'
Саъдуллаева Р.У.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА («МГП») *
Аннотация:
в настоящей статье рассматривается вопрос вовлечение негосударственных лиц в вооруженные конфликты и регулирование их деятельности международным гуманитарным правом. Как известно частные лица также могут быть сторонами в вооруженном конфликте как непосредственно, так и предоставляя финансовую и иную помощь другим государствам. Однако, регулирование их деятельности во время конфликта представляет собой вопрос, нуждающийся в анализе
Ключевые слова:
Международное Гуманитарное Право, Женевские Конвенции, вооружённый конфликт, международный и немеждународный вооруженные конфликты, негосударственные лица
УДК 32
Саъдуллаева Р.У.
студентка 3-курса факультета «Международное право»
Университет мировой экономики и дипломатии
(Узбекистан, г. Ташкент)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА («МГП»)
Аннотация: в настоящей статье рассматривается вопрос вовлечение негосударственных лиц в вооруженные конфликты и регулирование их деятельности международным гуманитарным правом. Как известно частные лица также могут быть сторонами в вооруженном конфликте как непосредственно, так и предоставляя финансовую и иную помощь другим государствам. Однако, регулирование их деятельности во время конфликта представляет собой вопрос, нуждающийся в анализе.
Ключевые слова: Международное Гуманитарное Право, Женевские Конвенции, вооружённый конфликт, международный и немеждународный вооруженные конфликты, негосударственные лица.
В настоящее время в вооруженные конфликты вовлекаются не только правительственные силы, но и все больше и больше частных субъектов. Частные субъекты могут играть разные роли во время конфликтов. Некоторые могут выступать в качестве частных подрядчиков, которые открыто предлагают услуги, обычно через веб-сайты, направленные на замену или поддержку армии, или вооруженной группы или на повышение эффективности [8, 1]. Например, частные военные компании Executive Outcomes и Sandline, основанные в ЮАР, вели активные боевые действия в разных странах, в том числе в Анголе и Сьерра-Леоне. Компания Executive Outcomes оказала помощь правительству Анголы в борьбе с повстанческим движением УНИТА в 1992 году и помогла властям Сьерра-Леоне разгромить Объединенный революционный фронт и вернуть к власти избранного президента в 1998 году [5, 8]. Эти частные субъекты в основном действуют в государствах, столкнувшихся с вооруженными конфликтами. Источники сообщают, что «контрактники обучают или обучали силы безопасности в Ираке, управляли боевыми вертолетами в Колумбии, обучали гражданскую полицию в Боснии и Косово и защищали президента Афганистана Хамида Карзая» [9, 2]. В то же время сами негосударственные субъекты могут быть сторонами вооруженного конфликта. Частные субъекты могут выступать в качестве сторон в немеждународных вооруженных конфликтах [7, 70]. Что касается определения немеждународного вооруженного конфликта, то под таким конфликтом понимается ситуация насилия, связанная с затяжными вооруженными столкновениями между правительственными войсками и одной или несколькими организованными вооруженными группами либо между самими такими группами, возникающая на территории государства [4, 1].
Международное гуманитарное право применяется ко всем государствам, подписавшим Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г., но оно также связывает негосударственных субъектов: частных лиц, вооруженные группы, национально-освободительные движения и международные организации. Было установлено, что, поскольку МГП предоставляет права и особую защиту частным лицам в конфликте, оно также налагает обязательства, как это продемонстрировали Нюрнбергский процесс, международные трибуналы или недавнее решение Международного уголовного суда («МУС») о приговоре конголезского полевого командира Томаса Лубанги к 14 годам за использование детей-солдат. и заставляли их совершать злодеяния. Несколько документов также создают обязательства по МГП для части неправительственных вооруженных или повстанческих групп – общая статья 3 Женевских конвенций, Второй дополнительный протокол 1977 г. и пункт 2 статьи 8 Статута МУС, тогда как Первый дополнительный протокол применяется к национально-освободительным движениям. И хотя не существует конкретного правового положения, связывающего международные организации в соответствии с международным гуманитарным правом, МУС конкретно заявил, что «международная организация является субъектом международного права и как таковая связана всеми обязательствами, вытекающими из общих норм международного права». закон."
