'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 83

Просмотры  30 просмотров

Максаева К.Ф.

  


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ЗАЩИТЕ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ *

  


Аннотация:
в рамках статьи рассмотрены актуальные положения международного гуманитарного права, предметом которого является защита гражданских лиц при ведении военных действий. Среди широкого перечня запретов и ограничений, налагаемых на характер ведения боевых действия и применяемых средств ведений войны, стоит отметить существующую проблемы четкого разграничения гражданского населения и непосредственных участников вооруженного конфликта. В условиях усложнения и модификации современных военных конфликтов данная линия разграничения не всегда может быть проведена очевидным образом. В статье предлагается сочетание временного и функционально-деятельностного компонентов как средства минимально необходимого разграничения комбатантов и некомбатантов в военных действиях. Данная проблема требует активизации усилий государств на международной арене с целью приведения международного гуманитарного права в соответствие с усложняющимся характером вооруженных конфликтов   

Ключевые слова:
комбатанты, гражданские лица, военный конфликт, гуманитарное право, разграничение   


УДК 341

Максаева К.Ф.

старший преподаватель кафедры (юридических дисциплин)

«Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

имени генерал-лейтенанта Д.И. Михайлика»

(г. Химки, Российская Федерация)

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ЗАЩИТЕ ГРАЖДАНСКОГО

НАСЕЛЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Аннотация: в рамках статьи рассмотрены актуальные положения международного гуманитарного права, предметом которого является защита гражданских лиц при ведении военных действий. Среди широкого перечня запретов и ограничений, налагаемых на характер ведения боевых действия и применяемых средств ведений войны, стоит отметить существующую проблемы четкого разграничения гражданского населения и непосредственных участников вооруженного конфликта. В условиях усложнения и модификации современных военных конфликтов данная линия разграничения не всегда может быть проведена очевидным образом. В статье предлагается сочетание временного и функционально-деятельностного компонентов как средства минимально необходимого разграничения комбатантов и некомбатантов в военных действиях. Данная проблема требует активизации усилий государств на международной арене с целью приведения международного гуманитарного права в соответствие с усложняющимся характером вооруженных конфликтов.

 

Ключевые слова: комбатанты, гражданские лица, военный конфликт, гуманитарное право, разграничение.

 

Защита гражданского населения в период экстремальных условий осуществления государственного управления, является предметом деятельности ряда органов публичной власти, центральное место среди которых занимает МЧС России. Крайней формой экстремальной ситуации, в рамках которой осуществляется государственное управление по защите гражданского населения, является война. Деятельность МЧС России направлена, в частности, на осуществление мероприятий по гражданской обороне как стратегического фактора обороноспособности страны [6, с. 42].

Международное гуманитарное право (далее – МГП) выступает в качестве правовой основы для регулирования боевых действий в ситуациях вооруженного конфликта и военной оккупации. Будучи сводом международно-признанных правил и принципов, его цель заключается в том, чтобы по гуманитарным соображениям свести к минимуму последствия вооруженного конфликта. МГП направлено на защиту раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданских лиц, женщин и детей. Защита гражданских лиц является основной задачей МГП, нормы которого, определяют ответственность и обязательства сторон в конфликте за действия против гражданских лиц. На протяжении всей мировой истории приветствовались ограничения на методы и средства ведения войны.

К концу Второй мировой войны никто не ставил под сомнение необходимость инструмента, разработанного специально для защиты гражданских лиц во время войны. Гуманистические ценности и императивы защиты гражданского населения потребовали принятия четырех Женевских конвенций 1949 года, общее содержание которых очертила контуры современного МГП [1-4]. Женевские конвенции являются обязательными почти для всех государств (169 государств являются их участниками).

