'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 62

Просмотры  68 просмотров

Хуланхова А.А., Арефьева А.В.

  


ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА *

  


Аннотация:
в статье описаны психолого-педагогические особенности дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). Описан онтогенез развития коммуникативных навыков. Проанализирована отечественная и зарубежная литература по формированию коммуникативных навыков дошкольников с РАС   

Ключевые слова:
аутизм, онтогенез, расстройство аутистического спектра, психолого-педагогическая характеристика, коррекционная работа, социально-коммуникативные навыки   


УДК 376.3

Хуланхова А.А.

студент 4 курса бакалавриата по направлению

Специальное дефектологическое образование (логопедия)

Институт психологии и педагогики

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

Арефьева А.В.

канд. биол. наук, доцент кафедры возрастной физиологии,

специального и инклюзивного образования

Институт психологии и педагогики

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

 

Аннотация: в статье описаны психолого-педагогические особенности дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). Описан онтогенез развития коммуникативных навыков. Проанализирована отечественная и зарубежная литература по формированию коммуникативных навыков дошкольников с РАС.

 

Ключевые слова: аутизм, онтогенез, расстройство аутистического спектра, психолого-педагогическая характеристика, коррекционная работа, социально-коммуникативные навыки.

 

Введение. Образовательная среда не готова принять детей с РАС, а также не готова оказать качественную помощь на разных этапах развития аутистических расстройств, ввиду того что, с учетом их образовательных потребностей должны создаваться определенные образовательные условия.

Данная проблема приобретает особую актуальность, так как от психолого-педагогических особенностей дошкольников с РАС зависит их дальнейшая социализация в обществе, а также создание и развитие целостной системы оказания помощи таким детям. Необходим индивидуальный анализ психолого-педагогических особенностей развития каждого ребенка, для создания наиболее эффективной и комфортной образовательной среды.

Цель исследования: изучить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра для построения программы работы по формированию социально-коммуникативных навыков.

Для достижения цели в исследовании решались следующие задачи:

  • анализ психолого-педагогической литературы об особенностях онтогенеза развития детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра;
  • составление и изучение анамнестических данных, историй развития детей;
  • качественный анализ для построения программы по формированию социально-коммуникативных навыков, выявленных в ходе исследования данных, их обработка, обобщение, формулирование выводов.

Материалы и методы исследования.  С целью выявления психолого-педагогических особенностей дошкольников с РАС исследование проведено на базе МАДОУ ДС № 51 г. Тюмени.

Для изучения психолого-педагогических особенностей у детей с РАС использовалась методика, разработанная Лебединской Кларой Самойловной и Никольской Ольгой Сергеевной «Диагностическая карта аутичного ребёнка», опубликованная в 2008 году.

Подобный метод позволяет определить общую тактику коррекции, подобрать адекватный вид помощи и последовательность их включения в общий контекст программы. В нашем исследовании данная методика обеспечивает полноту исследования, разностороннее рассмотрение проблемы и даёт возможность получить точные, наглядные результаты исследования и упорядочить их.

Обследование проводилось в игровой форме с учётом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Исследование проходило в индивидуальной форме, в кабинете логопеда. Для исследования были тщательно подобраны дидактические и наглядные материалы и оборудование, такие как: Иншакова О.Б. "Альбом для логопеда", карточная методика «Установление последовательности событий», карточная методика В.М. Когана, карточная методика «Предметная классификация», методика с фигурами Выготского – Сахарова. Также для сбора анамнестических данных со стороны родителей использовалась анамнестическая карта из «Диагностической карты аутичного ребёнка» Лебединской К.С. и Никольской О.С.

Результаты исследования. В ходе анализа результатов, можно сделать вывод о том, что у старших дошкольников с РАС выявлен ряд нарушений в различных сферах развития:

  • визуальный контакт («бегающий» взгляд, попытка избежать взгляда в глаза, отсутствие фиксации взгляда на человеке, боязнь незнакомых людей, сопротивление при взаимодействии);
  • аффективная сфера (расфокусирование, присутствуют немотивированные колебания настроения, резкая реакция на критику или замечания, слабая эмоциональная откликаемость, пониженный фон настроения);
  • сфера влечений (проявление агрессии к окружающим, отгороженность);
  • контактность (контакт не качественен, не длителен, не полон);
  • зрительное восприятие (присутствует вызывание стереотипной смены зрительных ощущений, взгляд «сквозь» объект);
  • слуховое восприятие (отрицательная реакция на музыку, стремление к звуковой аутостимуляции, страх отдельных звуков (резких, громких));
  • тактильная чувствительность (отрицательная реакция на прикосновения при причесывании, стрижке ногтей, умывание лица, плохая переносимость некоторой одежды и обуви);
  • вкусовая чувствительность (избирательность в еде);
  • обонятельная чувствительность (отрицательная реакция на некоторые запахи);
  • проприоцептивная чувствительность (склонность к аутостимуляции);
  • развитие моторики (неуклюжесть, ощущение пространства);
  • игровая деятельность (стихийный интерес к игрушкам, зацикленность на выбранных игрушках).

Отдельный следует выделить затруднения, связанные с речью:

  • речью (эхолалии, «попугайная» речь, проблемы с пониманием длинных предложений (длиннее трёх-четырёх слов), необходимость корректировки звукопроизносительной стороны речи);
  • пониманием речи (понимание действий, выраженных возвратными глаголами нарушено; различение единственного и множественного числа имен существительных и глаголов не используется, длинные предложения воспринимаются крайне редко, скудный словарный запас глаголов);
  • отраженной речью (нарушение фонематического слуха, нарушение способности сохранять серийные ряды звуков;
  • синтаксической стороной речи (не способность к пересказу, предложения строятся из малого количества слов);
  • звукопроизношением (неуверенное использование артикуляционных поз).

Выводы. Таким образом, результаты исследования показали, что в разных направлениях развития дети дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра имеют определенные отклонения и сложности, которые безусловно влияют на качество жизни и процесс социализации и обучения. При своевременной диагностике индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка с расстройством аутистического спектра появляется возможность как можно раньше приступить к систематическим коррекционным занятиям, которые будут воздействовать на формирование необходимых для жизни навыков.

При коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра следует обратить внимание на следующие психолого-педагогические особенности этих детей:

  • особенности визуального контакта – поощрять визуальный контакт, акцентировать на нем внимание ребенка;
  • особенности зрительного восприятия – использовать в коррекционной работе больше дидактических наглядных материалов: картинки с изображениями и словами, сюжетные картинки, картинки с интерактивными элементами;
  • особенности тактильной чувствительности – увеличить в коррекционной работе количество предметов с разнообразными фактурами для изучения и развития мелкой моторики;
  • особенности игровой деятельности – направлять ребенка в игровой деятельности, поощрять, когда игровая деятельность не хаотична, а осознанно направленна;
  • особенности понимания речи – сократить инструкции до двух-трех слов для лучшего понимания ребенка.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 351 с.
  2. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: кн. для педагогов-дефектологов / пер. с англ. О. В. Деряевой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 144 с.
  3. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипициной; Д.Н. Исаева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 144с. (Коррекционная педагогика).
  4. Каган В.Е. Аутизм у детей. / Каган В.Е. Л.: Медицина, 2008. 564 с.
  5. Лебединская К.С. Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. Дис. на соискание уч. ст. докт. психол. наук в форме научного доклада. М.: НИИ дефектологии РАО, 1992. С. 22-44.
  6. Лебединская К. С., Никольская О. С., Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991
  7. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Теревинф, 1997 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Хуланхова А.А., Арефьева А.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 342 - 348. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8409 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8409



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.