'
Степанова О.Ф.
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 - 6 КЛАССАХ *
Аннотация:
в статье рассматриваются ведущие характеристики понятия «математическая грамотность», анализируются некоторые проявления проблем становления функциональной грамотности на уроках математики, даются рекомендации по предупреждению и устранению трудностей в формировании математической грамотности пятиклассников и шестиклассников. Приводятся примеры заданий для формирования и оценки функциональной математической грамотности
Ключевые слова:
функциональная грамотность, математическая грамотность, обучающиеся 5 - 6 классов, контекстные задачи
УДК 51
Степанова О.Ф.
учитель математики
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27»
(г. Якутск, Россия)
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 - 6 КЛАССАХ
Аннотация: в статье рассматриваются ведущие характеристики понятия «математическая грамотность», анализируются некоторые проявления проблем становления функциональной грамотности на уроках математики, даются рекомендации по предупреждению и устранению трудностей в формировании математической грамотности пятиклассников и шестиклассников. Приводятся примеры заданий для формирования и оценки функциональной математической грамотности
Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, обучающиеся 5 - 6 классов, контекстные задачи.
Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Одной из составляющих функциональной грамотности, является формирование математической грамотности, именно на ней я хотела бы остановиться.
Математическая грамотность определяется как способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе предметных знаний по математике.
Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
В 5-6 классах рассматривают следующие уровни сформированности математической грамотности:
5 класс - уровень узнавания и понимания - учащиеся находят и извлекают математическую информацию в различном контексте;
6 класс - уровень понимания и применения - учащиеся применяют математические знания для решения разного рода проблем.
Курс предметной области «Математика» в 5-6 классах, в основном, включает такую дисциплину, как «Арифметика». При изучении данного раздела подробно рассматривается тема «Решение сюжетных задач», которая имеет практико-ориентированную направленность. Для успешного формирования математической грамотности понятие «сюжетная задача» можно расширить до понятия «контекстная задача». Под контекстной задачей понимают задачу мотивационного, а также воспитательного характера, в условии которой описана конкретная (или смоделирована воображаемая) жизненная ситуация. И контекст задачи обеспечивает решение не только предметной составляющей урока, но и реализации воспитательной цели урока.
Требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.
Выделяют следующие типы контекстных задач:
-предметные контекстные задачи: в условии описана предметная ситуация для разрешения которой требуется установление и использование широкого спектра связей математического содержания, изучаемого в различных разделах математики;
-межпредметные контекстные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области;
-практические контекстные задачи: в условии описана практическая ситуация для разрешения которой нужно применять знания не только из разных предметных областей, но и из повседневного опыта обучающихся.
Рассмотрим алгоритм разработки контекстной задачи.
1.Определив тему предстоящего урока, подумайте, что в этой теме ученикам уже может быть известно.
2.Определите, что в содержании темы будет для учеников новым.
3.Подумайте, в чем может заключаться личностная значимость тех новых знаний, которые приобретут ученики на предстоящем уроке, то есть сформулируйте для себя ответы на вопросы: почему я считаю нужным, важным для учащихся приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них?
4.Сформулируйте ответы на все предыдущие вопросы обобщенно – в виде личностно - значимой проблемы.
5.Вспомните или придумайте какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или действуя в которой, ученики сами смогут осознать и сформулировать ту личностно - значимую проблему, которую вы наметили как отправную точку для вхождения в новую тему.
6.Составьте текст - описание данной ситуации, то есть опишите условие контекстной задачи.
7.Сформулируйте задание, требующее анализа ситуации или осуществления соответствующих ситуации действий.
Сюжет задачи можно взять из реальной жизни, учебника, интернет-источников, можно придумать, можно использовать банк заданий ВПР, ОГЭ, ЕГЭ для составления контекстных задач.
Из чего состоит контекстная задача? Условие контекстной задачи может содержать небольшой текст (фразу), информацию в виде таблицы, диаграммы, а также к задаче должны быть сформулированы вопросы, задания.
Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:
- Как игровой момент на уроке;
- Как проблемный элемент в начале урока;
- Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;
- Как задание для смены деятельности на уроке;
- Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого-либо понятия на уроке;
- Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;
- Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;
- Можно собрать задания одного типа и провести урок в соответветствии с какой-то образовательной технологией;
- Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления;
- Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины;
- Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для внеклассного мероприятия в рамках недели математики.
Процесс формирования математической грамотности может быть организован в различных формах: на уроках, во внеурочной деятельности, как проектная работа, деловая или ролевая игра и др. Предлагаемые формы необходимо сочетать с комплексом методов, обеспечивающих овладение не только предметными, но и метапредметными компетенциями.
Математические знания и умения, которые применяются в заданиях на формирование математической грамотности, становятся для учащихся более «осязаемыми», наполняются практическим смыслом, что повышает их мотивацию, стимулирует их познавательный интерес и активность к изучению математики как эффективного средства решения разнообразных практико-ориентированных задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4
Ссылка для цитирования:
Степанова О.Ф. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 - 6 КЛАССАХ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 332 - 337. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8407 (дата обращения: 29.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*