'
Хуланхова А.А., Арефьева А.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА *
Аннотация:
в статье описаны психолого-педагогические особенности дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). Описан онтогенез развития коммуникативных навыков. Проанализирована отечественная и зарубежная литература по формированию коммуникативных навыков дошкольников с РАС
Ключевые слова:
аутизм, онтогенез, расстройство аутистического спектра, психолого-педагогическая характеристика, коррекционная работа, социально-коммуникативные навыки
УДК 376.3
Хуланхова А.А.
студент 4 курса бакалавриата по направлению
Специальное дефектологическое образование (логопедия)
Институт психологии и педагогики
Тюменский государственный университет
(г. Тюмень, Россия)
Арефьева А.В.
канд. биол. наук, доцент кафедры возрастной физиологии,
специального и инклюзивного образования
Институт психологии и педагогики
Тюменский государственный университет
(г. Тюмень, Россия)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация: в статье описаны психолого-педагогические особенности дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). Описан онтогенез развития коммуникативных навыков. Проанализирована отечественная и зарубежная литература по формированию коммуникативных навыков дошкольников с РАС.
Ключевые слова: аутизм, онтогенез, расстройство аутистического спектра, психолого-педагогическая характеристика, коррекционная работа, социально-коммуникативные навыки.
Введение. Образовательная среда не готова принять детей с РАС, а также не готова оказать качественную помощь на разных этапах развития аутистических расстройств, ввиду того что, с учетом их образовательных потребностей должны создаваться определенные образовательные условия.
Данная проблема приобретает особую актуальность, так как от психолого-педагогических особенностей дошкольников с РАС зависит их дальнейшая социализация в обществе, а также создание и развитие целостной системы оказания помощи таким детям. Необходим индивидуальный анализ психолого-педагогических особенностей развития каждого ребенка, для создания наиболее эффективной и комфортной образовательной среды.
Цель исследования: изучить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра для построения программы работы по формированию социально-коммуникативных навыков.
Для достижения цели в исследовании решались следующие задачи:
Материалы и методы исследования. С целью выявления психолого-педагогических особенностей дошкольников с РАС исследование проведено на базе МАДОУ ДС № 51 г. Тюмени.
Для изучения психолого-педагогических особенностей у детей с РАС использовалась методика, разработанная Лебединской Кларой Самойловной и Никольской Ольгой Сергеевной «Диагностическая карта аутичного ребёнка», опубликованная в 2008 году.
Подобный метод позволяет определить общую тактику коррекции, подобрать адекватный вид помощи и последовательность их включения в общий контекст программы. В нашем исследовании данная методика обеспечивает полноту исследования, разностороннее рассмотрение проблемы и даёт возможность получить точные, наглядные результаты исследования и упорядочить их.
Обследование проводилось в игровой форме с учётом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Исследование проходило в индивидуальной форме, в кабинете логопеда. Для исследования были тщательно подобраны дидактические и наглядные материалы и оборудование, такие как: Иншакова О.Б. "Альбом для логопеда", карточная методика «Установление последовательности событий», карточная методика В.М. Когана, карточная методика «Предметная классификация», методика с фигурами Выготского – Сахарова. Также для сбора анамнестических данных со стороны родителей использовалась анамнестическая карта из «Диагностической карты аутичного ребёнка» Лебединской К.С. и Никольской О.С.
Результаты исследования. В ходе анализа результатов, можно сделать вывод о том, что у старших дошкольников с РАС выявлен ряд нарушений в различных сферах развития:
Отдельный следует выделить затруднения, связанные с речью:
Выводы. Таким образом, результаты исследования показали, что в разных направлениях развития дети дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра имеют определенные отклонения и сложности, которые безусловно влияют на качество жизни и процесс социализации и обучения. При своевременной диагностике индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка с расстройством аутистического спектра появляется возможность как можно раньше приступить к систематическим коррекционным занятиям, которые будут воздействовать на формирование необходимых для жизни навыков.
При коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра следует обратить внимание на следующие психолого-педагогические особенности этих детей:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4
Ссылка для цитирования:
Хуланхова А.А., Арефьева А.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 342 - 348. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8409 (дата обращения: 29.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*