'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 101

Просмотры  51 просмотров

Нуртазин Р.М.

  


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены основные проблемы международной политики в республике Молдова: предпосылки их возникновения, текущая ситуация и возможные пути их решения. Исследованы политические направления в отношении Молдовы со стороны Румынии, США и ЕС и политика Майи Санду, косвенная роль Украины в социально-политической ситуации в государстве   

Ключевые слова:
международная политики, ЕС, Украина, геополитика, суверенитет, антироссийская политика, евроинтеграция   


УДК 328

Нуртазин Р.М.
магистрант
Казахский национальный университет имени аль-Фараби

(г. Алматы, Казахстан)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ

ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА

 

Аннотация: в статье рассмотрены основные проблемы международной политики в республике Молдова: предпосылки их возникновения, текущая ситуация и возможные пути их решения. Исследованы политические направления в отношении Молдовы со стороны Румынии, США и ЕС и политика Майи Санду, косвенная роль Украины в социально-политической ситуации в государстве.

 

Ключевые слова: международная политики, ЕС, Украина, геополитика, суверенитет, антироссийская политика, евроинтеграция.

 

Сегодня в непростых экономико-политических условиях в мировом пространстве, многие государства находятся в непростом политическом положении, в том числе и республика Молдова.

Согласно исследованиям американского издания Foreign Policy, Молдова имеет индекс Failed State, то есть государство, несостоявшееся как политическая и экономическая единица. [3].

Помимо этого, во внутриполитическом пространстве практически отсутствует консенсус относительно интегральных идей, которые противоречат друг другу, в частности, имеют место такие противоречия, как:

  • молдавская идентичности или румынская идентичность;
  • либерализм или социализм в политической идеологии;
  • интеграция в ЕС или в Евразийский Союз.

Сегодня необходимо отметить, что экономический и политический кризис наблюдается практически на протяжении всего исторического периода независимости Молдовы.

Хотя, с каждым годом данная кризисная ситуация в республике обостряется все сильнее.

Основная суть проблемы, существующей политической и экономической ситуации в государстве, заключается в том, что Молдова находится в сфере влияния западных европейских стран в геополитическом плане. Политика, которая ведется в стране, направлена на поддержание прозападного политического курса, а также постепенное переформатирование бессарабской многонациональной идентичности под антироссийский образец.

Но, можно сказать, что, многое пошло, не по утвержденному плану – после крымских событий в 2014 году и обострения отношений «Запад – России», в Молдове начался рост пророссийских настроений – как угроза ухода республики под российское влияние, что не было выгодно коллективному Западу.

Главный политический игрок, который заинтересован в закреплении своего влияния в Молдавии, является, как считают политологи, Румыния, которая, позиционируя себя как проводник интересов США и ЕС, не скрывает своих притязаний на территории республики.

На протяжении длительного времени политика президента Майи Санду медленно, но уверенно разрушает государство в социально-экономической и политической сферах [2,c.136].

В глобальном противостоянии России и США Украина находится в сфере влияния Запада. Какими будут дальнейшие действия Москвы в отношении Киева, предсказывать сложно, но очевидно, что простая интеграция Украины невозможна в силу внутриукраинского цивилизационного разлома.

Эксперты прогнозируют, что в результате призыва властей Молдовы отказаться от нейтрального статуса, независимого внешнего курса, принципов демократии, грубейшего попрания прав и свобод граждан – имеет место риск утратить страной государственность [5].

Сейчас власти страны пытаются различными способами отвлечь внимание населения от социально-экономических провалов, стараясь прикрыть совершаемые властью действия под прикрытием европеинтеграции.

При этом, Майя Санду и члены партии PAS открыто прорабатывают вопросы присоединения «Бессарабии» к «Великой Румынии». Идет разрыв связей с СНГ, начаты процессы денонсации соглашений, которые были подписаны практически три десятилетия назад [1,с.153].

Все эти процессы все больше усугубляют ситуацию не только в политической жизни страны, но и экономической жизни страны, которая в результате неграмотных ошибок властей и так находится в тяжелейшем кризисе из-за многократного роста цен на энергоносители, потери традиционных восточных рынков сбыта.

