'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 61

Просмотры  33 просмотров

Фартух А.В.

  


РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрена теоретико-методологическая основа развития речи детей в дошкольном и младшем школьном возрасте в процессе организации учебной деятельности. Содержание ФГОС требует обновлённого подхода к организации образовательного процесса, в частности к работе по развитию речи   

Ключевые слова:
ФГОС, развитие речи, учебная деятельности, дошкольный возраст, младший школьный возраст, организация учебной деятельности   


УДК 373.3

Фартух А.В.
магистрант,

Армавирский государственный педагогический университет
(г. Армавир, Россия)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в работе рассмотрена теоретико-методологическая основа развития речи детей в дошкольном и младшем школьном возрасте в процессе организации учебной деятельности.  Содержание ФГОС требует обновлённого подхода к организации образовательного процесса, в частности к работе по развитию речи.

 

Ключевые слова: ФГОС, развитие речи, учебная деятельности, дошкольный возраст, младший школьный возраст, организация учебной деятельности.

 

Развитие речи ребенка в новой редакции ФГОС справедливо рассмотрено как одно из основных образовательных направлений. Причем акцент сделан не на решении отдельных задач, а на целостном подходе к формированию речевой компетентности (в единстве всех ее составляющих) как одного из ключевых критериев и одновременно весомого условия становления речевой личности.

В новой редакции речевая компетентность определена как способность ребенка продуцировать свои обращения, мысли, впечатления и т.п. в любых формах речевого высказывания с помощью вербальных и невербальных средств. Такой подход соответствует современным тенденциям в отечественной лингводидактике, которая приоритетной задачей определяет воспитание, начиная с первых лет жизни, человека, способного творчески и уместно использовать средства речи и речи в различных жизненных ситуациях, в частности презентовать себя, взаимодействовать с другими, реализовать свои потребности и намерения.

Такой подход сочетает в себе обучение языку и развитие речевых умений и навыков, но четко определяет личностные приоритеты как цель и результат.

Сейчас на первый план выступает собственный коммуникативно-речевой опыт ребенка, активная практика самостоятельного и сознательного решения ситуативных речевых задач, а не только подражание образцу и отработка отдельных умений.

В ФГОС отмечается взаимозависимость всех составляющих речевой компетентности: фонетической, лексической, грамматической, диалогической, монологической. Формирование соответствующих умений должно воплощаться в различных формах и видах речевой коммуникации. Следовательно, только комплексный подход к реализации всех задач речевого развития позволяет успешно реализовать цель этого образовательного направления. А коммуникативная направленность работы по развитию речи предоставляет детям возможность общения, получения информации и обмена ею, что чрезвычайно важно для успешной социализации.

Ведущей формой обучения детей родному языку и развитию речи были и остаются занятия разных видов и типов как направленное активизационное общение.

В то же время стоит отметить, что обновление цели и содержания образования требует обновления способов реализации этого содержания (моделей, характера, стиля речевого взаимодействия педагога с детьми), направления на личностную доминанту образовательного процесса, в том числе и во время проведения занятий по развитию речи.

Каждое занятие должно дарить детям удовольствие. Достигается это благодаря использованию доступных и интересных для них приемов обучения, созданию атмосферы доброжелательности, заинтересованности в малейшем успехе каждого. Педагоги, которые уже работают так, - на пути к реализации новых стандартов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., переработаное - Москва: Просвещение, 2021. - 45, [2] с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». - Режим доступа URL: http:// http://base.garant.ru/70512244/
  3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е издание, стереотипное. – Москва: Академия, 2000. – 400 с.
  4. Арушанова, А. Г. Речевое развитие дошкольника в аспекте лингводидактики. Парциальная образовательная программа ДО «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») : монография / А. Г. Арушанова, С. С. Коренблит, Е. С. Рычагова. – 2-е издание, стереотипное. – Москва : ФЛИНТА, 2016. – 318 с.
  5. Белоус, Е. Методы развития связной речи и творческого мышления у старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 67-70
  6. Белошистая, А. В. Поисково-исследовательская деятельность на занятиях по развитию речи / А. В. Белошистая. // Дошкольное воспитание. – 2021. – № 7. - С. 26-31
  7. Биба, А. Г. Методика подготовки детей к изучению русского языка в школе : учебное пособие / А. Г. Биба. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 120 с.
  8. Биба, А. Методические средства повышения познавательной активности детей в процессе развития речи / А. Биба. // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 10. – С. 53-58.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Фартух А.В. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 338 - 341. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8408 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8408



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.