'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 55

Просмотры  77 просмотров

Насилбек А.А.

  


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ CLIL *

  


Аннотация:
в данной статье мы рассмотрим особенности формирования межкультурной коммуникативной компетенции участия через использование технологии CLIL в педагогике. Мы изучим взаимосвязь межкультурной коммуникативной компетенции и технологии CLIL, рассмотрим преимущества и вызовы, с которыми сталкиваются педагоги при внедрении данной методики. Кроме того, будут представлены практические примеры и рекомендации для эффективного использования технологии CLIL в формировании межкультурной коммуникативной компетенции участия   

Ключевые слова:
CLIL, Content and Language Integrated Learning, интегрированное обучение, компетенция, многоязычное обучение, трехъязычие   


УДК 37

Насилбек А.А.

магистрант

«7М01711-Подготовка педагогов иностранного языка»

Казахский университет международных отношений и мировых языков

имени Абылай Хана

(г. Алматы, Казахстан)

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ CLIL

 

 Аннотация: в данной статье мы рассмотрим особенности формирования межкультурной коммуникативной компетенции участия через использование технологии CLIL в педагогике. Мы изучим взаимосвязь межкультурной коммуникативной компетенции и технологии CLIL, рассмотрим преимущества и вызовы, с которыми сталкиваются педагоги при внедрении данной методики. Кроме того, будут представлены практические примеры и рекомендации для эффективного использования технологии CLIL в формировании межкультурной коммуникативной компетенции участия.

 

Ключевые слова: CLIL, Content and Language Integrated Learning, интегрированное обучение, компетенция, многоязычное обучение, трехъязычие.

 

 Современный мир становится все более глобализированным, с взаимодействием между различными культурами на международном уровне. В свете этого развития, необходимость развития межкультурной коммуникативной компетенции становится ключевым фактором для успешной адаптации и эффективного взаимодействия в межкультурной среде. Особенно важно развивать эту компетенцию в образовательных учреждениях, где будущие поколения получают не только знания и навыки, но и готовятся к мировому сообществу.

 Технология Content and Language Integrated Learning (CLIL), или "контентно-языковое интегрированное обучение", предлагает эффективный подход к формированию межкультурной коммуникативной компетенции участия. CLIL объединяет изучение предметных знаний и языка в рамках одного учебного курса или проекта, позволяя учащимся углубленно изучать предмет и развивать коммуникативные навыки на языке, отличном от их родного.

 В контексте педагогики, использование технологии CLIL открывает новые перспективы для развития межкультурной коммуникативной компетенции участия у студентов. Применение CLIL в учебном процессе позволяет создать среду, где учащиеся взаимодействуют с различными культурами, изучая предметные знания и осваивая язык, активно применяя их в практических ситуациях. Это способствует развитию межкультурного понимания, способностей к сотрудничеству и адаптации в межкультурной среде.

 Технология CLIL (Content and Language Integrated Learning), или "контентно-языковое интегрированное обучение", является инновационным подходом к образованию, объединяющим изучение предметных знаний и развитие языковых навыков. В рамках CLIL, учебный материал преподается на иностранном языке, что позволяет учащимся одновременно углубленно изучать предмет и развивать коммуникативные навыки на этом языке. В результате, учащиеся приобретают знания, способности и умения как в предметной области, так и в языковой сфере.

 Технология CLIL основана на нескольких ключевых принципах. Первым принципом является интеграция содержания и языка. Это означает, что язык используется как средство обучения и коммуникации в рамках изучаемого предмета. Второй принцип заключается в активном участии учащихся в учебном процессе, стимулируя их самостоятельное и исследовательское мышление. Третий принцип - аутентичность, то есть использование реальных и жизненных ситуаций, материалов и заданий, которые отражают реальный мир и разнообразие культур.

 Технология CLIL представляет собой эффективный инструмент для формирования межкультурной коммуникативной компетенции участия в образовании. Интеграция языка и содержания, активное участие учащихся и использование аутентичных материалов позволяют не только развивать межкультурное понимание, но и углублять знания в предметных областях, развивать языковые навыки и способности. Применение CLIL открывает новые горизонты для образования и готовит учащихся к успешной коммуникации в современном межкультурном мире.

 Межкультурная коммуникативная компетенция играет важную роль в современном мире, где взаимодействие между различными культурами становится все более неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. В рамках образования и педагогики, развитие межкультурной коммуникативной компетенции является одной из ключевых задач, поскольку это способствует эффективной коммуникации и взаимодействию в межкультурной среде.

