'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 64

Просмотры  60 просмотров

Архипов А.А., Федосеев Р.В.

  


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена правовому регулированию финансового рынках в организациях «Группа 20», Совет по финансовой стабильности, ОЭСР, МВФ, Всемирный банк, Банк международных расчетов, Базельский комитет по банковскому надзору, Международная организация комиссий по ценным бумагам, Международная ассоциация органов страхового надзора, Международная организация органов надзора за пенсионными накоплениями, Комитет по платежам и рыночной инфраструктуре, Комитет по международным стандартам финансовой отчетности. В статье дается всесторонний обзор правовой базы, регулирующей перемещение финансовых средств, освещаются проблемы, с которыми сталкиваются при банковском регулировании, и предлагается сравнительный анализ эффективности правового регулирования   

Ключевые слова:
комитет по платежам и рыночной инфраструктуре, субъфондовая частных биржа, перемещение финансовых средств, правовое регулирование   


УДК 34

Архипов А.А.

Казанский институт (филиал)

ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции

(РПА Минюста России)»

(г. Казань, Россия)

 

Научный руководитель:

Федосеев Р.В.

профессор кафедры, доктор исторических наук, доцент,

Казанский институт (филиал)

ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции

(РПА Минюста России)»

(г. Казань, Россия)

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО

РЫНКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Аннотация: данная статья посвящена правовому регулированию финансового рынках в организациях «Группа 20», Совет по финансовой стабильности, ОЭСР, МВФ, Всемирный банк, Банк международных расчетов, Базельский комитет по банковскому надзору, Международная организация комиссий по ценным бумагам, Международная ассоциация органов страхового надзора, Международная организация органов надзора за пенсионными накоплениями, Комитет по платежам и рыночной инфраструктуре, Комитет по международным стандартам финансовой отчетности. В статье дается всесторонний обзор правовой базы, регулирующей перемещение финансовых средств, освещаются проблемы, с которыми сталкиваются при банковском регулировании, и предлагается сравнительный анализ эффективности правового регулирования.

 

Ключевые слова: комитет по платежам и рыночной инфраструктуре, субъфондовая частных биржа, перемещение финансовых средств, правовое регулирование.

 

Вопрос эффективности правового регулирования общественных отношений не является в мире чем-то абсолютно новым. Исследование этих вопросов является достаточно популярным направлением академических изучений. Эта тема является актуальной так как финансовый рынок служит платформой для оборота огромных по своим масштабам капиталов, в связи с чем перед государством возникает задача обеспечения эффективного функционирования этого рынка. Риски не предполагают возможности для утраты актуальности задачи по постоянной модернизации нормативно-правового регулирования отношений, возникающих при управлении финансовым рынком.

Огромное значение для регулирования финансового рынка имеет такой принцип конституционного строя как свободное перемещение финансовых средств, закрепленный ст.8 Конституции РФ. Движение средств происходит в виде денежного оборота и является свободным (ст. 8 (часть 1) и 74 Конституции РФ)

Единого нормативного акта, к примеру кодекса, регулирующего финансовый рынок не имеется. Но в налоговом и бюджетном праве приняты кодифицированные источники. Так же в нормативных актах иных отраслей права, таких как конституционного, административного, гражданского и иных

есть немало нормативных актов регулирующие финансовый рынок.

Регулирование в своем роде является формой целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и на его развитие посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). В свою очередь управление предполагает выполнение особых функций:

а) планирование –выработка конкретных планов действий

б) организации— определения структур и кадров для выполнения поставленных задач;

в) распорядительства— выдачи конкретных властных предписаний;

г) координации —гармонизации всех действий и усилий;

д) контроля— проверки соответствия результатов поставленным целям.

Целях регулирования финансового рынка, то несомненно они вытекают из конституционного цели-принципа защиты и обеспечения устойчивости национальной валюты. Такой же, по уровню актуальности, является цель обеспечения развития и поддержания устойчивости самого финансового рынка.

Но если же предыдущие цели более общие, то последующие же узконаправлены и не каждый сегмент следует рынка работает может торговле ими первым обладать. Их условия бы я отнес праве к специальным кадров целями властных регулирования выявляют финансового защиты рынка.

Приведу несколько примеров для банковского регулирования характерна цель обеспечения устойчивости банковской системы, защиты прав и законных интересов кредиторов (вкладчиков). Эта цель вытекает из ст. 3 и 57 Закона о Банке России: в соответствии со ст. 3 Закона о Банке России одной из основных целей Банка России объявлено развитие и укрепление банковской системы РФ; ст. 57 указывает, что главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Иные цели государственного регулирования рынка ценных бумаг. Так, Топсохалова Ф. М. -Г. видит следующие цели государственного регулирования фондового рынка:

- создание условий для финансирования дефицита государственного бюджета (прежде всего – федерального) на основе не инфляционного финансирования государственных расходов;

- обеспечение условий и создание надежных механизмов инвестирования средств населения;

- предотвращение социальных конфликтов, которые возникают в результате операций на фондовом рынке, таким путем биржа защищает поведения прав защиты участников рынка ценных бумаг, создать условия для рынка инвесторов;

 - развитие рынка, минимизация рисков и углубление интеграции на бирже, надзор за капиталом.

