'
Гербер А.С., Щербаченя А.Н., Гулида И.В., Куан Инабат
КОНФЛИКТЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности конфликта в рамках социальной работы. Анализируются виды конфликта в процессе предоставления социальных услуг. Особое внимание уделено особенностям конфликтов в социальной работе. Представлены участники конфликта в социальной работе и причины, по которым конфликты возникают в рамках данной профессиональной деятельности
Ключевые слова:
конфликт, социальная работа, причины конфликтов, виды конфликтов
Конфликты сопутствуют человеческой жизни на протяжении всей истории. Конфликт выступает как средство утверждения человека в жизни. Конфликт можно рассмотреть, как способ взаимодействия людей, особенностью которого противостояние, вражда, разрушение достигнутого единства, согласия и сотрудничества. Среди сущностных черт конфликта, Н.А. Огнерубов и М.А. Огнерубова в своей работе выделяют такие как: – наличие противоречия между субъектами; – их противодействие; – негативные эмоции по отношению друг к другу [5, с. 3]. Каждый конфликт на производстве, в быту, в сфере социального облуживания имеет конкретные причины. В целях предупреждения многочисленных конфликтов, возникающих в общественной жизни, необходимо выявление и изучение их причин, чему должно способствовать развитие конфликтологических исследований. Конфликты, возникающие в сфере социального обслуживания, могут проявляться эмоционально или быть слабовыраженными, связанными с поверхностными причинами [3, с. 44]. Условно конфликты, переживаемые в сфере социальной работы, можно подразделить на: – социальные конфликты, с которыми социальный работник ведет работу и содействует их решению; – внутриколлективный конфликт, сторонами которого являются сами социальные работники. Данный вид конфликтов можно подразделить на конфликт «социальный работник – социальный работник», «социальный работник – руководство». В результате совместной деятельности часто возникают конфликтные ситуации и конфликты между коллегами внутри организации, с коллегами из других структур и между организациями в целом [1, с. 4-5]. – конфликт, одной из сторон которых является клиент или социальная группа «социальный работник - клиент». Данный вид конфликтной ситуации является наиболее частым. Основными причинами конфликтов в работе с клиентами учреждений социального обслуживания или социальной защиты являются нарушение норм этики, наличие барьеров общения, потеря информации, нарушение конфиденциальности, толерантности. Проведя опрос, на базе Комплексного центра социального обслуживания населения Томской области (далее – КЦСОН ТО), нами были выявлены такие результаты (интервьюеры могли дать несколько ответов, поэтому сумма превышает 100 %), - 81 % конфликтов возникают в сфере «социальный работник – клиент», 20% – между руководителем и подчиненным, 16 % – между коллегами, 6% – между социальным работником и представителем смежной организации. Таким образом, можно отметить, что в профессиональной деятельности социальных работников особое место занимают конфликты в сфере «социальный работник – клиент». Хотелось бы отметить, что такой результат подтверждает здоровою атмосферу в рабочем коллективе, а преобладание конфликтов в сфере «социальный работник – клиент» это в большей степени специфическая характеристика социальной работы. Изучение конфликтов в данной сфере поможет их предотвращать и мирно разрешать, но не искоренит как явление.
Номер журнала Вестник науки №1 (10) том 3
Ссылка для цитирования:
Гербер А.С., Щербаченя А.Н., Гулида И.В., Куан Инабат КОНФЛИКТЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ // Вестник науки №1 (10) том 3. С. 89 - 91. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/844 (дата обращения: 16.02.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*