'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 103

Просмотры  151 просмотров

Висягин И.А.

  


ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫХ БРАКОВ НА ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В РОССИИ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена рассмотрению межэтнических браков, их влиянию на демографическую ситуацию в России. Кратко обозревается положение таких браков в стране, проблемы, возникающие в межэтнических браках. Рассматривается отношение к подобным бракам со стороны населения и ставятся под сомнения существующие стереотипы. Основной задачей статьи ставится задача продемонстрировать важность этнически смешанных браков для улучшения демографической ситуации. А также формирование положительного отношения со стороны населения к подобным союзам   

Ключевые слова:
этнически смешанный брак, миграция, демография, межнациональная семья, общество, этнос   


УДК 316.7

Висягин И.А.

магистр 2 курса кафедры социальных наук

и этнонациональных процессов

ОГУ им. И.С. Тургенева

(г. Орёл, Россия)

 

ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫХ БРАКОВ

НА ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В РОССИИ

 

Аннотация: данная статья посвящена рассмотрению межэтнических браков, их влиянию на демографическую ситуацию в России. Кратко обозревается положение таких браков в стране, проблемы, возникающие в межэтнических браках.  Рассматривается отношение к подобным бракам со стороны населения и ставятся под сомнения существующие стереотипы. Основной задачей статьи ставится задача продемонстрировать важность этнически смешанных браков для улучшения демографической ситуации. А также формирование положительного отношения со стороны населения к подобным союзам.

 

Ключевые слова: этнически смешанный брак, миграция, демография, межнациональная семья, общество, этнос.

 

 Сами по себе семья и брак, как социокультурные явления, находятся под пристальным вниманием ученых. Они их интересуют как неотъемлемая часть общества, его основная ячейка. Фактически семья, представляющая самой уменьшенную копию общества, открывает нам возможности для анализа большого количества общественных процессов. Так же брак и семья крайне важны для исследователей в оценке демографической ситуации, что нас и будет интересовать в рамках данной статьи.

В данном плане, этнически смешенные браки вызывают повышенный интерес, как наиболее показательные, особенно в такой многонациональной стране как Россия.  Межнациональные семьи, как явление, глубоко укоренились в России ещё с советских времен. Сама попытка создания советского народа подразумевала это. Так к 1989 г. на долю этнически смешенных семей, от общего числа семей в СССР приходилось 17,5%[3]. Большая их часть представляла собой браки между народностями входящими в состав СССР. С развалом государства их доля начала естественно сокращаться, так к 1994 г. их доля снизилась до 11,5%[8]. В последние годы интерес к межнациональному браку вновь начал возрастать, так в 2010 г. их доля составила 12% [7, 169 стр]. Стоит упомянуть, что в связи с происходящей в данной момент спецоперацией в Украине, тенденция браков между россиянами и украинцами изменилась: в какую сторону станет более ясно в последствии, у нас ещё недостаточно социологических данных чтобы делать конкретные выводы. Но в плане демографии мы уже можем говорить о появившихся проблемах.

Первая проблема, с которой мы сталкиваемся это максимальная близость украинцев к русским при формировании этнически смешанных семей [7, с 98]. Что подтверждается анализом таких семей и в Казахстане[2], где также эти два этноса оказывались наиболее близкими. Наиболее распространённой межнациональной семейной ячейкой является муж украинец, жена русская, на втором месте муж русский, жена украинка. В связи со сложившейся ситуацией мы можем говорить о том, что часть этих этнически смешанных браков может распасться, другая часть уехать из страны. Так или иначе это приводит к оттоку населения с территории России. Второй фактор, который также может нанести существенный удар по демографии страны – межнациональные браки с жителями постсоветского пространства и с жителями других стран. Часть из них, исходя из ситуации, может воспользоваться возможностью переезда в другую страну, что наблюдается уже в данное время.