 Межкультурная коммуникативная компетенция можно определить как способность эффективно и грамотно взаимодействовать с представителями других культур, проявлять гибкость и адаптивность в коммуникации, учитывая различия в языке, обычаях, ценностях и нормах поведения. Она предполагает не только владение языком, но и понимание культурных особенностей, способность к культурному релативизму и умение найти общие точки соприкосновения с представителями других культур.

 Межкультурная коммуникативная компетенция состоит из нескольких ключевых компонентов, которые взаимодействуют между собой. Первый компонент - языковая компетенция, включает в себя владение языком и грамматическими структурами, а также умение использовать язык для коммуникации и понимания культурных нюансов. Второй компонент - социолингвистическая компетенция, связана с умением адаптироваться к различным социальным ситуациям, использовать социально приемлемые формы общения и учитывать социокультурный контекст.

 Третий компонент - стратегическая компетенция, относится к способности применять различные стратегии коммуникации, такие как уточнение смысла, использование невербальных средств и преодоление языковых и культурных барьеров. Четвертый компонент - культурная компетенция, предполагает знание и понимание культурных норм, ценностей, обычаев и традиций других культур, а также умение уважительно относиться к ним и находить общие основания для взаимодействия.

 Эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы, и их развитие является важным аспектом формирования межкультурной коммуникативной компетенции участия. Педагогические методики и технологии, такие как CLIL, способствуют развитию этих компонентов, предоставляя учащимся возможности практиковать язык и взаимодействовать с представителями разных культур, а также обучая их культурным аспектам коммуникации.

 Роль CLIL в развитии языковых навыков и культурной грамотности: Технология CLIL играет существенную роль в развитии языковых навыков учащихся и формировании их культурной грамотности. Путем изучения предметов на иностранном языке, учащиеся не только углубляют знания в конкретной области, но и активно практикуют язык, применяя его в реальных коммуникативных ситуациях. Это способствует развитию навыков говорения, аудирования, чтения и письма на иностранном языке. Более того, изучение предметов на иностранном языке позволяет учащимся приобрести лексические и грамматические структуры, специфичные для определенной предметной области, что расширяет их языковой репертуар.

 CLIL также способствует формированию культурной грамотности учащихся. При изучении предметов на иностранном языке, учащиеся сталкиваются с разными культурными особенностями и нормами поведения, что позволяет им развивать межкультурное понимание и уважение к другим культурам. Они учатся адаптироваться к различным социокультурным контекстам, расширяют свои знания о мировой культуре и учатся эффективно коммуницировать с представителями других культур. Таким образом, CLIL способствует развитию культурной грамотности учащихся и их подготовке к взаимодействию в межкультурной среде.

 Применение технологии CLIL в педагогике предоставляет различные практические примеры для формирования межкультурной коммуникативной компетенции участия учащихся. Например, в рамках урока по истории, преподаватель может использовать оригинальные исторические тексты и материалы на иностранном языке, чтобы познакомить учащихся с культурными аспектами разных стран и обсудить исторические события, их влияние на культуру и общество. Это позволяет учащимся развивать навыки анализа, сравнения и интерпретации, а также углублять свои знания о различных культурах.

 Также стоит отметить использование CLIL в уроках литературы, искусства или музыки. Учащиеся могут изучать произведения искусства или литературы на иностранном языке, обсуждать и анализировать их содержание, стиль и контекст. Это позволяет им не только развивать навыки анализа и критического мышления, но и погрузиться в мир другой культуры, понять ее особенности и выразить свои мысли и эмоции на иностранном языке.

 Все эти практические примеры демонстрируют, как CLIL может быть использована для формирования межкультурной коммуникативной компетенции участия учащихся. Они предоставляют возможности для практики языка в реальных коммуникативных ситуациях, расширяют знания о мировой культуре и развивают умение эффективно взаимодействовать с представителями других культур.

 Развитие межкультурной чувствительности через CLIL: Одной из важных особенностей применения технологии CLIL (Content and Language Integrated Learning) в педагогике является возможность развития межкультурной чувствительности учащихся. CLIL предоставляет уникальную возможность объединения изучения предметных знаний и развития языковых навыков на иностранном языке с межкультурным общением и пониманием.