Однако важно помнить, что МГП не применяется ни к каким случаям насилия, а только к тем немеждународным вооруженным конфликтам, которые удовлетворяют организационным требованиям и достигают определенного уровня интенсивности и, возможно, продолжительности. Простые беспорядки, отдельные акты насилия, протесты и единичные акты терроризма не являются вооруженным конфликтом в соответствии с международным гуманитарным правом. Несмотря на трудности с надлежащей идентификацией вооруженных конфликтов в соответствии с МГП, в настоящее время не существует единого юридического органа, дающего определение вооруженным конфликтам; скорее, Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея призывают к применению МГП в определенных конфликтных ситуациях, подразумевая наличие вооруженного конфликта в соответствии с МГП. Возможно, международному сообществу было бы полезно более четкое законодательное определение вооруженного конфликта или расширение применимости МГП к любым случаям насилия, мотивированного конкретной целью [10, 1405].
Наличие текучих, размножающихся и раздробленных негосударственных вооруженных формирований делает все более сложной задачей — как фактическую, так и юридическую — определение того, какую вооруженную группу можно считать стороной в том или ином вооруженном конфликте. Эта классификация имеет большое юридическое и практическое значение: она определяет, применяется ли МГП к отношениям между группой и ее противником. Это может иметь серьезные последствия, например, в отношении правового режима, применимого к применению силы или лишению свободы государствами в их операциях против вооруженных групп [2, 13].
Сегодня во многих конфликтах становится все труднее идентифицировать группы и отличать их друг от друга, поскольку они ведут боевые действия в одном и том же месте и против одного и того же противника. Международный Комитет Красного Креста («МККК») и другие организации часто описывали негосударственные вооруженные группы как все более организованные по горизонтали, а не по вертикали, и что с социологической точки зрения некоторые из них могут вообще не составлять единую группу. Это также порождает вопросы МГП о том, какую именно группу или подгруппу можно считать стороной в конфликте. Точно так же, когда распадаются более крупные организованные вооруженные группы, какая из образовавшихся подгрупп остается стороной в конфликте, а какая нет? [3, 8]
Применимость МГП к «союзам» или «коалициям» негосударственных вооруженных групп:
Чтобы классифицировать ситуацию насилия как немеждународный вооруженный конфликт, широко признано, что наиболее подходящими являются два критерия: конфронтация должна иметь место как минимум между двумя организованными сторонами, а уровень насилия должен достичь определенного уровня интенсивности [1, 400]. Когда в насилие вовлечено множество различных вооруженных групп, оценка этих критериев становится все более сложной.
Одним из конкретных сценариев является сценарий «союзов» или «коалиций» отдельных негосударственных вооруженных групп, которые, как представляется, вместе сражаются против государства или негосударственного субъекта.
В таких случаях, если уровень интенсивности определяется путем рассмотрения каждой из организованных вооруженных групп в их отдельных боевых отношениях с государством или другой негосударственной вооруженной группой, можно сделать вывод, что порог интенсивности, требуемый для немеждународных вооруженный конфликт, не доходит до каждых отношений. Следствием этого будет то, что МГП не будет применяться к этим отношениям и что государству придется использовать правоохранительные средства (регулируемые правом прав человека) для реагирования на угрозу, исходящую от этой группы. Тем не менее реальность ситуации такова, что было бы нереалистично ожидать, что государства будут действовать в соответствии с разными парадигмами — будь то правоохранительные органы или парадигма поведения принимающих сторон — чтобы реагировать на различные группы, которые действуют вместе. На самом деле эти группы объединяют и направляют свои военные средства, чтобы нанести поражение государству. Когда несколько организованных вооруженных групп проявляют некоторую форму координации и сотрудничества, возможно, более реалистичным было бы рассмотрение критерия напряженности коллективно, рассматривая сумму военных действий, проведенных всеми ими, сражающимися вместе.
Вероятно, чаще будут возникать ситуации, когда дополнительные группы объединяются с группами, уже вовлеченными в конфликт. В ранее существовавшем немеждународном вооруженном конфликте, в котором несколько организованных вооруженных групп координируют свои действия и сотрудничают в союзе или коалиции, характер военной поддержки, предоставляемой дополнительной группой, будет иметь ключевое значение для определения того, является ли эта группа квалифицируемой стороной в вооруженном конфликте [6, 6].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4
Ссылка для цитирования:
Саъдуллаева Р.У. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА («МГП») // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 580 - 585. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8449 (дата обращения: 29.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*