'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 93

Просмотры  74 просмотров

Старцева О.И.

  


ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются основные аспекты взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы как составляющих единого института публичной службы. На основе сравнительно-правового анализа выявляется общее и особенное в развитии и функционировании структур властеотношений на федеральном, региональном и местном уровнях   

Ключевые слова:
публичная служба, государственная гражданская служба, муниципальная служба, публичный служащий, государственный гражданский служащий, муниципальный служащий   


УДК 34

Старцева О.И.
студент, Средне-Волжский институт (филиал)

Всероссийский государственный университет юстиции

(РПА Минюста России)
(г. Саранск, Россия)


ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ГРАЖДАНСКОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные аспекты взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы как составляющих единого института публичной службы. На основе сравнительно-правового анализа выявляется общее и особенное в развитии и функционировании структур властеотношений на федеральном, региональном и местном уровнях.

 

Ключевые слова: публичная служба, государственная гражданская служба, муниципальная служба, публичный служащий, государственный гражданский служащий, муниципальный служащий.

 

В последние годы государство проявляет заинтересованность в кадровом потенциале государственных и муниципальных органов, эффективности деятельности их служащих. При этом успешное функционирование института публичной службы в государстве зависит от институтов государственной гражданской и муниципальной службы, взаимосвязь которых хоть и установлена российским законодательство, но в современных условиях все-таки требует введения новых положений и использования современных методов.

Статья 12 Конституции Российской Федерации закрепляет положение о том, что "в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление" [3]. Это свидетельствует о том, что оно является одной из основ конституционного строя государства и выступает важнейшим инструментом реализации народом своей власти. Именно поэтому местное самоуправление должно непрерывно развиваться и укрепляться, так как от эффективности функционирования его институтов зависит благосостояние как каждого муниципального образования, так и государства в целом. Одним из важнейших институтов, способствующих обеспечению жизнеспособности системы местного самоуправления, является муниципальная служба.

Статья 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [4] и ст. 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" [5] закрепляют основы взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы, которые образуют единый институт публичной службы в Российской Федерации.

Данная взаимосвязь выражается в единстве основных квалификационных требований, которые предъявляются для замещения должностей соответствующими кандидатами; единстве ограничений и обязанностей, которые необходимо соблюдать и исполнять, находясь на должностях публичной службы; единстве требований к подготовке кадров и профессиональному развитию служащих, которое означает, что необходима одинаково высокая профессиональная подготовка государственных гражданских и муниципальных служащих, поскольку именно от этого зависят качество и доступность предоставляемых ими услуг населению. Важность качества и доступности услуг обусловлена в первую очередь тем, что деятельность публичных служащих направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, провозглашенной ст. 2 Конституции Российской Федерации [2].

Необходимо отметить, что стаж муниципальной службы учитывается при исчислении стажа государственной гражданской службы. Аналогично имеет значение стаж государственной гражданской службы для исчисления стажа муниципальной службы, так как зачастую встречаются случаи, когда государственный гражданский служащий перешел на должность муниципальной службы или наоборот. Благодаря данной опции служащие не теряют определенные гарантии, приобретенные в связи с продолжительным временем нахождения на должности одной из служб, и им не приходится их нарабатывать годами заново, так как это представляется нецелесообразным.

Помимо всего вышесказанного устанавливается также соотносительность основных условий оплаты труда и социальных гарантий служащих, предполагающая оплату труда в виде денежного содержания, порядок индексации размеров окладов и т.д. Однако необходимо отметить, что в законах ряда субъектов закреплено, что это не означает равенства размеров выплат, включаемых в денежное содержание государственных гражданских и муниципальных служащих [1, с. 5].

Затрагивая основы взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы нельзя не отметить и условия государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших публичную службу, а также их семей в случае потери кормильца. Примечательно, что законодательно установлен равный возраст пребывания на государственной гражданской и муниципальной службе - шестьдесят пять лет. Однако предельный возраст пребывания государственного гражданского служащего может быть продлен до семидесяти лет или до окончания срока полномочий лица, у которого он является помощником, что не предусмотрено при прохождении муниципальной службы.

По мнению многих исследователей данные положения направлены как на обеспечение взаимосвязи институтов публичной службы, так и на недопущение приоритета одного из них.