Другая проблема – возникновение гуманитарного кризиса из-за наплыва беженцев, с которым так и не справились молдавские власти до конца.

Бывший экс-президент Молдавии Игорь Додон считает, что Запад готов бросить Молдову в «топку войны», считаясь исключительно со своими интересами [5].

В доказательство он приводит, что Запад заставляет действующее Правительство делать регулярные антироссийские заявления, а также отказываться от переговоров на высшем уровне по улучшению отношений между Молдовой и Россией.

Таким образом, нагнетание напряженности на юго-западе бывшего СССР не прекращается, а усиливается с каждым днем.

Таким образом, можно сделать вывод о том, в результате сложившейся политической и экономической ситуации в стране, Запад при помощи действующего президента настроен серьезно для того, чтобы Молдавия находилась под его контролем, где возможна схема выстраивания «Кишинев» - Украина – Румыния – Польша плюс прибалтийские республики на антироссийской основе [4].

В связи с этим, в подобной ситуации, возможно усиление давления на Приднестровье вплоть до провокаций, что обусловлено неизбежностью нарастающей политической напряженности в государстве в ближайшей перспективе с учетом того, что в республике население по-прежнему разделено на две стороны – одни – сторонники евроинтеграции и сближения с Евразийским союзом, другие – сторонники отношений со странами ЕЭАС и сохранения независимости страны.

Многие эксперты, в том числе и Вячеслав Пержу, председатель Общественного Совета Молдовы, считают, что республика, в первую очередь, должна обратиться к налаживанию общественных связей с СНГ и ЕАЭС, которые имеют колоссальные возможности для развития бизнеса, роста инвестиций, поставок отечественной продукции и взаимовыгодного сотрудничества [4].

Неизвестно, когда Молдова из кандидата в члены ЕС перейдет в статус полноправного участника европейского пространства, многие государства, такие как Турция, Черногория, Албания, ждут вступления в ЕС более 10 лет.

Поэтому необходимо использовать и задействовать те реальные инструменты экономической интеграции и сотрудничества, которые у страны есть.

В заключение, необходимо отметить, что для возможности проведения эффективной политики, чтобы занять свою нишу в условиях глобальных пертурбаций, в стране необходима трансформация политического курса в отношении формулировки внятной национальной интегральной идеи со смещением приоритетов в сторону отстаивания своего суверенитета.

Правительству, в первую очередь, необходимо использовать существующую геополитическую ситуацию для наращивания собственных сил, чтобы создать эффективную социально-экономическую и политическую модель управления государством.

Не на последнем месте стоит необходимость пересмотра «правил игры» на уровне не только внутригосударственного, но и международного сотрудничества, что позволило бы не только преодолеть искусственное «дробление» молдавского народа, но и сформировать общенациональные интегральные идеи.

Поэтому, в качестве основного геополитического ориентира для выстраивания собственной стратегии на международной политической арене нужно не выбирать с кем – интегрироваться – с Европейским или Евразийским союзом, а разрабатывать модель дальнейшего мироустройства стремясь к многополярности, как возможность принятия важнейших решений в коллегиальном порядке, не ущемляя интересы большинства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гладенко А.Н.. Реализация концепций межгосударственной интеграции на примере государств Европы // Альманах международного права. 2020.№ 2 (8). С.152-176
  2. Девятков А.В. Молдова: вечное движение к стабильности// Вестник РГГУ.Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». 2023. № 1(2). С. 136–148.
  3. Foreign Policy – the Global Magazine of News and Ideas [Электронный ресурс]. URL: http:// https://foreignpolicy.com// (дата обращения: 27.05.23).
  4. Еженедельник «Экономическое обозрение Логос пресс» [Электронный ресурс]. URL: http://logos.press.md/o-nas/ (дата обращения: 27.05.23).
  5. Российское государственное федеральное информационное агентство. ТАСС[Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/?ysclid=li6j32mqd446793962 (дата обращения: 27.05.23). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Нуртазин Р.М. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 574 - 579. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8448 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8448



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.