'
Певцаева А.Г.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ *
Аннотация:
в статье рассматриваются проблемы поиска педагогических условий, способствующих формированию творческих способностей подростков с использованием проектной деятельности. В основу исследования проблемы формирования творческих способностей положены результаты тестирования, анкетирования опросников, позволяющие выявить уровень творческих способностей
Ключевые слова:
проектная деятельность, подростки, формирование, творческие способности
Проблема развития творческих способностей является одной из ключевых в системе современного образования. Творчество - самый сильный импульс в развитии человека. Л.С. Выготский отмечал: «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее»[4]. Творчество запрашивает от личности высокой информированности в той области, в которой она желает творить.
Я считаю, что проектная деятельность дает большие возможности для формирования творческих способностей подростков. Понятие «проектная деятельность» тесно связано с такими дефинициями как «проект», «деятельность» и «творчество». Эти термины имеют различный характер с точки зрения разных отраслей науки.
В ходе реализации проектной деятельности формируется проектное мышление. Проектное мышление - процесс обобщенного познания действительности, в ходе которого учащиеся используют технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию товаров и услуг от идеи до ее реализации.
Мне импонирует точка зрения Д.Б. Богоявленской, что творчество – это деятельность человека, в результате которой рождается что-то новое, неповторимое, оригинальное, представляющее культурную или материальную ценность, уникальность [1].
Мной было проведено исследование, целью которого являлось теоретическое обоснование и реализация педагогических условий, инициирующих формирование творческих способностей подростков средствами проектной деятельности. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе общеобразовательной школы №3 г. Елабуга. В исследовании приняли участие учащиеся седьмых классов в возрасте 14 лет в количестве 30 человек. На первом этапе нашего исследования мы провели диагностику творческих способностей подростков.
Для диагностики уровня творческих способностей подростков мы выделили следующие критерии: когнитивно-эмоциональный, личностно-креативный. Показателями когнитивно-эмоционального критерия являются: беглость, сопротивление замыканию, гибкость, точность, оригинальность, разработанность идеи. Личностно-креативный критерий предполагает выявление уровня личностной креативности. С целью диагностики уровня личностной креативности подростков мной использован метод тестирования по опроснику «Уровень личностной креативности» Джонсона в адаптации Е.Е. Туник. По результатам адаптированного опросника Джонсона мы получили результаты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. Уровень творческих способностей подростков
Уровень творческих способностей |
Группы |
|||
Экспериментальная |
Контрольная |
|||
Количество |
% |
Количество |
% |
|
Низкий |
4 |
26,7 |
4 |
26,7 |
Средний |
8 |
53,3 |
9 |
60 |
Высокий |
3 |
20 |
2 |
13,3 |
Анализ результатов позволяет заметить, что высокий уровень творческих способностей имеют 3 человека (20%) в экспериментальной группе и 2 в контрольной группе (13,3%). Низкий уровень творческих способностей имеют по 4 человека (26,7%) в экспериментальной и контрольной группе. Большинство испытуемых продемонстрировали средний уровень творческих способностей: 8 испытуемых (53,3%) в экспериментальной группе и 9 испытуемых (60%) в контрольной группе. По результатам полученных данных можно сделать вывод о преобладании у испытуемых обеих групп среднего уровня развития творческих способностей.
С целью изучения творческих способностей, таких как беглость (легкость, продуктивность), гибкость, оригинальность я провела тестирование по методике Дж. Гилфорда «Варианты употребления предметов» точность.
Уровень творческих способностей |
Группы |
|||
Экспериментальная |
Контрольная |
|||
Количество |
% |
Количество |
% |
|
Низкий |
6 |
40 |
10 |
66,7 |
Средний |
6 |
40 |
3 |
20 |
Высокий |
3 |
2 |
2 |
13,3 |
Из полученных данных мы видим, что высокий уровень имеют 3 человека (20%) в экспериментальной группе и 2 человека в контрольной группе (13,3%). Средний уровень у 6 человек (40%) в экспериментальной группе и у 3 человек (20%) в контрольной группе. Низкий уровень у 6 человек (40%) в экспериментальной группе и у 10 человек (66,7%) контрольной группе.
В результате полученных результатов мы можем прийти к выводу, что у большинства подростков контрольной группы по данной методике преобладает низкий уровень творческих способностей, тогда как у экспериментальной группы равное количество испытуемых показали низкий и средний уровень творческих способностей.
Мы предположили, что формирование творческих способностей подростков с использованием проектной деятельности будет эффективным, если реализовать следующие педагогические условия: мотивационную направленность на самореализацию участников проектной деятельности; использование активных методов взаимодействия педагогов и учащихся, организация группового взаимодействия; установление педагогически целесообразных субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом - педагогом и учащимися.
Для оценки защиты выполненного проекта я использовали следующие критерии:
- объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция
Данное исследование дает возможность констатировать, что реализованные педагогические условия способствуют успешному формированию творческих способностей у подростков с использованием проектной деятельности.
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4
Ссылка для цитирования:
Певцаева А.Г. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 310 - 315. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8403 (дата обращения: 29.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*