'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 104

Просмотры  46 просмотров

Висягин И.А.

  


ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СЕМЬЕ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена проблемам культурной безопасности в межэтнических браках. Перед супругами в подобном браке стоит сложная задача, им нужно преодолеть специфику своих культур, приспособиться к культурным особенностям партнера. Принимая новые способы взаимодействия, они приходят к определенному равновесию, однако оно на самом деле является довольно хрупким. Ведь привычки и культурные особенности человека сохраняются. Исходя из этого, в данной статье, мы рассмотрим, как сам термин культурная безопасности, так и способы её достижения   

Ключевые слова:
этнически смешанный брак, культурная безопасность, адаптация, аккультурация, фронтир   


УДК 316.7

Висягин И.А.

магистр 2 курса кафедры социальных наук

и этнонациональных процессов

ОГУ им. И.С. Тургенева

(г. Орёл, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СЕМЬЕ

 

Аннотация: данная статья посвящена проблемам культурной безопасности в межэтнических браках. Перед супругами в подобном браке стоит сложная задача, им нужно преодолеть специфику своих культур, приспособиться к культурным особенностям партнера. Принимая новые способы взаимодействия, они приходят к определенному равновесию, однако оно на самом деле является довольно хрупким. Ведь привычки и культурные особенности человека сохраняются. Исходя из этого, в данной статье, мы рассмотрим, как сам термин культурная безопасности, так и способы её достижения.

 

Ключевые слова: этнически смешанный брак, культурная безопасность, адаптация, аккультурация, фронтир.

 

Межэтническая семья всегда интересна для исследователя, в контексте культурной безопасности данный феномен вызывает ещё больший интерес. Ведь семья является основой любого общества, она призвана сохранять и продолжать культурные традиции. Это один из самых прочных институтов создающий условия преемственности общих ценностей этноса. Но даже термин семья несет в себе различную ценностную ориентацию в разных культурах, где-то это максимально широкий термин, включающий в себе множество родственников. В других культурах, семья максимально узкое понятие, включающие мужа, жену и детей [9, стр.9]. Разница особенно ярко проявляется в межэтнических браках, которую создают ситуацию столкновения различных норм и традиций, и даже восприятия самой семьи различается [6,1]. В этом плане особенно важно рассмотреть межэтническую семью сквозь призму культурной безопасности.

Для начала, мы разберем сам термин культурная безопасность. В отечественной литературе он трактуется максимально широко и включает в себя поддержку безопасности в культурной сфере, имеется ввиду предотвращения конфликтов на национальной и религиозной почве, разложение духовности, развитие культурного самосознания. Здесь же и защита культуры от угроз и одновременно создание условий для её развития [10]. Можно сказать, что культурная безопасность достигается, когда большинство населения сознательно соблюдает общественные нормы и ценности, принятые в данном обществе [11,12]. В этом плане межэтнический брак, оказывается своего рода фронтиром, в котором существуют представители двух разных культур [7]. Здесь наиболее ярко отображаются проблемы культурной безопасности.

Теперь можно перейти к преодолению возникающих проблем, этот процесс можно разбить на несколько этапах схожих с этапами адаптации после культурного шока [3,4,5]. Первый этап представляет собой начало отношений супругов, полный надежд и счастья и т.п., он быстро сменяется этапом осознания, что ты находишься в другой культуре и среде, где все непривычно и оказывает негативное влияние, степень которого зависит от изначальной разницы между этносами, вступающими в брак. Этот этап самый сложный, так как полон разочарования и желания вернуть в привычную среду, здесь всё зависит от межличностных отношений между супругами и личных качеств. Третий этап пик, где недопонимание либо преодолевается, либо пара распадается. В нём супруги должны лучше понять культуру друг другу, и принять разницу в ценностях. Четвертый этап – оптимистический настрой, который перерастает в пятый – удовлетворение, адаптация к новой культуре [8].

Интересную схему культурного взаимодействия в межэтническом браке предложена Макрофом. Он приводит несколько стратегий:

- одностороннее приспособление: один партнер приспосабливается к культурным особенностям другого;

- попеременное приспособление: осознанно выбирается попеременно культурная модель поведения одного партнера, затем другого;

- компромисс: партнеры принимают решение действовать в соответствии с создавшейся ситуацией, не отдавая предпочтение ни одной из культур или моделей поведения;

- смешанное приспособление: объединение культур, когда партнеры, действую строго в рамках своих культур, постоянно совмещают их.

- творческое приспособление: партнеры решают отказаться от своих собственных культурных традиций и стереотипов, и создают новые самобытные, характерные именно для их семьи, модели поведения [2].

В заключении, хочется сказать, что мы лишь кратко рассмотрели проблемы культурной безопасности в межэтнической семье, данная проблема требует постоянных и более обширных исследований. Однако, даже исходя из этой небольшой статьи уже можно сказать о том огромном потенциале, который несет в себе межэтнический брак и семья, ведь решения проблем внутри отдельной ячейки в обществе, со временем позволит решить и проблемы межкультурного взаимодействия и культурной безопасности в рамках целой страны.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Heaton, T. & Albrecht S. (1996) The changing pattern of interracial marriage. Social Biology. Vol. № 43. P. 203.
  2. Markoff, R. (1997) Intercultural marriage: Problem areas. Adjustment in Intercultural Marriage. Honolulu. С. 39.
  3. Айгумова З.И., Айгунов В.Р. Мотивация выбора супруга / З.И. Айгумова, В.Р. Айгунов / - М.: «Прометей» МПГУ, 2010. – 216 с.
  4. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – М.: Прайм-Еврознак, 2004. –320 с.
  5. Калинин, А.Ф. Семья как социальный институт / А.Ф. Калинин. – Чита: Поиск, 1999. – 112 с.
  6. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова.  М.: Гардарики, 2005.  320 с.
  7. Козлов, В.И. Этническая демография / В.И. Козлов. - М.: Статистика, 1977.  240 с.
  8. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1967. – 383 с.
  9. Любарт, М. К. Семья во французском обществе: XVIII - начало XXвека. /М.К. Любарт – М.: Наука, 2005. - 296 с.
  10. Романова А. П., Якушенков С. Н., Хлыщева Е. В. & Топчиев М. С. Чужой и культурная безопасность. /А.П. Романова, С.Н. Якушенко, Е.В. Хлышева - Москва: РОССПЭН.2013 – 215 с.
  11. Романова, А. П. ,Топчиев, М. С. Конфессиональная политика и конфессиональная безопасность Прикаспия. Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2011.
  12. Флиер, А. Я. Культура как фактор национальной безопасности. /А.Я. Флиер – Общественные науки и современность. № 3.- 1998
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Висягин И.А. ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СЕМЬЕ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 593 - 596. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8451 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8451



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.