'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 72

Просмотры  44 просмотров

Ерина Л.Р., Сагитов С.М.

  


ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ЦЕЛЯХ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются правовые меры охраны животного мира. В работе анализируются условия содержания животных, использующихся в культурно-зрелищных целях, а также предпосылки необходимости подробной регламентации этих условий в целях осуществления политики гуманизма   

Ключевые слова:
ивотный мир, правовая охрана, окружающая среда, культурно-зрелищные цели   


УДК 349.6

Ерина Л.Р.
студентка

Российский государственный университет правосудия
(г. Казань, Россия)

 

Сагитов С.М.

доцент, кандидат юридических наук
Казанский филиал федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования

Российский государственный университет правосудия
(г. Казань, Россия)

 

ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ЦЕЛЯХ

 

Аннотация: в статье рассматриваются правовые меры охраны животного мира. В работе анализируются условия содержания животных, использующихся в культурно-зрелищных целях, а также предпосылки необходимости подробной регламентации этих условий в целях осуществления политики гуманизма.

 

Ключевые слова: животный мир, правовая охрана, окружающая среда, культурно-зрелищные цели.

 

Проблемы правовой охраны животного мира очень актуальны в настоящее время. Загрязнение земель, лесов, водоемов, атмосферного воздуха, а также браконьерство приводят к гибели животного мира.

Испокон веков люди были нацелены на подчинение природы с целью улучшения условий собственной жизни. Однако современное общество начало осознавать необходимость поддержания окружающего его мира на достойном уровне. Именно поэтому в настоящее время активно развивается экологическое право, призванное обеспечить нормирование взаимоотношений природы и общества. Так, все большую актуальность обретает защита животных и обременение людей определенными обязанностями по отношению к ним.

Научная новизна исследования заключается в комплексном и системном научном исследовании правовых мер охраны животного мира. В работе было высказано мнение о необходимости системного подхода к охране животного мира, а также рассмотрено актуальное состояние регламентации условий содержания животных, используемых в культурно-зрелищных целях.

Методологию исследования составляет комплексный подход с использованием общенаучных методов: анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение полученных результатов.

Основные положения об охране животного мира в Российской Федерации закреплены Федеральным законом «Об охране окружающей среды» [3] и Федеральным законом «О животном мире» [1].

Охрана животного мира – неотъемлемая часть охраны окружающей среды. Из этого следует, что общие требования по охране природы в целом распространяются и на охрану животного мира. Понятия «охрана окружающей среды» и «охрана животного мира» соотносятся как общее и частное. Охрану животного мира можно считать подсистемой в общей системе охраны окружающей среды. Меры, принципы и способы охраны окружающей среды, которые закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», полностью распространяются на охрану животного мира. Охрана окружающей среды определяется как «деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий» [5, с. 15].

Итак, законодательно определено, что в комплекс мер по охране окружающей среды включены сохранение и восстановление природной среды, а также рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. В юридической литературе, помимо прочего, отмечается, что в понятие охраны природы включено ее рациональное использование, сохранение, улучшение и восстановление.

Системе норм, регулирующих использование и охрану животного мира, в экологическом праве уделяется особое внимание. К законодательству в этой области, в первую очередь, относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные законы о животном мире, о рыболовстве, об охоте, о сохранении водных биологических ресурсов, международные нормативные акты, законы субъектов Российской Федерации в сфере охраны животного мира, а также акты ведомственного характера, которые принимаются уполномоченными органами государственной власти страны.

Еще одной проблемой является форма собственности животного мира. В части 1 статьи 4 Федерального закона «О животном мире» определено, что животный мир в пределах территории России является государственной собственностью. В настоящее время в Российской Федерации нет разграничения животного мира на объекты, находящиеся в федеральной собственности, и объекты, которые находятся в собственности субъектов страны [8, с. 54].

Помимо прочего, одна из проблем правовой охраны животного мира – низкий уровень моральных ценностей населения страны. Именно человек совершает все безжалостные поступки по отношению к животным [4].

Важно отметить проблемы правовых мер охраны животного мира, связанные с содержанием животных, используемых в культурно-зрелищных целях: в цирках, зоопарках, дельфинариях, океанариумах и т.п.

