'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 100

Просмотры  103 просмотров

Ширяев В.М.

  


ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ *

  


Аннотация:
в работе проанализированы понятие административной ответственности юридических лиц и различные позиции авторов по этому поводу. Раскрыта проблема вины юридического лица как элемента административной ответственности юридических лиц. Заявлена необходимость изменений в законодательстве   

Ключевые слова:
административное право, административная ответственность, юридическое лицо, вина юридического лица   


УДК 34

Ширяев В.М.
студент
Саратовская государственная юридическая академия
(г. Саратов, Россия)

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

Аннотация: в работе проанализированы понятие административной ответственности юридических лиц и различные позиции авторов по этому поводу. Раскрыта проблема вины юридического лица как элемента административной ответственности юридических лиц. Заявлена необходимость изменений в законодательстве.

 

Ключевые слова: административное право, административная ответственность, юридическое лицо, вина юридического лица.

 

Сегодня российское административное право находится на новом этапе своего развития, обусловленном значительными изменениями в общественных отношениях. Это развитие сопровождается постоянными дискуссиями о правовой природе административной ответственности юридических лиц, в связи с чем существует необходимость внимательного изучения законодательства, разных мнений ученых по поводу представленной проблемы, а также анализ международной практики решения подобных проблем [1]. КоАП РФ содержит около пятисот статей, в которых присутствует состав административного правонарушения, связанный с юридическими лицами.

Административная ответственность отличается рядом характерных черт, отделяющих её от иных видов юридической ответственности. Можно выделить постоянное, систематическое, активное развитие, как характерную черту института административной ответственности юридических лиц.

Административной ответственности характерна двойственность: принуждение юридического лица к исполнению государственной обязанности, от которой оно незаконно отказалось, с одной стороны и реализация административной ответственности с другой.

Ю. Ю. Колесниченко считает, что целью применения к юридическим лицам мер административной ответственности является обеспечение исполнения этими лицами требований административных органов, а также своих прямых обязанностей, и назначение санкций правонарушителям [2]. Подобное мнение разделяют и некоторые иные авторы [6, 8].

С другой стороны, В. Д. Сорокин считает, что юридическое лицо вовсе нельзя отнести к субъектам административной ответственности, так как исключительно виновное деяние влечет за собой данный вид ответственности [3]. Таким образом он утверждает, что только физические лица могут быть субъектами административной ответственности.

И действительно, вопрос определения формы вины юридического лица - это довольно трудный, дискуссионный и неоднозначный вопрос. Также примечательно то, что если для физического лица действует презумпция невиновности, то для юридического же - презюмируется виновность, поскольку в пункте 2 статье 2.1 КоАП РФ [4] сказано, что если будет установлена возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, юридическим лицом, то оно будет признано виновным в совершении административного правонарушения.

Таким образом, юридическое лицо изначально обвиняется и должно доказать свою невиновность. Так как юридические лица в подавляющем большинстве это группы людей, затруднительно рассматривать вину юридического лица как психическое отношение к правонарушению и его последствиям всех его членов.

На мой взгляд, если решение принимало определенное должностное лицо, то вина юридического лица в данном случае будет его виной. Например, такой подход используется в НК РФ [5]. В нём вина юридического лица может устанавливаться через вину его менеджера.

Следует также учитывать, действовало ли определенное должностное или иное лицо в рамках своих полномочий. Стоит отметить, что если любой сотрудник определенной компании совершил противоправное деяние на основании правоустанавливающего документа, то это можно считать действиями всего коллектива [7].

Несмотря на полное раскрытие природы административной ответственности юридических лиц представленными выше авторами, в изложенных определениях не учитывается позитивная направленность данного института права. На мой взгляд эта направленность проявляется в важном предупредительном значении.

Поскольку в КоАП РФ недостаточно раскрыта административная ответственность юридического лица, необходимо внести поправки в КоАП РФ и изложить определение административной ответственности юридического лица в следующей форме: "Административная ответственность юридического лица - это применение к обладающей соответствующей административной правосубъектностью организации административного наказания за ненадлежащее исполнение или неисполнение предусмотренных государством стандартов, норм и правил в целях предупреждения правонарушения, обеспечения исполняемых организацией обязанностей и государственного осуждения противоправной деятельности".

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Иваненко И. Н., Чермит Р. Р., Ачмиз А. Ю. О системе государственной службы Российской Федерации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 128. С. 602–614.
    Колесниченко Ю. Ю. Некоторые аспекты вины юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности // Журнал российского права. 2003. № 1. C. 76-81.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 13.08.2019) // Российская газета. – 2017. – № 1046.
    Морозова Н. А. Механизм достижения целей административного наказания при привлечении к ответственности юридических лиц / Н. А. Морозова. М.: Институт государства и права РАН. 2004. С. 234–238.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Российская газета. – 2016. – № 974.
    Панов А. Б. Административная ответственность юридических лиц: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Южно-Уральский государственный университет. Челябинск, 2012. С. 22.
  4. Россинский В. В. Почему в Российской Федерации утвердился институт административной ответственности юридических лиц, и пришло ли время его ликвидировать? // Административное право и процесс. 2018. № 1. С. 5–13.
  5. Шейхов Т. С. Административная ответственность юридических лиц за нарушение налогового законодательства Российской Федерации // диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2008. С. 73. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ширяев В.М. ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 570 - 573. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8447 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8447



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.