'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 57

Просмотры  55 просмотров

Перескокова А.Р.

  


РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ВТОРОКЛАССНИКОВ В КРУЖКЕ «ФОРМУЛА УСПЕХА» *

  


Аннотация:
статья посвящена актуальной проблеме развития математической грамотности второклассников в кружковой деятельности. В исследовании рассмотрены методические условия организации кружка для развития математической грамотности второклассников. Практической составляющей статьи является тематический план занятий кружка «Формула успеха», направленный на развитие математической грамотности второклассников   

Ключевые слова:
математическая грамотность, кружковая деятельность, второклассники   


УДК 51

Перескокова А.Р.

студент
Вятский государственный университет
(г. Киров, Россия)

 

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

ВТОРОКЛАССНИКОВ В КРУЖКЕ «ФОРМУЛА УСПЕХА»

 

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме развития математической грамотности второклассников в кружковой деятельности. В исследовании рассмотрены методические условия организации кружка для развития математической грамотности второклассников. Практической составляющей статьи является тематический план занятий кружка «Формула успеха», направленный на развитие математической грамотности второклассников.

 

Ключевые слова: математическая грамотность, кружковая деятельность, второклассники.

 

Национальный проект «Образование» (2019–2024) включает в себя концепцию направления «математическая грамотность» PISA (Programme for International Student Assessment) [1]. В том числе, обучающиеся начальных классов участвуют в международном сравнительном исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) по оценке качества математического образования. Оценка математической грамотности осуществляются с помощью специальных, нетипичных заданий, что вызывает необходимость разработки соответствующего учебно-методического обеспечения и проектирования образовательного процесса. В соответствии с национальным образовательным стандартом начального образования в целях реализации основной образовательной программы начального образования предусмотрено введение внеурочной деятельности [2].

 В трудах Л.О. Рословой [6], К. А. Краснянской и Л. О. Денищевой [5], отмечается что математическая грамотность это – формирование математической компетенции путём специально разработанных комплексов заданий, которые должны быть не стандартными учебными задачами, а близкими к реальным проблемным ситуациям, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики. К. А. Краснянская и Л. О. Денищева добавляют, что математическая грамотность развивается через специально разработанную систему задач: 1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления; 2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики; 3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. Основу математической грамотности младших школьников составляют 4 компонента: когнитивный, деятельностный, прогностический и рефлексивный [4]. Данные компоненты важно учитывать для организации работы по развитию математической грамотности обучающихся. Основа организации исследования математической грамотности включает три структурных компонента: контекст, содержание математического образования и мыслительная деятельность. Используются четыре категории контекстов, близкие учащимся: общественная жизнь, личная жизнь, образование/профессиональная деятельность, научная деятельность. Математическое содержание заданий в исследовании распределено по четырем категориям: пространство и форма, изменение и зависимости, количество, неопределенность и данные [1].

Стандарт ориентирует, что внеурочная деятельность организуется в таких формах, как кружок. Он помогает удовлетворить индивидуальные интересы обучающихся, развить их творческие способности, расширить и углубить знания, вовлечь в практическую деятельность [2]. В основе работы математического кружка лежат следующие принципы: углубление учебного материала, привитие у учащихся практических навыков и навыков самостоятельной работы, использование исторического материала, а также занимательной математики [6]. В исследовании Г.И. Щукиной важным стимулом пробуждения интереса к предмету является занимательность. Разнообразие занимательных форм обучения на занятиях (игры-упражнения, состязания, конкурсы, рассказ-задача, игры-путешествия, на быстрое отыскание ошибок, шарады, загадки) [7]. Р.М. Харисова рекомендует придерживаться нескольких правил, для достижения максимальной результативности математического кружка: 1) занятия математического кружка должны проводиться систематически (2-3 раза в месяц) с постоянным составом учащихся; тематика занятий должна быть разнообразной; знакомство детей с новыми приемами вычислений, способами решения задач повышенной трудности, с некоторыми вопросами из истории математики и другое; члены кружка должны привлекаться к оформлению математических уголков, выпуску газет, подготовке математических вечеров [8].