 CLIL создает среду, в которой учащиеся сталкиваются с разнообразием культурных перспектив и общаются с представителями других культур. При изучении предметов на иностранном языке, учащиеся получают возможность познакомиться с новыми мировоззрениями, ценностями, обычаями и традициями других стран. Они осознают, что существует множество способов восприятия и понимания мира, и учатся уважать и принимать эти различия.

 Стратегии и методы использования CLIL для эффективного формирования межкультурной коммуникативной компетенции: Для эффективного формирования межкультурной коммуникативной компетенции через CLIL применяются различные стратегии и методы. Некоторые из них включают:

Использование аутентичных материалов: Преподаватели могут предоставлять учащимся аутентичные материалы, такие как статьи, видеоролики, аудиозаписи и презентации на иностранном языке, которые отражают культурные аспекты разных стран. Это позволяет учащимся погрузиться в реальные коммуникативные ситуации и развить навыки понимания и интерпретации культурной информации.

Ролевые игры и проекты: Включение ролевых игр и проектов в учебный процесс по CLIL способствует активному взаимодействию учащихся с представителями других культур. Например, учащиеся могут представлять разные культуры в форме дебатов или создавать совместные проекты, которые требуют сотрудничества и обмена информацией с учащимися из других стран.

Межкультурные обмены и сотрудничество: CLIL предоставляет возможность организации межкультурных обменов и сотрудничества между учебными заведениями разных стран. Учащиеся могут общаться с учениками из других стран через письма, электронную почту, видеоконференции или социальные сети. Это позволяет им узнать больше о культуре других стран, улучшить свои языковые навыки и научиться эффективно взаимодействовать в межкультурной среде.

Рефлексия и обратная связь: Важной составляющей формирования межкультурной коммуникативной компетенции через CLIL является рефлексия и обратная связь. Учащиеся должны иметь возможность осознавать свои культурные предположения и наблюдать за своими коммуникативными стратегиями во время межкультурного взаимодействия. Преподаватели могут проводить обсуждения и дискуссии, чтобы помочь учащимся осознать свои сильные стороны и развивать умения адаптации и взаимодействия в межкультурной среде.

 Описанные выше особенности применения CLIL в педагогике, такие как развитие межкультурной чувствительности и использование стратегий и методов, способствующих формированию межкультурной коммуникативной компетенции, являются важными компонентами образовательного процесса. Они помогают учащимся не только развивать языковые навыки, но и готовиться к успешному взаимодействию в многообразной и межкультурной среде.

 В заключение, использование технологии CLIL (Content and Language Integrated Learning) представляет собой эффективный подход к формированию межкультурной коммуникативной компетенции участия учащихся в образовательном процессе. Различные особенности применения CLIL в педагогике играют важную роль в развитии межкультурной чувствительности и способствуют эффективному формированию межкультурной коммуникативной компетенции.

 Применение CLIL позволяет учащимся не только освоить предметные знания, но и развить навыки межкультурной коммуникации и понимания. Учащиеся сталкиваются с разнообразием культурных перспектив, учатся уважать и принимать различия, а также общаться с представителями других культур. Это способствует развитию их межкультурной чувствительности, способности эффективно взаимодействовать и преуспевать в межкультурной среде.

 Особенности применения CLIL включают использование аутентичных материалов, ролевые игры и проекты, межкультурные обмены и сотрудничество, а также рефлексию и обратную связь. Эти стратегии и методы способствуют активному взаимодействию учащихся с представителями других культур, обогащают их опыт, развивают навыки межкультурной коммуникации и помогают им успешно функционировать в межкультурной среде.

 Важно отметить, что эффективное формирование межкультурной коммуникативной компетенции через CLIL требует грамотного планирования учебного процесса и квалифицированных педагогов. Преподаватели должны быть подготовлены к применению CLIL-подхода, иметь навыки работы с аутентичными материалами, проведения ролевых игр и проектов, а также обеспечивать обратную связь и рефлексию.

 В целом, применение технологии CLIL способствует развитию межкультурной коммуникативной компетенции участия учащихся, подготавливая их к успешной адаптации и взаимодействию в многообразной и глобальной среде. CLIL предоставляет уникальные возможности для погружения в другие культуры, осознания различий и преодоления языковых и культурных барьеров. Развитие межкультурной коммуникативной компетенции через CLIL является важной задачей в педагогике и вносит значительный вклад в общее образование и культурное развитие учащихся. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Насилбек А.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ CLIL // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 301 - 309. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8402 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8402



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.