'
Ануфриев Р.Д., Кретова А.Ю.
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ СРЕДИ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ *
Аннотация:
данная статья посвящена внутриличностным конфликтам, возникающим среди молодых учителей. В статье рассматриваются различные понятия внутриличностных конфликтов по мнению психологов, проводивших исследования в данной области. Представлена классификация внутриличностных конфликтов. Статья завершается результатами опроса, в котором подчёркивается распространённость внутриличностных конфликтов среди молодых учителей и взаимосвязь имеющегося опыта работы со степенью выраженности внутриличностного конфликта
Ключевые слова:
внутриличностные конфликты, молодые учителя, начинающие специалисты, классификация
УДК 159.923
Ануфриев Р.Д.
студент,
Тюменский индустриальный университет
(г. Тюмень, Россия)
Научный руководитель:
Кретова А.Ю.
Тюменский индустриальный университет
(г. Тюмень, Россия)
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ СРЕДИ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Аннотация: данная статья посвящена внутриличностным конфликтам, возникающим среди молодых учителей. В статье рассматриваются различные понятия внутриличностных конфликтов по мнению психологов, проводивших исследования в данной области. Представлена классификация внутриличностных конфликтов. Статья завершается результатами опроса, в котором подчёркивается распространённость внутриличностных конфликтов среди молодых учителей и взаимосвязь имеющегося опыта работы со степенью выраженности внутриличностного конфликта.
Ключевые слова: внутриличностные конфликты, молодые учителя, начинающие специалисты, классификация.
Внутриличностные конфликты формируются внутри каждого человека, вне зависимости от его сферы деятельности, но, наиболее часто они затрагивают людей, чья деятельность подразумевает под собой активное социальное взаимодействие. К такой деятельности относится и работа учителя.
При приобретении рабочего стажа формируется и опыт, благодаря которому учитель может контролировать собственные эмоции и более эффективно справляться с различными ситуациями, данный факт обуславливает наличие внутриличностных конфликтов среди молодых специалистов в возрасте от 22 до 26 лет. Не имея должного опыта и представления о правильном разрешении различных внешних конфликтов в рабочем процессе, молодые учителя запускают процесс формирования внутриличностных конфликтов, что, в последующем, влечёт за собой их закрепление в бессознательной сфере психики, и становится причиной возникновения внутреннего дискомфорта и чувства тревоги.
Цель статьи – дать представление о внутриличностных конфликтах, возникающих среди молодых специалистов, и их классификации.
Внутренним противоборством личности называется конфронтация, зарождающаяся внутри психики личности, которая являет собой столкновение противоположно направленных мотивов.
З. Фрейд приводил доказательства биопсихологического и биосоциального содержимого внутриличностного противостояния. По сути своей человеческая психика противоречива. Ее работа связана с неизменным напряжением и преодолением конфликта, возникающего между биологическими желаниями индивида и социокультурными устоями, между бессознательным содержимым и сознанием. Именно в противоречии и неизменном противоборстве заключается вся суть внутриличностной борьбы [4].
Проблема внутриличностного конфликта рассматривалась А.Н. Леонтьевым как обычное явление. По мнению А.Н. Леонтьева, внутренний конфликт является результатом борьбы распределённых по иерархии мотивационных курсов личности [3].
Известный психолог К. Левин выдвинул собственную концепцию внутриличностного конфликта под названием «теория поля», согласно которой на внутренний мир человека воздействует полярное направление сил, вследствие чего индивиду приходится выбирать одно из этих направлений. В свою очередь, основным условием зарождения конфликта К. Левин считал равную значимость этих сил на личность [2, с. 77].
Кроме того, К. Левин, опираясь на достижения психоаналитической концепции, выделил три основных типа внутриличностного конфликта:
В зависимости от того, какие компоненты вступают в противоречия между собой, формируются различные внутриличностные конфликты. Всего А.Я Анцуповым и А.И. Шипиловым было выделено шесть типов внутриличностных конфликтов: мотивационный конфликт; моральный конфликт; конфликт нереализованного желания; ролевой конфликт; адаптационный конфликт; конфликт неадекватной самооценки [1].
Вместе с тем, в качестве внутренних структур, между которыми возможно появление противоречий, рассматриваются мотивы: «я хочу», «я не хочу». Ценности: «я должен», «мне надо». Самооценка: «я могу», «я не могу».
Для более подробного изучения данной темы, был проведён опрос на тему внутриличностных конфликтов для начинающих специалистов, работающих в сфере образования. Основываясь на результатах опроса, можно видеть, что у большинства опрошенных, 40%, ярко выражен мотивационный конфликт, характеризуемый столкновением двух различных мотивов. При этом, степень выраженности данного конфликта варьируется от средней к высокой.
Такую же разнообразную степень выраженности имеет конфликт нереализованного желания, который был выявлен у 20% опрошенных студентов и представляет собой столкновение желаемого с действительным, что способствует формированию комплекса неполноценности.
Равное количество опрошенных, 20%, имеют выраженные адаптационный конфликт, которому характерно столкновение высоких требований к себе и действительных возможностей человека, и конфликт неадекватной самооценки, который представляет собой расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей.
В целом, результаты опроса свидетельствуют о том, что внутриличностные конфликты присущи каждому из опрошенных молодых специалистов. При этом, вид внутриличностного конфликта и степень его выраженности напрямую зависел от имеющегося стажа работы каждого начинающего специалиста, чем меньше опыт работы молодого учителя – тем более выражен внутриличностный конфликт, что подразумевает и оказание большего влияния на внутреннее состояние специалистов с опытом работы до трёх лет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4
Ссылка для цитирования:
Ануфриев Р.Д., Кретова А.Ю. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ СРЕДИ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 609 - 613. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8454 (дата обращения: 29.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*