'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 67

Просмотры  37 просмотров

Величко О.В.

  


ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ *

  


Аннотация:
данная статья исследует историческое развитие системы уголовных наказаний в древнерусском государстве. Она обращает внимание на основные этапы развития уголовного правосудия, рассматривает типичные преступления и наказания, а также факторы, влияющие на формирование системы уголовных наказаний. Статья также анализирует правовые и культурные аспекты уголовной системы в древнерусском обществе, предлагая обзор важных исторических событий и решений, которые оказали влияние на развитие этой системы   

Ключевые слова:
древнерусское государство, уголовные наказания, уголовное правосудие, преступления, наказания, историческое развитие   


УДК 343

Величко О.В.

магистрант

Международный юридический институт

(г. Москва, Россия)

 

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ

СИСТЕМЫ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ

В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ

 

Аннотация: данная статья исследует историческое развитие системы уголовных наказаний в древнерусском государстве. Она обращает внимание на основные этапы развития уголовного правосудия, рассматривает типичные преступления и наказания, а также факторы, влияющие на формирование системы уголовных наказаний. Статья также анализирует правовые и культурные аспекты уголовной системы в древнерусском обществе, предлагая обзор важных исторических событий и решений, которые оказали влияние на развитие этой системы.

 

Ключевые слова: древнерусское государство, уголовные наказания, уголовное правосудие, преступления, наказания, историческое развитие.

 

В первобытном обществе наказание было почти полностью тождественно мести: древние люди считали его возмездием, которое обязательно должно было быть равноценным причиненному злу. Так, ответом на убийство было только лишение жизни убийцы. Право мести было и надежным правом и бесспорной обязанностью. Ее обязан был осуществить любой, кто так или иначе столкнулся с насилием. Если же обязанный индивид не совершал кровную месть, он должен был «прочувствовать на себе гнев ушедшего в мир иной и быть презираемым народом». [1]

Наши далекие предки называли кровную месть "своевольством" и поначалу ничем ее не определяли и не ограничивали. Однако со временем взяло верх подспудное желание человеческой популяции сохранить себя. Появившиеся высшая власть и ее законы стали устанавливать границы кровавого возмездия, создавать для него определенный порядок. Первым, кто стал некоторым образом ограничивать месть и восстанавливать нарушенные права другими способами, считается в нашей истории Ярослав Мудрый. [2]

Князь Ярослав много сделал для гуманизации русского общества и снижения числа случаев самосуда, инициировав принятие Русью христианства и издав первый сборник правовых норм нашего государства – Русскую Правду. Но полного ограничения института самосудной расправы Ярослав Владимирович не добился. Люди по – прежнему прибегали к мести, когда нарушались их права, наносился ущерб имуществу. Хотя, если по какой – то причине отмщение не происходило, довольствовались и денежными выплатами компенсационного характера.

Позже месть была полностью заменена вирой, то есть материальной компенсацией: «потомки Ярослава, отменив смертную казнь, заменили ее уплатой большой по своему размеру денежной пени». [3] В правилах, которые ввели дети Мудрого, исключалось право на самозащиту при совершении других противозаконных проступков.

Поначалу материальную компенсацию получали пострадавшие. Таким образом их удовлетворяли от нарушения их прав. Князь, получая в этом случае часть выкупа, сохранял нужного ему приближенного. То есть сильным мира сего была выгодна замена мести на денежную компенсацию, поэтому такая замена и произошла. Деньги получали лица, пострадавшие от самых разных преступлений.

Нанесенный вред компенсировался не только денежными выплатами, но и, как указывалось в более поздних редакциях Русской Правды, посредством наказания, у которого было два названия: 1) поток; 2) разграбление. Также преступников наказывали, ссылая их в отдаленные места империи, помещая в погреб или тюрьму, прибегая к побоям, членовредительству или лишению их жизни.

То есть на начальных этапах развития славянского государства, под влиянием сохранившихся еще архаичных варварских традиций, анахронизмов родового общества  наказание было сродни частной мести. И хотя определенные зачатки центральной власти государства уже стали проявляться, кровная месть еще была практически нормой жизни.

