'
Перескокова А.Р.
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ВТОРОКЛАССНИКОВ В КРУЖКЕ «ФОРМУЛА УСПЕХА» *
Аннотация:
статья посвящена актуальной проблеме развития математической грамотности второклассников в кружковой деятельности. В исследовании рассмотрены методические условия организации кружка для развития математической грамотности второклассников. Практической составляющей статьи является тематический план занятий кружка «Формула успеха», направленный на развитие математической грамотности второклассников
Ключевые слова:
математическая грамотность, кружковая деятельность, второклассники
УДК 51
Перескокова А.Р.
студент
Вятский государственный университет
(г. Киров, Россия)
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
ВТОРОКЛАССНИКОВ В КРУЖКЕ «ФОРМУЛА УСПЕХА»
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме развития математической грамотности второклассников в кружковой деятельности. В исследовании рассмотрены методические условия организации кружка для развития математической грамотности второклассников. Практической составляющей статьи является тематический план занятий кружка «Формула успеха», направленный на развитие математической грамотности второклассников.
Ключевые слова: математическая грамотность, кружковая деятельность, второклассники.
Национальный проект «Образование» (2019–2024) включает в себя концепцию направления «математическая грамотность» PISA (Programme for International Student Assessment) [1]. В том числе, обучающиеся начальных классов участвуют в международном сравнительном исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) по оценке качества математического образования. Оценка математической грамотности осуществляются с помощью специальных, нетипичных заданий, что вызывает необходимость разработки соответствующего учебно-методического обеспечения и проектирования образовательного процесса. В соответствии с национальным образовательным стандартом начального образования в целях реализации основной образовательной программы начального образования предусмотрено введение внеурочной деятельности [2].
В трудах Л.О. Рословой [6], К. А. Краснянской и Л. О. Денищевой [5], отмечается что математическая грамотность это – формирование математической компетенции путём специально разработанных комплексов заданий, которые должны быть не стандартными учебными задачами, а близкими к реальным проблемным ситуациям, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики. К. А. Краснянская и Л. О. Денищева добавляют, что математическая грамотность развивается через специально разработанную систему задач: 1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления; 2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики; 3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. Основу математической грамотности младших школьников составляют 4 компонента: когнитивный, деятельностный, прогностический и рефлексивный [4]. Данные компоненты важно учитывать для организации работы по развитию математической грамотности обучающихся. Основа организации исследования математической грамотности включает три структурных компонента: контекст, содержание математического образования и мыслительная деятельность. Используются четыре категории контекстов, близкие учащимся: общественная жизнь, личная жизнь, образование/профессиональная деятельность, научная деятельность. Математическое содержание заданий в исследовании распределено по четырем категориям: пространство и форма, изменение и зависимости, количество, неопределенность и данные [1].
Стандарт ориентирует, что внеурочная деятельность организуется в таких формах, как кружок. Он помогает удовлетворить индивидуальные интересы обучающихся, развить их творческие способности, расширить и углубить знания, вовлечь в практическую деятельность [2]. В основе работы математического кружка лежат следующие принципы: углубление учебного материала, привитие у учащихся практических навыков и навыков самостоятельной работы, использование исторического материала, а также занимательной математики [6]. В исследовании Г.И. Щукиной важным стимулом пробуждения интереса к предмету является занимательность. Разнообразие занимательных форм обучения на занятиях (игры-упражнения, состязания, конкурсы, рассказ-задача, игры-путешествия, на быстрое отыскание ошибок, шарады, загадки) [7]. Р.М. Харисова рекомендует придерживаться нескольких правил, для достижения максимальной результативности математического кружка: 1) занятия математического кружка должны проводиться систематически (2-3 раза в месяц) с постоянным составом учащихся; тематика занятий должна быть разнообразной; знакомство детей с новыми приемами вычислений, способами решения задач повышенной трудности, с некоторыми вопросами из истории математики и другое; члены кружка должны привлекаться к оформлению математических уголков, выпуску газет, подготовке математических вечеров [8].
Для выявления уровня развития математической грамотности второклассников был подобран диагностический материал, который состоял из 3 диагностик. Исследование проведено в феврале 2023 года в МБОУ ООШ №7 г. Кирова. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 класса, в количестве 42 человек: 20 человек в экспериментальной и 20 человек в контрольной группе. Также, был осуществлён сравнительный анализ результатов до и после проведения экспериментальной работы. Так как, результаты экспериментальной группы оказались низкими, с обучающимися была проведена дополнительная работа. Для эффективной работы развития математической грамотности второклассников в кружке были соблюдены следующие условия: 1) задания будут выполняться с применением активных методов обучения; 2) задания будут выполняться в группах постоянного и сменного состава.
Для повышения уровня математической грамотности второклассников в экспериментальной группе, мы организовали внеурочную деятельность, а именно проведение внеурочных занятий в школьном кружке «Формула успеха».
Таблица 1. Календарный тематический план занятий кружка «Формула успеха»
Тема занятия |
Метод обучения |
Поход за покупками; |
Деловая игра. |
Весёлая арифметика; |
Ролевая игра. |
Пространственные отношения; |
Игра-путешествие. |
Математическая карусель; |
Дискуссионный метод. |
Диаграммы; |
Проблемные ситуации. |
Финансовая грамотность; |
Деловая игра. |
Геометрическая мозаика; |
Мозговой штурм. |
Математическое путешествие. |
Игра-путешествие. |
Целью формирующего этапа эксперимента было: выявить и апробировать педагогические условия развития математической грамотности второклассников в кружке «Формула успеха». После завершения формирующего этапа эксперимента с обучающимися второго класса был проведен контрольный этап диагностик. Было проведено 3 диагностики, а также был выявлен итоговый уровень развития математической грамотности второклассников в контрольной и экспериментальной группах. Результаты формирующего этапа эксперимента представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Уровень развития математической грамотности в экспериментальной и контрольной группах до и после проведения формирующего этапа эксперимента в (%)
Контрольный этап эксперимента показал положительную динамику развития математической грамотности второклассников в экспериментальной и контрольной группах. Например, в экспериментальной группе низкий уровень развития патриотизма был диагностирован у 20%, что составляет всего 2 второклассника. Мы также можем заметить динамику развития среднего уровня развития математической грамотности который составил 60%.
Можно сделать вывод, что развитие математической грамотности – это непрерывный целостный процесс, стартующий уже в начальной школе. Повышению уровня развития математической грамотности второклассников может способствовать проведение внеурочных занятий в кружке при соблюдении следующих методических условий: 1) задания будут выполняться с применением активных методов обучения; 2) задания будут выполняться в группах постоянного и сменного состава. Таким образом, экспериментально доказана эффективность развития математической грамотности второклассников в кружковой деятельности, так как отмечается положительная динамика в повышении уровня развития математической грамотности второклассников в кружке «Формула успеха».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4
Ссылка для цитирования:
Перескокова А.Р. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ВТОРОКЛАССНИКОВ В КРУЖКЕ «ФОРМУЛА УСПЕХА» // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 316 - 322. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8404 (дата обращения: 29.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*