Поскольку в Российской Федерации доля межэтнических браков продолжает оставаться достаточно заметной, необходимо задаться вопросом, не только что представляют собой межэтнический браки в России сейчас, но и как они влияют на демографическую ситуацию. Нельзя обойти и вопрос отношения населения к такой форме брака. Ведь смешанные этнические браки, на наш взгляд, являются одной из возможностей выправления демографический ситуации в стране. И в этом плане, негативное отношение к ним, может наоборот ухудшить демографическое положение. Это наиболее важно в связи с многонациональностью Российской Федерации. Межэтнический брак, может помочь стереть различия в традициях различных народов и сблизить их в рамках одного государства, а также помогает в ассимиляции иммигрантов, что также способствует улучшению демографической ситуации. Хотя здесь нельзя не отметить и обоснованно скептическое отношение части исследователей к данному явлению. Так в статье С.В.Лурье можно встретить весьма точные замечания, касающиеся межконфессиональных браков и отношению в России к межэтническим бракам в целом: «…Более осторожно следует относиться к межконфессиональным бракам, поскольку они ведут к ассимиляции членов этноса, вступающих в брак в ценностно-чуждой культуре, и потере этих людей для собственной, изначально заданной культуры, выходу из нее….» [4]. Эти замечания следует учитывать, говоря об этнически смешанных браках и об их влиянии на демографическую ситуацию, так как межэтнические браки, на данный момент, не имеют под собой никакого идеологического обоснования или определенного отношения к ним (одобрения, поощрение или негативное отношение) со стороны государства. Фактически, отношение к ним выстраивается само по себе со стороны общества и не контролируется.

Наблюдающийся рост мигрантов нам также интересен. Миграционные потоки становятся более разнообразными, сюда входят: беженцы, нелегальные мигранты и т.п. Переезжая в Россию они пополняют брачный рынок. Демографы, изучая различные виды миграции, пришли к выводу: чем подвижнее население, тем больше расширяется брачный рынок и предложение выбора будущего супруга - супруги [11, с. 196-199].

Увеличение межэтнических браков наблюдается и в связи увеличением количества брачных агентств, которые предлагают супругов из представителей различных стран и этносов. В одной Москве существуют сотни таких заведений. В столице, количества смешенных браков уже превышает 50 тыс. браков в год. Исходя из статистики, мы можем говорить о том, что каждая четвертая москвичка выходит за представителей народов Кавказа, каждый четвертый брак является межнациональным. Здесь стоит упомянуть, что, на наш взгляд, половина этих браков фиктивные (из-за желания приобрести столичную регистрацию), однако вторую можно считать настоящими. Также увеличению количества браков способствует развитие интернета, где существует большое количество сайтов знакомств, предоставляющих множество возможностей для знакомства с иностранцами и иностранками. Следующий фактор – это существующие программы обмена между нашими вузами и иностранными. Большое количество выходцев из разных стран обучаются в наших вузах, многие из них остаются в стране, там самым пополняя брачный рынок. То же можно сказать о российских студентах, обучающихся в иностранных вузах, где тоже существует возможность возвращения на родину с супругом/супругой иностранцами, что также положительно влияет на демографическую ситуацию. Стоит отметить и растущее число русско-китайских браков, особенно в дальневосточных регионах страны. Хотя они двойственно влияют на демографическую ситуацию в России, часть пар остаётся, а часть выбирает перебраться в Китай. Данные факторы ещё раз напоминают нам о важности положительного отношения к смешанным бракам со стороны общества, ведь во многом именно от этого зависит выбор страны проживания в межнациональных семьях.

Учитывая всё выше сказанное, мы можем приступить к рассмотрению отношения людей к межнациональному браку. Ссылаться мы будем на исследование ВЦИОМ от 2010г., которое имело широкий охват (140 населенных пунктов и 1600 респондентов[6].  Данные сравнили с аналогичным опросом, проводившимся в 2002 г. Результаты показали, что россияне положительно относятся к баракам своих близких родственников с представителями славянских или европейских национальностей. Негативно воспринимают брак с уроженцами Кавказа (65%), с арабами (63%), с выходцами из Средней Азии (60%), также с евреями (46%). Браки людей с отличной религиозной принадлежностью тоже вызывают неодобрение (46%)[6].

