. – М.: Просвещение. 2015. – 27 с.
  2. Кюршунова В.В. Методические приемы работы на интерактивной доске средствами программы SMART NOTEBOOK / В.В. Кюршунова // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 17 (99). С. 65-73.
  3. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Начальная школа: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов/ отв. редактор Н.П. Безрукова. – М.: Университетская книга, 2008. – 160 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Метелева А.А. РАЗВИТИЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОГРАММЕ SMART NOTEBOOK // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 294 - 300. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8401 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8401



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.