Правила, действовавшие до принятия женевских конвенций, касающиеся ведения военных действий на суше, были разработаны для применения в непосредственной зоне боевых действий, где враждебные сухопутные силы противостоят друг другу. В той мере, в какой они защищали гражданских лиц от последствий военных действий, они предусматривали бомбардировку и осаду защищаемых городов и поселков и требовали предупреждения (если только не был необходим элемент неожиданности) чтобы гражданские лица могли уйти или укрыться. Бомбардировка незащищенных мест, т.е. мест, открытых для оккупации без сопротивления, была признана ненужной и, таким образом, запрещена. Грабеж был запрещен даже после штурма осажденного города. Считалось, что бомбардировка с воздуха возможна только при непосредственной поддержке наземных войск – своего рода дополнение к артиллерии. При бомбардировке защищенных городов требовались меры предосторожности в отношении образовательных, научных, религиозных и культурных объектов, которые не должны были подвергаться нападению, если они были должным образом обозначены.

МГП фиксирует два исходных начала, определяющих целесообразность ведения боевых действий на территории, где может проживать гражданское население: уместность и соразмерность. Соразмерность означает, что боевые действия не являются чрезмерными по отношению к ожидаемому военному преимуществу. Необходимость должна оцениваться в связи с достижением цели, ради которой ведется вооруженный конфликт. Именно в этом смысле термин «необходимость» используется в Протоколе I в статьях, касающихся защиты гражданского населения.

Четвертая Женевская конвенция предусматривает, что разрешение на свободный проход грузов гуманитарной помощи может быть обусловлено тем, что их распределение контролируется органами, ответственными за мониторинг применения гуманитарного права, а именно державой-покровительницей или МККК. Статья 51 запрещает использовать гражданских лиц в качестве объекта нападения, хотя гражданские лица могут лишиться такой защиты в случае их непосредственного участия в военных действиях с намерением причинить физический вред персоналу и объектам противника. Неизбирательные нападения также запрещены и определены как включающие широкомасштабные нападения по всей территории того или иного району, если в нем находится несколько четко разделенных военных объектов, расположенных среди скоплений гражданского населения. Кроме того, эти положения возлагают на вооруженные силы обязанности по отношению к гражданским лицам, запрещая их использование для прикрытия военных целей. В целом, статья 51 подтверждает существующее обычное право, запрещающее нападения на гражданских лиц как таковые.

Следует, однако, отметить, что в соответствии со статьей 52 гражданские объекты теряют свою защиту, если они используются для эффективного содействия военным действиям противника и если их уничтожение, захват или нейтрализация дает определенное военное преимущество. Таким образом, хотя гражданское лицо не может потерять свою защиту от нападения во время работы на заводе по производству боеприпасов, оно принимает на себя риск сопутствующего ранения, когда находится вблизи завода по производству боеприпасов.

В тех случаях, когда нападение может затронуть гражданское население, требуется заблаговременное предупреждение, если обстоятельства не исключают такого действия из-за необходимости внезапности. В максимально возможной степени сторона, контролирующая гражданское население, должна стремиться эвакуировать гражданских лиц из окрестностей военных объектов. Предусмотрена необходимость избегать размещения военных объектов в пределах или вблизи густонаселенных районов и принимать любые дополнительные меры предосторожности, такие как предоставление убежищ и программы гражданской обороны, для защиты гражданского населения от опасности, возникающей в результате военных операций. Для оказания помощи населению при возможных взрывах, пожарах и обрушениях зданий и сооружений используется группировка сил МЧС России, включающая пожарные и аварийно-спасательные формирования и медицинские бригады, способные выполнить значительный, но не полный объем аварийно-спасательных и других неотложных работ [7, c. 43].

Протокол I [5] достигает своей цели путем модернизации и уточнения Гаагских правил 1907 года в ответ на опасность, которую представляет современная война для гражданского населения. Статьи Протокола I очень сложны по сравнению с простыми изложениями принципов в Гаагских правилах. Однако, за исключением запрета на ответные нападения, новые правила, как правило, являются подтверждением существующего обычного права, которое само по себе является сложным. Подтверждая обычное право, Протокол I определяет такие важные вопросы, как военные цели, и кодифицирует правило соразмерности. Ввиду универсальности Женевских конвенций можно сделать вывод, что их общие принципы, хотя и не все подробные правила, реализующие эти принципы, в настоящее время являются обычным правом, обязательным для сторон, не являющихся сторонами.

