'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 94

Просмотры  57 просмотров

Старцева О.И.

  


ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ В СУДЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются проблемы организации противодействия коррупции на государственной гражданской службе в суде, анализируется деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, а также обоснованы предложения, направленные на оптимизацию работы комиссий: кадрового состава, внутреннего и внешнего взаимодействия   

Ключевые слова:
суд, судебная система, противодействие коррупции, комиссии   


УДК 34

Старцева О.И.
студент, Средне-Волжский институт (филиал)

Всероссийский государственный университет юстиции

(РПА Минюста России)
(г. Саранск, Россия)


ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ В СУДЕ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы организации противодействия коррупции на государственной гражданской службе в суде, анализируется деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, а также обоснованы предложения, направленные на оптимизацию работы комиссий: кадрового состава, внутреннего и внешнего взаимодействия.

 

Ключевые слова: суд, судебная система, противодействие коррупции, комиссии.

 

В настоящее время одним из основных факторов, снижающих качество работы сотрудников аппарата суда, является возрастание негативного влияния коррупции на формирование его кадрового состава. Именно это определяет необходимость оптимизирования механизма противодействия коррупции в судебной деятельности. Внутриведомственной основой противодействия коррупции являются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Однако, анализ и особенности законодательного регулирования и функционирования таких комиссий позволяют говорить о том, что на сегодняшний день существует ряд проблем, которые препятствуют их наиболее эффективной деятельности и достижению поставленных перед ними целей и задач.

По мнению некоторых авторов, проблема противодействия коррупции в системе государственной службы связана с эффективностью административно-правовых средств, а также оптимальной организацией внутриведомственной работы [5, с. 22]. На сегодняшний день существуют две теоретические модели организации противодействия коррупции в отношении государственных гражданских служащих, которые определяются структурой уполномоченных органов и особенностями их функционирования.

Первая модель – специальная модель организации противодействия коррупции, предполагающая создание специализированного органа, который сможет обеспечить соблюдение антикоррупционного законодательства в стране, а также выявлять и устранять конфликты интересов всеми представителями органов государственной власти. Например, специальная модель организации противодействия коррупции действует в Корее, где была создана специальная комиссия, в полномочия которой входит выявление коррупционных правонарушений среди государственных служащих, в том числе работников судов.

Вторая модель – ведомственная; она не предполагает создание самостоятельного органа по борьбе с коррупцией. Так, например, во Франции созданы центральный орган по противодействию коррупции, учреждение по борьбе с отмыванием денег, комиссия по этике, контрольная инспекция.

Анализ механизмов борьбы с коррупций в различных государствах позволяет сделать вывод о том, что специальная модель организации пресечения конфликтов интересов преобладает в унитарных государствах, имеющих небольшие территории, в то время как в государствах, имеющих большую территорию и федеративное устройство чаще всего используется ведомственная модель, так как именно она позволяет учитывать особенности выявления и устранения коррупционных проявлений с учетом различного содержания властных полномочий представителей государственных органов [4, с. 46].

Что касается Российской Федерации, то в нашем государстве действует ведомственная модель организации противодействия коррупции и включает в себя деятельность специальных структурных подразделений внутри соответствующих органов власти, в том числе и в судебной системе. Создание комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих в органах государственной власти предусмотрено статьей 12 Федерального закона "О противодействии коррупции". В судебной системе Российской Федерации действуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов Верховного Суда РФ, комиссии в судах субъектов РФ, а также соответствующие комиссии, действующие в Судебном департаменте при ВС РФ и его управлениях в регионах [3]. Однако, особенности законодательного регулирования и анализ создания и функционирования таких комиссий позволяют говорить о ряде проблемных вопросов, которые препятствуют их эффективной работе.

Порядок создания и деятельности рассматриваемых комиссий регулируется соответствующим положением о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, которое утверждается судами соответствующих субъектов. Как правило, такие положения дублируют нормы Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г.[2], что не позволяет учитывать особенности государственной службы в суде, поэтому требует внесение соответствующих уточнений и дополнений, а не просто воспроизведение типовых норм уже разработанного положения.

Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих в субъектах являются структурными подразделениями органов государственной власти и действуют в судах различных уровней. В настоящее время соответствующие комиссии являются объединенными и включают в свой состав представителей судов различного уровня. Создание именно таких объединенных комиссий для государственных служащих судов различных звеньев судебной системы способствует повышению эффективности контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе пресечению конфликтов интересов.

Однако, хоть объединённая комиссия и предполагает участие в ее работе представителей судов всех уровней судебной системы, входящих в ее состав, на практике при формировании в комиссии включаются представители не всех судов соответствующего субъекта, что исключает возможность учета их мнения по кадровым вопросам организации работы государственных служащих судов. Именно поэтому необходимо обратить внимание на то, чтобы ведомственными документами была предусмотренная возможность формирования состава комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих таким образом, чтобы было обеспечено представительство судов всех уровней и всех звеньев судебной системы в соответствующем субъекте.  Одним из вариантов, который смог бы оказать положительное влияние на функционирование комиссий, является включение в их состав в качестве независимых экспертов представителей научных организаций и образовательных учреждений.

Анализ практики регламентации деятельности комиссий различных субъектов позволяет сделать вывод о том, что ни в одном положении об их деятельности не содержится сведений об их численном составе. Конечно, главными являются качественный состав и пропорция между независимыми членами и государственными служащими, но все же отсутствие четко установленного численного состава комиссии может свидетельствовать о трудностях привлечения к участию в ее работе независимых экспертов [1, с. 45].

Одной из немаловажных проблем при организации противодействия коррупции на государственной службе и функционировании советующих комиссий является то, что их взаимодействие в Российской Федерации в судебной системе носит эпизодический характер, что препятствует созданию эффективного механизма противодействия коррупции, поэтому необходимо, чтобы внутреннее взаимодействие определяло порядок работы комиссий с судами и органами судейского сообщества, а внешнее - обеспечивало координацию работы с органами государственной власти и институтами гражданского общества.

В современных условиях, направленных на открытость, доступность и прозрачность информации в деятельности государственной власти, информировании о своей деятельность, не лишним было бы опубликование на официальных сайтах управлений судебных департаментов ежеквартальной информации о деятельности таких комиссий. В целях обеспечения баланса между сохранением конфиденциальной информации в отношении государственного служащего и открытостью его деятельности предоставление информации возможно ограничить количеством проведенных заседаний, характером рассмотренных вопросов и результатами в виде выводов о нарушениях требований законодательства. Такая информационная открытость является частью легитимации государственного устройства для многих государств, в том числе для Российской Федерации.

Таким образом можно сделать вывод о том, что хоть в настоящее время и существует ряд проблем, препятствующих эффективной деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих, однако сделанные предложения позволят оптимизировать деятельность аппарата суда, повысить авторитет и престиж государственной службы в судебной системе Российской Федерации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Глазырин Т.С. Анализ деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов // Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: научно-практическое пособие. 2016. № 9. С. 45-47.
  2. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 827 // Собрание законодательства РФ. 2022. №27. Ст. 3446.
  3. О противодействии коррупции: Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2004 №273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2023. №52. Ст. 6228.
  4. Петухов Н.А. Основные направления совершенствования порядка предупреждения конфликта интересов в судебной деятельности // Российская юстиция. 2018. № 12. С. 45-47.
  5. Покровский О.В. Административно-правовые средства коррупции в системе государственной гражданской службы // Российская юстиция. 2018. № 3. С. 20-25.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Старцева О.И. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ В СУДЕ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 534 - 540. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8441 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8441



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.