'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 59

Просмотры  40 просмотров

Соколова А.С.

  


ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНЕРОВ-БАКАЛАВРОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены понятия «реконструкция» и «проектная культура», составляющие проектной культуры. Изучен вопрос восстановления памятников архитектурной среды как способа формирования культуры в проектной деятельности   

Ключевые слова:
дизайн, образование, проект, проектная культура, проектирование, памятник архитектурной среды, культурное наследие   


УДК 37

Соколова А.С.
студент
Государственный университет просвещения
(г. Мытищи, Россия)

 

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНЕРОВ-

БАКАЛАВРОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в статье рассмотрены понятия «реконструкция» и «проектная культура», составляющие проектной культуры. Изучен вопрос восстановления памятников архитектурной среды как способа формирования культуры в проектной деятельности.

 

Ключевые слова: дизайн, образование, проект, проектная культура, проектирование, памятник архитектурной среды, культурное наследие.

 

Памятники архитектурной среды каждого отдельно взятого государства – это неотъемлемая составляющая мирового культурного наследия, демонстрирующая влияние народов, отдельных талантливых творцов на развитие мировой цивилизации [2, с.16]. Памятники выполняют социально-экономические функции, способствуют народному образованию, передаче культурного наследия последующим поколениям, играют важную роль в процессе развития культуры и науки. Именно поэтому сохранение и восстановление таких памятников – это очень важная и актуальная тема для всех стран и народов.

В настоящее время мировое сообщество проявляет заинтересованность к восстановлению памятников культурного наследия. Это «восстановление» представляет собой, по сути, создание совершенно новых объектов по мотивам ранее существовавших.

Ю.Г. Бобров [1], изучая тему реставрации памятников культурного наследия, определяет термины «восстановление» и «воссоздание» как деятельность, именуемую, в большинстве случаев, реконструкцией. Реконструкция в понимании  Ю.Г. Боброва – это целенаправленное вмешательство в памятник, ставящее перед собой такие задачи, как:

- восстановление уничтоженных, разрушенных частей памятника на основе стилистических особенностей оригинала;

- восстановление исчезнувших смыслов и символов, являющихся важной частью национальной культуры.

При изучении направлений восстановления памятников, были выделены два основных, а именно: техническое направление, представляющее собой консервацию объектов, а также уход за ними; художественное направление, заключающееся в детальном воссоздании объекта. В рамках формирования культуры в проектной деятельности дизайнеров-бакалавров интерес представляет последнее.

В процессе восстановления памятников архитектурной среды студенты создают проект, т.е. занимаются проектированием, которое в свою очередь является фундаментом, главной частью проектной культуры [4, с.168].

Рассмотрим более подробно понятие «проектная культура». О.И. Генисаретский [3] дал ему следующее определение: проектная культура – это особое пространство для творческой деятельности, в границах которого проектное воображение воплощается в жизнь с помощью производных от него способностей понимания, вкуса, проектного мышления.

К основным составляющим проектной культуры можно отнести экологическую, концептуальную и аксиологическую. Все они могут быть сформированы в процессе восстановления памятников архитектурной среды:

  1. Экологическая. Представляет собой исторически сложившиеся или встроенные дизайнером ценностно-значимые образы архитектурной среды.

Ее формирование в процессе работы над восстановлением памятников культурного наследия происходит, когда студенты изучают материалы о разрабатываемом объекте (историю создания, особенности стиля, эпохи, анализируют использовавшиеся средства художественной выразительности и др.), и дает возможность:

- рассмотреть процесс развития общества через призму ценностно-значимых образов;

- изучить ценностно-значимые образы с позиции разных народов и эпох для формирования компетентности в художественно-практической сфере;

- научиться использовать ценностно-значимые образы для создания дизайн-проектов.

  1. Концептуальная. Представляет собой творческие концепции, через которые выражены ценностные ориентации субъектов проектирования.

Восстанавливая памятники архитектурной среды, студенты учатся ориентироваться на потребителя, на его потребности, идеалы, жизненные ценности, а, следовательно, получают возможность:

- рассмотреть различные средства художественной выразительности для создания наиболее востребованного и отвечающего запросам потребителя дизан-проекта;

- сформировать эстетический вкус;

- сформировать духовно-нравственные идеалы, соответствующие идеалам общества;

- научиться создавать дизайн-проекты в соответствии с запросами и веяниями общества.

  1. Аксиологическая. Представляет собой ценности данной проектной культуры и реализуемые в ней ценностные состояния творческого сознания, способствующие личностной реализации процесса проектирования.

Восстанавливая памятники архитектурной среды студенты:

- учатся понимать ценности проектной культуры;

- отражать в дизайн-проекте свои идеалы и жизненные ценности;

- создавать дизайн-проекты, вызывающие эмоциональный отклик у зрителя.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: восстановление памятников архитектурной среды представляет собой трудоемкий процесс проектирования. Проектирование – неотъемлемый элемент деятельности дизайнера, направленный на разработку проекта, прохождение всех этапов  которого способствует формированию проектной культуры. Следовательно, восстановление памятников культурного наследия - наиболее актуальный и эффективный метод обучения дизайнеров-бакалавров проектированию и формированию у них культуры в проектной деятельности. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Соколова А.С. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНЕРОВ-БАКАЛАВРОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 327 - 331. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8406 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8406



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.