Актуальной проблемой современного МГП является отсутствие четкого разделения комбатантов и гражданских лиц. Следует отметить, что демаркационные линии между гражданскими лицами (некомбатантами) и комбатантами становятся все более размытыми, что приводит к росту жертв среди гражданского населения. Юридическое различие между гражданскими лицами и комбатантами понимается всеми сторонами как ключевой принцип гуманитарной защиты. В практике государств нет четкого и единообразного определения «прямого» участия в военных действиях. Обычно предполагается, что, принимая прямое участие в боевых действиях, лицо стремится нанести реальный ущерб персоналу и технике вооруженных сил противника. Исходя из общих соображений, представляется необходимым предложить теоретический минимум для различения комбатантов и гражданских лиц. Это различение может быть проведено посредством сочетания двух компонентов: а) временного; б) функционально-деятельностного.

Помимо качественного вклада гражданского лица в военные действия, концепция прямого участия также имеет важный временной элемент. Другими словами, материальный вклад гражданского лица в военные действия сам по себе не снимает иммунитет от нападения навсегда, но только на то время, пока осуществляется этот вклад. Лицо, которое прекратило участие, вновь застраховано от нападений. Равным образом гражданское лицо, которое больше не оказывает прямой поддержки совершению нападения, больше не может быть объектом нападения. Сторонники расширения срока, на который гражданское лицо может быть привлечено к ответственности за непосредственное участие в военных действиях, утверждают, что подход, основанный на конкретных действиях, обеспечивает ненадлежащую защиту гражданского лица, которое часто принимает непосредственное участие в военных действиях.

Подход, основанный на участии (функционально-деятельностный подход), допускает нацеливание на гражданских лиц, которые присоединяются к вооруженным группам на время их членства в этой вооруженной группе, используя обоснование того, что такие лица представляют постоянную угрозу. Функционально участники боевых действий определяются как те, кого можно с относительной точностью идентифицировать как регулярно ведущих военные действия, сопоставляя их функции с функциями традиционных вооруженных сил, т.е. командование, ведение боевых действий, материально-техническое обеспечение и разведка.

Признавая, что МГП устанавливает терминологию и рамки, в рамках которых разрабатываются, обсуждаются и осуществляются военные операции, стоит выделить важный вопрос, связанный с защитой гражданских лиц на территориях, где боевые действия часто ведутся среди гражданского населения, а негосударственные вооруженные группы являются главными действующими лицами на поле боя. Классическое различие МГП между гражданскими лицами, которые защищены от нападения и не должны участвовать в военных действиях, и комбатантами, которые убивают и могут быть убиты, плохо адаптировано к реалиям современной войны. С этой точки зрения, государственные вооруженные силы все чаще подвергаются нападениям со стороны широкого круга субъектов, включая тех, кто может казаться гражданскими лицами, и, следовательно, существующие правила должны быть изменены или переосмыслены в соответствии с новым контекстом ведения войны. Другие утверждают, что четкое разделение комбатантов и гражданских лиц должно сохраняться для обеспечения максимальной защиты гражданского населения и для сохранения ясности норм как для военных, так и для гражданских лиц. Сочетание временного и функционально-деятельностного компонентов позволяет на минимально необходимом уровне осуществлять различение прямых участников боевых действий и гражданских лиц.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (Заключена в г. Женеве 12.08.1949) // Действующее международное право. Т. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 634-681.
  2. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (Заключена в г. Женеве 12.08.1949) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI.- М., 1957. С. 204 - 278, 280.
  3. Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Заключена в г. Женеве 12.08.1949) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI.- М., 1957. С. 101 - 124, 279.
  4. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Заключена в г. Женеве 12.08.1949) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI.- М., 1957. С. 71 - 100, 279.
  5. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) (Подписан в г. Женеве 08.06.1977) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 1993. С. 134-182.
  6. Симонов В.В. Современные военные конфликты и гражданская оборона // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2017. № 3 (21). С. 37-47.
  7. Фалеев М.И., Богатырев Э.Я., Малышев В.П. Некоторые особенности боевых действий в вооруженных конфликтах последнего времени и модернизация гражданской обороны // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2018. Т. 8. № 1 (14). С. 41-52.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Максаева К.Ф. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ЗАЩИТЕ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 471 - 478. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8430 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8430



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.