Для выявления уровня развития математической грамотности второклассников был подобран диагностический материал, который состоял из 3 диагностик. Исследование проведено в феврале 2023 года в МБОУ ООШ №7 г. Кирова. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 класса, в количестве 42 человек: 20 человек в экспериментальной и 20 человек в контрольной группе. Также, был осуществлён сравнительный анализ результатов до и после проведения экспериментальной работы. Так как, результаты экспериментальной группы оказались низкими, с обучающимися была проведена дополнительная работа. Для эффективной работы развития математической грамотности второклассников в кружке были соблюдены следующие условия: 1) задания будут выполняться с применением активных методов обучения; 2) задания будут выполняться в группах постоянного и сменного состава.

Для повышения уровня математической грамотности второклассников в экспериментальной группе, мы организовали внеурочную деятельность, а именно проведение внеурочных занятий в школьном кружке «Формула успеха».

 

Таблица 1. Календарный тематический план занятий кружка «Формула успеха»

Тема занятия

Метод обучения

Поход за покупками;

Деловая игра.

Весёлая арифметика;

Ролевая игра.

Пространственные отношения;

Игра-путешествие.

Математическая карусель;

Дискуссионный метод.

Диаграммы;

Проблемные ситуации.

Финансовая грамотность;

Деловая игра.

Геометрическая мозаика;

Мозговой штурм.

Математическое путешествие.

Игра-путешествие.

 

Целью формирующего этапа эксперимента было: выявить и апробировать педагогические условия развития математической грамотности второклассников в кружке «Формула успеха». После завершения формирующего этапа эксперимента с обучающимися второго класса был проведен контрольный этап диагностик. Было проведено 3 диагностики, а также был выявлен итоговый уровень развития математической грамотности второклассников в контрольной и экспериментальной группах. Результаты формирующего этапа эксперимента представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Уровень развития математической грамотности в экспериментальной и контрольной группах до и после проведения формирующего этапа эксперимента в (%)

 

Контрольный этап эксперимента показал положительную динамику развития математической грамотности второклассников в экспериментальной и контрольной группах. Например, в экспериментальной группе низкий уровень развития патриотизма был диагностирован у 20%, что составляет всего 2 второклассника. Мы также можем заметить динамику развития среднего уровня развития математической грамотности который составил 60%.

Можно сделать вывод, что развитие математической грамотности – это непрерывный целостный процесс, стартующий уже в начальной школе. Повышению уровня развития математической грамотности второклассников может способствовать проведение внеурочных занятий в кружке при соблюдении следующих методических условий: 1) задания будут выполняться с применением активных методов обучения; 2) задания будут выполняться в группах постоянного и сменного состава. Таким образом, экспериментально доказана эффективность развития математической грамотности второклассников в кружковой деятельности, так как отмечается положительная динамика в повышении уровня развития математической грамотности второклассников в кружке «Формула успеха».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. PISA 2021 Mathematics Framework (First Drafi). Stockholm: PISA, OECD Publishing, 2018. P46, с. 23-31
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. [Текст] – М. Просвещение, 2010. – 31 с.
  3. Альхова З.Н. Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. Саратов: ОАО Издательство «Лицей», 2001. pdf
  4. Дударева, Н. В. Модель формирования функционально-математической грамотности в процессе обучения математике / Н. В. Дударева, Е. А. Утюмова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 4. - С. 14-25. - DOI: 10.26170/2079-8717_2021_04_02.
  5. Евтыхова Н. М. К вопросу о функциональной математической грамотности будущего учителя начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95033.htm
  6. Рослова Л.О, Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать // Педагогика. 2018. № 10. С. 48-55
  7. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. – 176с
  8. Харисова Р.М. Внеклассная работа по математике в начальной школе // Социальная сеть работников образования: [Электронный ресурс] Ноябрь 2013 г. – URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2013/11/04/vneklassnaya-rabota-po-matematike-v-nachalnoy/ 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Перескокова А.Р. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ВТОРОКЛАССНИКОВ В КРУЖКЕ «ФОРМУЛА УСПЕХА» // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 316 - 322. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8404 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8404



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.