Примечательно, что также в целях обеспечения взаимосвязи институтов публичной службы законом субъекта Российской Федерации устанавливается соотношение должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и муниципальной службы. Кроме того, и должности государственной гражданской службы, и должности муниципальной службы подразделяются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие, что также, несомненно, способствует их взаимосвязи, исключает путаницу и дает возможность гражданским служащим переходить на службу в муниципальные органы управления и наоборот.

Безусловно, все вышеуказанные основы являются наиболее важными в определении взаимосвязи государственной и гражданской службы, однако, в связи с необходимостью перспективных изменений она не должна ограничиваться только ими, поэтому существует необходимость формирования единого кадрового пространства государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. [6, с. 25] Данная необходимость обусловлена не только принципом взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы, но и современными реалиями. Например, многие нынешние государственные гражданские служащие начинали свой профессиональный путь с муниципальной службы, или, наоборот, бывший государственный гражданский служащий продолжил свою профессиональную деятельность на должности муниципальной службы. Исходя из этого, в целях повышения профессионализма необходимо формирование базового объема знаний как о государственной гражданской, так и о муниципальной службе у каждого служащего, вне зависимости от замещаемой должности и вида службы. В связи с этим важным является то, что в настоящее время в образовательных учреждениях ведется подготовка по направлению «Государственное и муниципальное управление», изучений специализированных дисциплин в рамках которого позволяет учитывать и наиболее широко изучить специфику как государственной гражданской, так и муниципальной службы, вне зависимости от того, с какой из них свяжет свой профессиональный путь будущий специалист.

Говоря о перспективах, в целях повышения взаимодействия государственной гражданской и муниципальной службы, по мнению некоторых исследователей положительным было бы во всех субъектах Российской Федерации обеспечить организацию мероприятий, целью которых являлось бы совместное присутствие государственных гражданских и муниципальных служащих и обсуждение ими существующих проблем. Организация подобных мероприятия смогла бы поспособствовать формированию навыков командной работы и единой корпоративной культуры, а также укреплению института публичной службы в Российской Федерации [2, с. 4].

Подводя итог всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что, действительно, в настоящее время существует прочная и стабильная взаимосвязь между государственной гражданской и муниципальной службой, которые составляют единый институт публичной службы в государстве. Цель такого взаимодействия заключается в стабильном и эффективном использовании ресурсов общества, направленного на создание достойных условий жизнедеятельности как в целом для российского общества, так и для населения муниципальных образований и сводится к обеспечению благополучия как населения каждого муниципального образования, так и граждан государства в целом. При этом законодателем закреплены основы взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы, направленные главным образом на недопущение приоритета одного вида службы перед другим. Однако, современные условия диктуют необходимость возникновения нововведений. Так, например, можно было больше внимания уделять совместному обсуждению существующих проблем государственными гражданскими и муниципальными служащими с целью их оптимального решения, а также их профессиональной подготовке и повышению квалификации. Кроме того, положительным направлением реформирования могло бы стать стимулирование деятельности муниципальных служащих, установление соотносительности с гарантиями государственных гражданских служащих при условии соблюдения принципа соразмерности и адекватности средств стимулирования. Все это может способствовать укреплению института публичной власти в Российской Федерации в целом, обеспечит способность каждого служащего эффективно решать стоящие перед ним задачи, важнейшей из которых является обеспечение прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Афанасьева М.П. Обеспечение равного доступа к служебной деятельности в законодательном регулировании общественных отношений // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2020. № 2. С. 3-7.
  2. Гарифуллина А.Р. Дефицит квалифицированных кадров в органах местного самоуправления: общетеоретические аспекты // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2020. № 3. С. 3-5.
  3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом последних поправок) // Собрание законодательства РФ. 2020. №31. Ст. 4398.
  4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 №79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2023. №31. Ст. 3215.
  5. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 02.03.2007 №25-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2023. №10. Ст. 1152.
  6. Суходольский Г.М. Конституционно-правовые основы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации: опыт системного исследования // Муниципалитет: экономика и управление. № 3. С. 20-30. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Старцева О.И. ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 527 - 533. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8440 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8440



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.