А. Ю. Голубков указывает на следующие цели государственного регулирования рынка ценных бумаг: максимальная защита прав инвесторов, установление цивилизованных правил поведения субъектов на рынке и обеспечение государственной безопасности.

Международно-правовое регулирование всего рынка осуществляется двумя методами:

1) в границах единичных интернациональных соглашений;

2) в рамках интернациональных учреждений.

В первоначальном случае две либо ряд стран созваниваются касательно порядка допуска и обращения значимых бумаг в собственных территориях путем решения единичных соглашений между ними, вероятно также заключение соглашений между единичными странами и интернациональными организациями. В второстепенном - международно-правовое координирование предполагает собою управление действия соучастников фондового рынка, учреждается в масштабах определенной интернациональной компании.

Система биржевого регулирования содержит: законное, нормативное и информативное обеспечение.

Законное обеспечение –это законодательные акты, распоряжения, указы.

Нормативное обеспечение – установки, нормативы, методичные распоряжения и толкования.

Информативное обеспечение – финансовая, торговая, экономическая справка.

Равно как каждая система управления, система управления биржи содержит две подсистемы: 1) Заправляющая, базирующаяся в применении муниципальных и негосударственных (социальных) технологий регулировки и 2) Управляемая.

Управляющая система содержит:

Муниципальные аппараты и самоуправляемые компании (биржи), исполняющие в биржевом рынке законодательную, регистрационную и контрольную активность.

Принцип саморегулирования заключается в том, что на каждой бирже существуют определенные внутри биржевые нормативные акты: учредительный договор, устав, правила биржевой торговли.

  • внутреннее координирование — подчинение ее деятельности своим нормативным документам;
  • внешнее координирование—подчиненность деятельности биржи нормативным актам страны, интернациональным договорам.

Биржа рассматривается наподобие самоуправляемая организации, функционирующая на принципах биржевого самоуправления. Данное выявляется в том, что в рамках действующего законодательства биржа примет решения о органике индивидуального управления, что находит отклик в ее уставе.

Всеобщее собрание членов биржи считается ее высшим законодательным органом управления. К выдающейся компетенции всеобщего собрания причисляются:

  • осуществление единого управления биржей и биржевой торговлей;
  • определение целей и проблем биржи, стратегии ее становления;
  • утверждение и привнесение перемен в внутри биржевые нормативные документы;
  • формирование избирательных органов;
  • рассмотрение и установление бюджета биржи, годичного баланса отчета доходов и потерь, деление прибыли;
  • прием новых членов биржи;
  • утверждение сметы затрат в содержание комитета;
  • утверждение решения касательно прекращении работы биржи, функции.

Кроме муниципального регулирования исторически сформировалось правило саморегулирования, что заключается в этом, то что в любой бирже имеются конкретные внутри-биржевые нормативные акты, в каковых базируется биржевое функционирование конкретной биржи. К ним причисляют учредительное соглашение, правила биржи и принципы биржевой торговли.

В учредительном соглашении обязаны быть указаны:

  • учредители биржи;
  • задача формирования биржи и методы осуществлении поставленной цели;

обязанность учредителей согласно обязательствам биржи;

  • исходный размер уставного капитала, разделение его в акции и последовательность распределения меж учредителями;
  • права и функции учредителей биржи;
  • порядок распределения доходы и создание резервного фонда;
  • условия остановки работы биржи;
  • местонахождение и реквизиты биржи.

В уставе биржи обязаны фигурировать:

  • структура управления и аппараты контроля биржи, их функции и правомочия, процедура принятия выводов;
  • размер уставного капитала;
  • перечень и последовательность развития долговременных фондов;
  • максимальный объем членов биржи;
  • порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства;
  • права и прямые обязанности членов биржи и иных соучастников биржевой торговли;
  • порядок дозволения диспутов среди участников биржевой торговли согласно биржевым сделкам, работы биржи, ее отделений и иных обособленных подразделений.

Задачи фондовой биржи

Первая задача фондовой биржи – обеспечить место с целью торга, где сможет осуществляться изначальная продажа ЦБ их первоначальным собственникам, а помимо прочего вторичная их перепродажа. Базисным расположением биржи как санкционированного оптового торга считается выполнение условий и законов абсолютно всеми соучастниками продаж.

Вторая задача фондовой биржи – детекция равновесной фондовой стоимость товаров. Рынок составляет крупный участок потребителей и продавцов, дает им пространство, где они обнаруживают приемлемую цену ценных бумаг.

Третья задача фондовой биржи – концентрировать на срок независимые денежные капитал и оказывать содействие передаче прав имущества. Обеспечивая перепродажу прежде купленных ЦБ, рынок освобождает потребителя с их бессрочного владения, дает возможность использовать денежные ресурсы с целью наиболее заманчивых инвестиций.

