'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 95

Просмотры  33 просмотров

Титова Н.Е.

  


НАРУШЕНИЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ *

  


Аннотация:
российской законодательство в виде кодифицированного акта и отдельных федеральных законов, касающихся административного права, закрепляет перечень противоправных деяний, нарушающих общественный порядок и безопасность. Также широк и круг субъектов, управомоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и принимать решения о привлечении к ответственности. Все процедуры ведения производства по делам об административных правонарушениях строго закреплены в КАС и отдельных федеральных законах. Известны случаи необоснованного привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения, которых в действительности не было, либо за поступки, которые достаточно сложно отграничить от правомерного поведения   

Ключевые слова:
административные правонарушения, административный процесс, правоохранительные органы, суд, граждане, права, свободы   


УДК 34

Титова Н.Е.

студент 2 курс, специальность юриспруденция

Юридический институт

Вятский государственный университет

(г. Киров, Россия)

 

НАРУШЕНИЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

ГРАЖДАН ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

Аннотация: российской законодательство в виде кодифицированного акта и отдельных федеральных законов, касающихся административного права, закрепляет перечень противоправных деяний, нарушающих общественный порядок и безопасность. Также широк и круг субъектов, управомоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и принимать решения о привлечении к ответственности. Все процедуры ведения производства по делам об административных правонарушениях строго закреплены в КАС и отдельных федеральных законах. Известны случаи необоснованного привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения, которых в действительности не было, либо за поступки, которые достаточно сложно отграничить от правомерного поведения.

 

Ключевые слова: административные правонарушения, административный процесс, правоохранительные органы, суд, граждане, права, свободы.

 

В последние годы наблюдается увеличение нарушений законных прав и интересов граждан при производстве по делам об административных правонарушениях. В большей части они возникают, когда гражданам приходится сталкиваться с деятельностью сотрудников полиции, так как именно на них возложены обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Можно выделить две ключевые проблемы. Первая - это отношение к своим обязанностям органов полиции и сотрудников судов, вторая - низкая юридическая грамотность у граждан, а именно незнание своих прав.

В соответствующие органы часто поступают жалобы о бездействии и ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов и органов, ведущих административный процесс по делу. Из ФЗ «О полиции» № З-ФЗ следует, что основные направления деятельности полиции - защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений, выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления. Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей приводит к нарушению прав граждан на защиту. Пример - ситуация, произошедшая в 2009 году в г. Самара, когда произошло столкновение двух автомашин, одна из которых скрылась с места происшествия. Водитель второго транспортного средства вызвал сотрудников полиции, позвонив по номеру «02» несколько раз. Полиция г. Самара прибыла на место происшествия только на следующий день. Гражданин, попавший в аварию, подготовил жалобу, сотрудников местной полиции привлекли к дисциплинарной ответственности.

Решить данную проблему можно комплексно – это совершенствование действующего законодательства, регулирующего порядок оформления ДТП и более качественное обучение младшего и среднего персонала полиции с регулярной проверкой знаний.

Еще один вид нарушений прав граждан во внесудебном процессе - нарушение процесса ведения дела об административном правонарушении в суде. Часть 1 ст. 46 Конституции РФ говорит о том, что каждый имеет право на защиту своих законных прав и интересов в суде. Данная норма полностью соответствуют требованиям международно-правовых актов. Основной чертой судебной защиты является ее неограниченность. Право на судебную защиту включает право - на обращение в суд, на личное участие в отстаивании своих прав и свобод, требования от суда предоставления судебной защиты, на получение квалифицированной юридической помощи. Нарушение данного права может быть выражено в бездействии управомоченных на осуществление производства по делам об административных правонарушениях лиц. В пример можно привести актуальную судебную практику 2023 года. Мировые судьи в Кировской области не приняли во внимание приложенные административным истцом два ходатайства по делу о просроченных платежах в микрофинансовой организации (где истец просил приобщить к делу конкретного человека, который воспользовался паспортными данными истца и взял микрозайм), ничем не обосновав.  Положительное решение суда было вынесено в пользу административного ответчика. В данной ситуации видно явный факт нарушения ч.1 ст.46 Конституции РФ.

Другая сторона нарушения законных прав и интересов граждан при производстве по делам об административных правонарушениях - это отсутствие юридической грамотности самих граждан в процессе своей защиты. Как следствие, без объяснения причин бездействия или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов и судов, граждане становятся жертвами ситуаций, когда они не могу оспорить деятельность органов, ведущих административный процесс.

 Конституция РФ закрепляет право каждого на защиту своих прав всеми не запрещёнными законом способами. Эти исходные положения были усилены отсылкой к позиции Конституционного Суда о том, что государство, обеспечивая лицам, пострадавшим от незаконного и (или) необоснованного привлечения к ответственности, эффективное восстановление в правах, обязано, прежде всего, гарантировать им возмещение причиненного вреда, как материального, так и морального, в том числе путём компенсации из средств государственного бюджета.

В качестве решения можно предложить внести поправки в п.3 ст.15 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации об увеличении объема ответственности сотрудников полиции за нарушение должностных обязанностей в части назначения дисциплинарной ответственности, материального депремирования и отстранения от выполнения должностных обязанностей на определенный период.  

В 2021 году НАФИ провело исследования правовой грамотности населения. Результаты - индекс правовой грамотности россиян 47%, 48% россиян хотят повысить свой уровень правовой грамотности, 22% сталкивались с нарушением своих прав. Для повышения правовой грамотности населения на уровне государства необходима продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, доступность нормативно - правовой баз, необходимо обеспечить доступность бесплатных консультаций с юристами по базовым юридическим аспектам для нормальной и безопасной жизнедеятельности граждан в обществе.  В Кировской области проект по повышению правой грамотности реализован на базе филиала МГЮА имени О.Е. Кутафина (МГЮА) - создан Центр бесплатной юридической помощи, где оказываются консультации гражданам.

Таким образом, все обозначенные проблемы имеют пути решения при всесторонней поддержке государства как на законодательном, так и на просветительском уровне.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/?ysclid=lhycy11l6e807817822
  3. Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/?ysclid=lhyd138ksc150383513
  4. Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1 (последняя редакция) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_648/?ysclid=lhyd21vt2m111472960
  5. Исследование уровня правовой грамотности россиян-НАФИ https://nafi.ru/analytics/rossiyane-okhotnee-otstaivayut-svoi-prava-v-teorii-chem-na-praktike-en-russians-more-willingly-defen/?ysclid=lhyd7aalgh932824720
  6. Специальный доклад «О проблемах в реализации прав граждан при производстве по делам об административных правонарушениях» https://www.ombudsmanru/editions/206
  7. Судебные и нормативные акты РФ https://sudact.ru/?ysclid=lhyd45ho7y569512334 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Титова Н.Е. НАРУШЕНИЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 541 - 545. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8442 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8442



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.