'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 60

Просмотры  109 просмотров

Степанова О.Ф.

  


РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 - 6 КЛАССАХ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются ведущие характеристики понятия «математическая грамотность», анализируются некоторые проявления проблем становления функциональной грамотности на уроках математики, даются рекомендации по предупреждению и устранению трудностей в формировании математической грамотности пятиклассников и шестиклассников. Приводятся примеры заданий для формирования и оценки функциональной математической грамотности   

Ключевые слова:
функциональная грамотность, математическая грамотность, обучающиеся 5 - 6 классов, контекстные задачи   


УДК 51

Степанова О.Ф.

учитель математики

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 27»

(г. Якутск, Россия)

 

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 - 6 КЛАССАХ

 

Аннотация: в статье рассматриваются ведущие характеристики понятия «математическая грамотность», анализируются некоторые проявления проблем становления функциональной грамотности на уроках математики, даются рекомендации по предупреждению и устранению трудностей в формировании математической грамотности пятиклассников и шестиклассников. Приводятся примеры заданий для формирования и оценки функциональной математической грамотности

 

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, обучающиеся 5 - 6 классов, контекстные задачи.

 

Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

Одной из составляющих функциональной грамотности, является формирование математической грамотности, именно на ней я хотела бы остановиться.

Математическая грамотность определяется как способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе предметных знаний по математике.

Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;

- формулировать эти проблемы на языке математики;

- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

- анализировать использованные методы решения;

- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

- формулировать и записывать результаты решения.

В 5-6 классах рассматривают следующие уровни сформированности математической грамотности:

5 класс - уровень узнавания и понимания - учащиеся находят и извлекают математическую информацию в различном контексте;

6 класс - уровень понимания и применения - учащиеся применяют математические знания для решения разного рода проблем.

Курс предметной области «Математика» в 5-6 классах, в основном, включает такую дисциплину, как «Арифметика». При изучении данного раздела подробно рассматривается тема «Решение сюжетных задач», которая имеет практико-ориентированную направленность. Для успешного формирования математической грамотности понятие «сюжетная задача» можно расширить до понятия «контекстная задача». Под контекстной задачей понимают задачу мотивационного, а также воспитательного характера, в условии которой описана конкретная (или смоделирована воображаемая) жизненная ситуация. И контекст задачи обеспечивает решение не только предметной составляющей урока, но и реализации воспитательной цели урока.

Требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.

Выделяют следующие типы контекстных задач:

-предметные контекстные задачи: в условии описана предметная ситуация для разрешения которой требуется установление и использование широкого спектра связей математического содержания, изучаемого в различных разделах математики;

-межпредметные контекстные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области;

-практические контекстные задачи: в условии описана практическая ситуация для разрешения которой нужно применять знания не только из разных предметных областей, но и из повседневного опыта обучающихся.

Рассмотрим алгоритм разработки контекстной задачи.

1.Определив тему предстоящего урока, подумайте, что в этой теме ученикам уже может быть известно.

2.Определите, что в содержании темы будет для учеников новым.

3.Подумайте, в чем может заключаться личностная значимость тех новых знаний, которые приобретут ученики на предстоящем уроке, то есть сформулируйте для себя ответы на вопросы: почему я считаю нужным, важным для учащихся приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них?

4.Сформулируйте ответы на все предыдущие вопросы обобщенно – в виде личностно - значимой проблемы.

5.Вспомните или придумайте какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или действуя в которой, ученики сами смогут осознать и сформулировать ту личностно - значимую проблему, которую вы наметили как отправную точку для вхождения в новую тему.

6.Составьте текст - описание данной ситуации, то есть опишите условие контекстной задачи.

7.Сформулируйте задание, требующее анализа ситуации или осуществления соответствующих ситуации действий.

Сюжет задачи можно взять из реальной жизни, учебника, интернет-источников, можно придумать, можно использовать банк заданий ВПР, ОГЭ, ЕГЭ для составления контекстных задач.

Из чего состоит контекстная задача? Условие контекстной задачи может содержать небольшой текст (фразу), информацию в виде таблицы, диаграммы, а также к задаче должны быть сформулированы вопросы, задания.

Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:

- Как игровой момент на уроке;

- Как проблемный элемент в начале урока;

- Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;

- Как задание для смены деятельности на уроке;

- Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого-либо понятия на уроке;

- Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;

- Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;

- Можно собрать задания одного типа и провести урок в соответветствии с какой-то образовательной технологией;

- Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления;

- Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины;

- Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для внеклассного мероприятия в рамках недели математики.

Процесс формирования математической грамотности может быть организован в различных формах: на уроках, во внеурочной деятельности, как проектная работа, деловая или ролевая игра и др. Предлагаемые формы необходимо сочетать с комплексом методов, обеспечивающих овладение не только предметными, но и метапредметными компетенциями.

Математические знания и умения, которые применяются в заданиях на формирование математической грамотности, становятся для учащихся более «осязаемыми», наполняются практическим смыслом, что повышает их мотивацию, стимулирует их познавательный интерес и активность к изучению математики как эффективного средства решения разнообразных практико-ориентированных задач.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Калинкина Е.Н. Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов / Е.Н. Калинкина // - Новокуйбышевск, 2019. – 242 с.
  2. Симонова О. В. Формирование функциональной грамотности при обучении математике в 5–6-х классах общеобразовательной школы // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета – 2010. – № 3. – С. 147–153.
  3. Тяглова Е.Г., Васильева Р.Л. Формирование математической грамотности учащихся на уроках математики посредством заданий, представленных в контексте реальных жизненных ситуаций // Нижегородское образование. 2020. № 2. С. 72–78.
  4. https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstnye-zadachi-po-matematike-kak-sredstvo-razvitiya-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya/viewer - статья по теме «Контекстные задачи как средство развития функциональной грамотности обучающихся»
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-urovnya-matematicheskih-znaniy-s-ispolzovaniem-kontekstnyh-zadach/viewer - статья по теме «Повышение уровня математических знаний с использованием контекстных задач»
  6. https://pandia.ru/text/78/300/43999.php - статья по теме «Контекстные задачи как средство формирования и оценивания ключевых и предметных компетенций учащихся»
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Степанова О.Ф. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 - 6 КЛАССАХ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 332 - 337. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8407 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8407



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.