Безусловно тенденция изменилась с того времени, в основном благодаря молодежи, которая более спокойно относится к межэтническим бракам. Так, опрос в Твери[5], показал, что 80% опрошенных молодых людей допускают межэтнические браки. Опрос в Курском университете дал похожие, но более разноплановые данные. Половина опрашиваемых считает, что общество не одобряет межэтнические браки (48%), однако готово вступить в такой брак 64% опрошенных. 34% студентов склонны относиться скорее положительно к межэтническим бракам, 24% — заняли позицию полного одобрения таких браков. Однако исходя из опроса Токарев делает вывод, что существенная часть студенческой молодежи ориентирована на мононациональный брак, межэтнический брак для большинства молодых людей и девушек является приемлемым, однако менее желательным [9].

Данные показатели говорят нам о том, что в России есть место для скептического и, как минимум, настороженного отношения к межэтническому браку. Ведь даже в научном сообществе существуют исследователи, преувеличивающие количество межэтнических браков до невероятных цифр: «... В 2000 г. в России примерно 23% населения составляли межэтнические семьи. В 2004 г. их стало уже 37%» [1, c.15]. Подобные цифры приводит и Трифонов [10, c.74], в СМИ же эти цифры доходят до 58%. Встречается множество заголовков и статей негативного характера. Распространенность таких, основанных на домыслах данных, свидетельствует, что отношение к межэтнической брачности в России значительно мифологизировано и отражает не реальные данные, а негативное отношение многих к миграции. На наш взгляд, это несёт негативные последствия для демографической ситуации в стране, особенно в такой многонациональной как Россия. И без систематического похода со стороны государства эту ситуацию не удастся изменить.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Асанова Э. С. Межэтническое взаимодействие в условиях национально-смешанных семей республики Адыгея (социологический аспект): Автореф. дис. / Э.С. Асанова - Майкоп, 2009. - 23 с.
  2. Козлов В.А. Межнациональные браки в Казахстане: оценка предпочтений с помощью матрицы межэтнических расстояний / В.А. Козлов, Г.К. Айгозина - Демоскоп Weekly. 2017. № 733—734 URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0733/analit03.php. (дата обращения 21.11.2022)
  3. Лифанов М. О быте при коммунизме // За коммунистический быт. / М. И. Лифанов. - Москва: Госполитиздат 1963. - 331 с.
  4. Лурье С. В. Межэтнические браки в современном российском национальном сценарии / С.В. Лурье – Петербургская социология сегодня 2018 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhetnicheskie-braki-v-sovremennom-rossiyskom-natsionalnom-stsenarii (дата обращения 20.11.2022)
  5. Николаева Д.С. Психологические проблемы межэтнических браков в представлениях молодежи // Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследования. / Д.С. Николаев, Н.А. Федорова - Тверь: Тверской гос. ун-т, 2013. - 256 с.
  6. Пресс-выпуск № 1569. Россияне о межнациональных браках / ВЦИОМ. 2010. URL: http://www. sova-center.ru/racism-xenophobia/discussions/2010/08/d19632/ (дата обращения 19.11.2022).
  7. Сороко Е. Этнически смешанные супружеские пары в Российской Федерации / Е. Сороко - Демографическое обозрение. 2014 № 4 С. 96—123.
  8. Состояние в браке и рождаемость в России по данным микропереписи населения 1994 г. М.: Госкомиздат России, 1995. - 243 с.
  9. Токарева Е. С. Межэтнический брак в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи / Е.С. Токарев - Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3173 (дата обращения 21.11.2022).
  10. Трифонова А. Т. Современные межэтнические семьи: ценностные ориентации / Т. Л. Трифонова ; науч. ред. И. И. Осинский - М-во образования и науки Российской Федерации, Бурятский гос. ун-т. - Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2014. - 127 с.
  11. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А.Г. Харчев. - М.: Центр социал. прогнозирования, 2003 (Люберцы (Моск. обл.): ПИК ВИНИТИ). - 339 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Висягин И.А. ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫХ БРАКОВ НА ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В РОССИИ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 586 - 592. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8450 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8450



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.