Но постепенно государство забирало власть в свои руки. Со временем институт наказания приобрел публичный характер. Санкции стали касаться непосредственно виновного: его могли подвергнуть телесному наказанию, лишить свободы или даже жизни. Система мер государственного принуждения совершенствовалась в соответствии с реалиями жизни.

Назначением кары считается исправление в будущем лица, виновного в преступлении. Но в Древней Руси на наказание смотрели по – иному. даже государство считало, что за нанесенное зло следует платить злом.

Таким образом, в те времена людей, виновных в общественно опасных проступках, наказывали посредством мести, денежного штрафа, уголовного наказания.

1) Согласно нормам Русской Правды, местью называлось возмездие, которое осуществлял человек, пострадавший от преступления. У этого понятия были две составляющие, частная и общественная. Такие вредящие действия, совершенные из желания наказать человека за нанесенный ранее вред, не были признаны всеми, но считались законными [4] и связанными с органами правосудия, от которых следовало получить разрешение на действия такого рода.

Закон устанавливал, кто может осуществлять возмездие. Сородичи, к примеру, должны были мстить за лишение человека жизни.

В упадок институт кровного возмездия стал приходить после того, как родовые союзы сменились общинами и земствами. Месть стала инициировать власть государства в лице земств.

После того, как Русь приняла христианство, общество по – другому стало смотреть на кровную месть. Чаще всего, договорившись с тем, кто должен был мстить, виновный в преступлении выплачивал денежную компенсацию согласно правилам, установленным законами.

2) Сначала возмездие включало частную и общественную составляющие, но затем, после того, как месть была заменена выкупом, они отмежевались друг от друга. Появились денежные штрафы, уплачиваемые власти и частные компенсации лицам, пострадавшим от нарушения их прав. Средства, получаемые князем, назывались "вира" или "продажа". То, что получали родственники лица, пострадавшего от противозаконного проступка, называли "головничеством". А компенсация непосредственно потерпевшему – это был "урок".

3) Уголовные кары: а) наказания, имеющие отношение к ограничению свободы: изгнание и поточение (ссылка). Лишение свободы является одним из наиболее древних видов наказания.

Необходимо отметить, что в XV-XVI веках, отечественная система наказаний еще не сложилась. Дошедшие до современного времени исторические памятники права, Судебники, определи наказания сообразно совершенному преступлению, о есть можно утверждать о существовании закона, но без системного выстраивания мер ответственности, согласно степени и тяжести содеянного.

Также, и в более поздние периоды утверждения Соборного уложения 1649 года, наказания определялись без учета степени тяжести. Более того, за тождественные преступления, попирающие закон, порой определялись различные наказания. Вместе с тем, характеристики и основные признаки наказания, приобретают некую определенность в существующем своде законов.

Таким образом, на данном этапе становления отечественной системы наказаний происходит постепенное смещение и уход от телесных наказаний, публичных казней, прямого изъятия имущества за совершенные преступные деяния в сторону задействования других мер ответственности, в частности, ограничения свободы виновного. Несмотря на то, что зарубежный опыт Европейских стран в начале XIX века свидетельствует об ужесточении наказаний, в складывающейся российской правовой системе уголовные наказания, направлены на исправление преступника и можно утверждать о начале становления исправительной системы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Подройкина И.А. Исторические традиции и преемственность построения системы уголовных наказаний // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 4. С. 110
  2. Подройкина И.А. Исторические традиции и преемственность построения системы уголовных наказаний // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 4. - С. 110.
  3. Ничуровская О.Н. История развития наказания в древних исторических памятниках права //Новая правовая мысль. 2015. №5. - С.44
  4. Ничуровская О.Н. История развития наказания в древних исторических памятниках права //Новая правовая мысль. 2015. №5. - С.48. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Величко О.В. ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 378 - 383. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8414 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8414



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.