Четвертая задача фондовой биржи – гарантирование гласности, открытости биржевых продаж. Биржа обязана оповещать соучастников торгов касательно пребывании рыночного направления ЦБ, касательно дате и периода заключения сделок, а также приобретать и объяснить всевозможные постановления правительства, которые имеют все шансы оказать влияние в направления ЦБ, котируемых в ней.

Пятая задача фондовой биржи – предоставление арбитража, т.е. механизма свободного разрешения диспутов. Арбитраж обязан установить область лиц, которые имеют все шансы осуществлять поставленную проблему, а кроме того вероятные компенсации потерпевшей стороне. Влиятельность арбитражной комиссии биржи обязана являться общепринятой, а ее постановления носят никак не только лишь рекомендательный, однако и общеобязательный характер.

Шестая задача фондовой биржи –обеспечение гарантий выполнения сделок, заключенных в биржевом зале. Рынок обеспечивает безопасность ЦБ, котируемых в ней. К обращению в бирже допускаются только лишь эти ЦБ, какие миновали листинг, т.е. отвечают предъявляемым условиям. Как только члены продаж утвердили требование операции, они тут же регистрируются и член торгов приобретает свидетельство с биржи. Рынок приобретает в себе функция посредника при исполнении расчетов, т.е. рынок приобретает в себе ответственность за данные обязательства в все подтвержденные операции, и то что все без исключения покупки будут оплачены, а все без исключения проданные ЦБ станут доставлены с целью передачи их собственникам.

Седьмая задача фондовой биржи – создание моральных норм, стандартов, кодекса поведения соучастников биржевой торговли. С целью ее исполнения в бирже берутся особые соглашения, в каковых допускается применение специализированных текстов, жестов, роль и метод торговли (биржевой зал, видеотерминал, экран, мобильный телефон), предъявляются квалификационные условия вместе с неотъемлемой сдачей экзамена с целью извлечения аттестата либо статуса.

Следует особо отметить, что современные условия таковы, что если правовая система государства и его система финансового рынка остается невосприимчивой к указанным рекомендациям, не реализует их в законодательстве и практике, то весьма вероятным становится экономическое воздействие на такое государство и субъекты экономической деятельности, основной бизнес которых находится на территории этого государства. В частности, другими странами как согласованно, так и индивидуально вводятся ограничения на трансграничные перемещения капитала и инфраструктуры, устанавливаются специальные так называемые страновые риски, предполагающие большую цену заимствований для субъектов такого государства, предусматриваются более строгие требования при открытии счетов субъектов экономической деятельности такого государства в банках иных государств и т.д.

Иными словами, кроме репутационных потерь (что также само операции по себе рынка имеет определенную цену), государство и финансовый рынок могут нести прямые экономические убытки рынка в случае не следования стандартам.

В настоящее время разработкой международных стандартов в финансовой области занимаются многочисленные международные организации и объединения, не являющиеся организациями. Среди них выделяются: «Группа 20», Совет по финансовой стабильности, ОЭСР, МВФ, Всемирный банк, Банк международных расчетов, Базельский комитет по банковскому надзору, Международная организация комиссий по ценным бумагам, Международная ассоциация органов страхового надзора, Международная организация органов надзора за пенсионными накоплениями, Комитет по платежам и рыночной инфраструктуре Комитет по международным стандартам финансовой отчетности и так далее.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Общее и промышленное управление // Управление — это наука и искусство / А. Файоль [и др.]. М., 1992. С. 12.
  2. Топсохалова Ф. М.-Г. Фондовые операции и фондовые рынки. М.: Академия естествознания, 2012. С. 137.
  3. Голубков А.Ю. Правовое регулирование рынка ценных бумаг // Государство и право, 1997, № 2, С. 108
  4. Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.), вступила в силу 27 января 1980 г. СССР присоединился к настоящей Конвенции Указом Президиума ВС СССР от 4 апреля 1986 г. № 4407-XI (с оговорками и заявлением). Ведомости Верховного Совета СССР. 1986 . № 37, ст. 772.
  5. Гузнов А.Г. Правовые аспекты «Базеля III» как международно признанной системы мер предупреждения финансовых кризисов // Конституционная экономика и антикризисная деятельность центральных банков. Сборник статей. Под ред. С.А. Голубева. - М. Лум, 2013
  1. Нобель П. Швейцарское финансовое право и международные стандарты. - М.: Волтере Клувер, 2007.
  2. Белых, Л.П. Основы финансового рынка [Текст]. — М.: ЮНИТИ, 2000. -176 с.
  3. Гузнов А. Г. Правовые проблемы имплементации «Базеля II» в России // Законодательство. 2008. № 8.
  4. Ерпылева Н. Ю. Международное банковское право: теория и практика применения. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. С. 187.
  5. Гузнов, А. Г.Регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке в Российской Федерации : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. Г. Гузнов, Т. Э. Рождественская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 500 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Архипов А.А., Федосеев Р.В. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 354 - 363. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8411 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8411



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.