'
Соколова А.С.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНЕРОВ-БАКАЛАВРОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *
Аннотация:
в статье рассмотрены понятия «реконструкция» и «проектная культура», составляющие проектной культуры. Изучен вопрос восстановления памятников архитектурной среды как способа формирования культуры в проектной деятельности
Ключевые слова:
дизайн, образование, проект, проектная культура, проектирование, памятник архитектурной среды, культурное наследие
УДК 37
Соколова А.С.
студент
Государственный университет просвещения
(г. Мытищи, Россия)
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНЕРОВ-
БАКАЛАВРОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в статье рассмотрены понятия «реконструкция» и «проектная культура», составляющие проектной культуры. Изучен вопрос восстановления памятников архитектурной среды как способа формирования культуры в проектной деятельности.
Ключевые слова: дизайн, образование, проект, проектная культура, проектирование, памятник архитектурной среды, культурное наследие.
Памятники архитектурной среды каждого отдельно взятого государства – это неотъемлемая составляющая мирового культурного наследия, демонстрирующая влияние народов, отдельных талантливых творцов на развитие мировой цивилизации [2, с.16]. Памятники выполняют социально-экономические функции, способствуют народному образованию, передаче культурного наследия последующим поколениям, играют важную роль в процессе развития культуры и науки. Именно поэтому сохранение и восстановление таких памятников – это очень важная и актуальная тема для всех стран и народов.
В настоящее время мировое сообщество проявляет заинтересованность к восстановлению памятников культурного наследия. Это «восстановление» представляет собой, по сути, создание совершенно новых объектов по мотивам ранее существовавших.
Ю.Г. Бобров [1], изучая тему реставрации памятников культурного наследия, определяет термины «восстановление» и «воссоздание» как деятельность, именуемую, в большинстве случаев, реконструкцией. Реконструкция в понимании Ю.Г. Боброва – это целенаправленное вмешательство в памятник, ставящее перед собой такие задачи, как:
- восстановление уничтоженных, разрушенных частей памятника на основе стилистических особенностей оригинала;
- восстановление исчезнувших смыслов и символов, являющихся важной частью национальной культуры.
При изучении направлений восстановления памятников, были выделены два основных, а именно: техническое направление, представляющее собой консервацию объектов, а также уход за ними; художественное направление, заключающееся в детальном воссоздании объекта. В рамках формирования культуры в проектной деятельности дизайнеров-бакалавров интерес представляет последнее.
В процессе восстановления памятников архитектурной среды студенты создают проект, т.е. занимаются проектированием, которое в свою очередь является фундаментом, главной частью проектной культуры [4, с.168].
Рассмотрим более подробно понятие «проектная культура». О.И. Генисаретский [3] дал ему следующее определение: проектная культура – это особое пространство для творческой деятельности, в границах которого проектное воображение воплощается в жизнь с помощью производных от него способностей понимания, вкуса, проектного мышления.
К основным составляющим проектной культуры можно отнести экологическую, концептуальную и аксиологическую. Все они могут быть сформированы в процессе восстановления памятников архитектурной среды:
Ее формирование в процессе работы над восстановлением памятников культурного наследия происходит, когда студенты изучают материалы о разрабатываемом объекте (историю создания, особенности стиля, эпохи, анализируют использовавшиеся средства художественной выразительности и др.), и дает возможность:
- рассмотреть процесс развития общества через призму ценностно-значимых образов;
- изучить ценностно-значимые образы с позиции разных народов и эпох для формирования компетентности в художественно-практической сфере;
- научиться использовать ценностно-значимые образы для создания дизайн-проектов.
Восстанавливая памятники архитектурной среды, студенты учатся ориентироваться на потребителя, на его потребности, идеалы, жизненные ценности, а, следовательно, получают возможность:
- рассмотреть различные средства художественной выразительности для создания наиболее востребованного и отвечающего запросам потребителя дизан-проекта;
- сформировать эстетический вкус;
- сформировать духовно-нравственные идеалы, соответствующие идеалам общества;
- научиться создавать дизайн-проекты в соответствии с запросами и веяниями общества.
Восстанавливая памятники архитектурной среды студенты:
- учатся понимать ценности проектной культуры;
- отражать в дизайн-проекте свои идеалы и жизненные ценности;
- создавать дизайн-проекты, вызывающие эмоциональный отклик у зрителя.
Подводя итог, можно сделать следующий вывод: восстановление памятников архитектурной среды представляет собой трудоемкий процесс проектирования. Проектирование – неотъемлемый элемент деятельности дизайнера, направленный на разработку проекта, прохождение всех этапов которого способствует формированию проектной культуры. Следовательно, восстановление памятников культурного наследия - наиболее актуальный и эффективный метод обучения дизайнеров-бакалавров проектированию и формированию у них культуры в проектной деятельности.
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4
Ссылка для цитирования:
Соколова А.С. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНЕРОВ-БАКАЛАВРОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 327 - 331. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8406 (дата обращения: 29.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*