Не так давно в России на законодательном уровне впервые были закреплены методы защиты от жестокого обращения с животными, используемыми в культурно-зрелищных целях. Пункт 2 статьи 15 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гласит: «Требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию определяются условия их использования, соблюдение которых позволяет обеспечивать наиболее эффективное использование таких животных в соответствии с биологическими (индивидуальными и видовыми) особенностями, не причиняя вреда их жизни и здоровью, требования к местам содержания таких животных и лицам, которые осуществляют их использование» [2].

Так, можно отметить ряд проблем, связанных с регламентацией условий содержания животных, которых используют в культурно-зрелищных целях: отсутствие норм-требований, касающихся помещений, где содержат животных, графика жизнедеятельности и приемов пищи, перевозок при гастролировании, запрета на «выступление» покалеченного или больного животного, допущение применения жестоких методов дрессуры и т.д.

Решением указанных проблем могли бы послужить разработка и принятие комплексного нормативного правового акта, в котором содержались бы точные указания по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности животных, которые используются в культурно-зрелищных целях, с учетом международного опыта. Важно не только обезопасить сотрудников, которые работают при непосредственном контакте с животными, но и создать условия существования зверей, максимально приближенные к естественным. Следующим этапом в этой модернизации может послужить разработка и реализация механизмов по контролю за исполнением указанных требований, а также создание и активное применение санкций за нарушение установленных требований [7].

К сожалению, в 2020 году позиция России в этом вопросе звучала так: «Номера с животными как одна из отличительных особенностей отечественного циркового искусства должны оставаться значимым элементом цирковых программ» [6, с. 385]. Так, можно сделать вывод о том, что в настоящее время еще существует огромное количество проблем в сфере регламентации условий содержания животных, используемых в культурно-зрелищных целях.

Таким образом, охрана животного мира представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, а также органов государственной власти ее субъектов, физических и юридических лиц, которая направлена на сохранение, восстановление, улучшение и устойчивое использование животного мира, естественных экологических систем и среды его обитания с помощью юридических и технических мероприятий. Основное содержание охраны животного мира представляет собой деятельность, осуществляемую компетентными государственными органами власти, физическими и юридическими лицами. Данной деятельности присущи системность, постоянство и устойчивость. Охрана животного мира осуществляется при помощи комплекса взаимосвязанных мероприятий правового, технического, экономического и организационного характера.

Помимо прочего, необходимо принятие радикальных мер, касающихся запрета использования животных в культурно-зрелищных целях (в цирках, зоопарках и т.д.). Для этого необходимо просвещать население, раскрывать тайны «закулисья» цирковых шоу. Отсутствие спроса от зрителей со временем приведет к постепенному добровольному отказу от использования животных в концертных программах. Учитывая международный курс на тотальный отказ от привлечения животных к деятельности цирков (более 50 стран уже полностью отказались от номеров с использованием дрессуры животных в цирках) и настрой Росгосцирка на развитие международного сотрудничества в области распространения цирковых произведений, этот шаг может помочь возврату лидирующих позиций российского цирка на международной арене, частично снять остроту вопроса нехватки финансирования на содержание цирковых объектов и, что самое важное, станет фактическим внедрением в российское общество политики гуманизма по отношению к животным.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1462.
  2. Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ.
  3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 133.
  4. Грицай Т.С. Актуальные проблемы правовой охраны животного мира // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №3-2.
  5. Иванова С.В. Правовые меры охраны животного мира // Аграрное и земельное право. 2019. №10 (178). С. 15-17.
  6. Ратникова В.И., Стрельникова Н.В., Стрельников И.А., Демченко Ю.Е. Правовой аспект содержания и использования животных в культурно-зрелищных целях // БГЖ. 2021. №4 (37). С. 382-386.
  7. Репникова Е.В. Проблема регламентации условий содержания животных, используемых в культурно-зрелищных целях // Скиф. 2019. №4 (32).
  8. Скрынников Н.П., Бурков Е.А., Королев И.В. Актуальные проблемы правовой охраны животного мира // International scientific review. №1 (42). С. 52-54.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ерина Л.Р., Сагитов С.М. ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ЦЕЛЯХ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 406 - 412. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8419 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8419



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.