'
Горская Г.Б., Бушуева Л.Д.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ *
Аннотация:
в статье представлен анализ взаимосвязей карьерных ориентаций и мотивации у студентов физкультурных вузов по результатам психологического тестирования по методике «Якоря карьеры» Э. Шейна и по опроснику самодетерминации Э. Деси и Р. Райна, который показал, что большее количество связей параметров, отражающих карьерные ориентации, наблюдается с показателями, отражающими внутренние мотивы. Такие карьерные ориентации как профессиональная компетентность, стабильность работы, служение и менеджмент усиливают внутреннюю мотивацию
Ключевые слова:
студенты, карьерные ориентации, служение, профессиональная компетентность, менеджмент, стабильность работы, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, взаимосвязи
УДК 159
Горская Г.Б.
Кубанский государственный университет физической культуры и спорта
(г. Краснодар, Россия)
Бушуева Л.Д.
Кубанский государственный университет физической культуры и спорта
(г. Краснодар, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
И МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ
Аннотация: в статье представлен анализ взаимосвязей карьерных ориентаций и мотивации у студентов физкультурных вузов по результатам психологического тестирования по методике «Якоря карьеры» Э. Шейна и по опроснику самодетерминации Э. Деси и Р. Райна, который показал, что большее количество связей параметров, отражающих карьерные ориентации, наблюдается с показателями, отражающими внутренние мотивы. Такие карьерные ориентации как профессиональная компетентность, стабильность работы, служение и менеджмент усиливают внутреннюю мотивацию.
Ключевые слова: студенты, карьерные ориентации, служение, профессиональная компетентность, менеджмент, стабильность работы, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, взаимосвязи.
Карьерные ориентации – это важная составная часть профессиональной направленности личности. Особенности этих ориентаций обусловлены полом, возрастом, спецификой деятельности человека [6].
Исследование карьерных ориентаций студентов в вузе является важным и актуальным в настоящее время, т.к. именно на этом этапе планируется профессиональное будущее, осознается правильность сделанного профессионального выбора и т.д. По мнению Харлановой Т.Н. «…значительная часть современной молодёжи не имеет чётких представлений о будущей профессиональной деятельности и реальной карьере, что создаёт значительные трудности на пути профессиональной социализации» [5]. Следует отметить, что обучающиеся старших курсов с более высокой мотивацией на учебные достижения чётче представляют своё профессиональное развитие и определяют себя как будущего специалиста. Соответственно, обучающиеся, которые недооценивают свои учебно-профессиональные способности, обладают меньшей мотивацией на успех. [1-4].
Все вышесказанное послужило основанием для проведения настоящих исследований, цель которых определение особенностей взаимосвязи карьерных ориентаций и мотиваций у студентов физкультурных вузов.
Психологическое тестирование проводилось с помощью с помощью специальных методик:
«Якоря карьеры» Э. Шейна – методика диагностики ценностных ориентаций в карьере. Анкета содержит восемь диагностических шкал для измерения профориентации – «якоря карьеры». Определённое значение на шкале, указывает на степень серьёзности профориентации.
Обобщённый результат – среднее значение суммы баллов, полученных респондентами по всем карьерным ориентациям, – может говорить о серьёзности карьерного мотивации и/или «напряжённости» деятельности в карьерной направленности.
Опросник самодетерминации Э. Деси и Р. Райна измеряет следующие показатели: амотивация, внешняя мотивация, интроекция, интернализация, внутренняя мотивация – знания, внутренняя мотивация – самосовершенствование, внутренняя мотивация – стимуляция. Представляет собой анкету из 28 вопросов Значение, указанное на шкале определяет степень соответствия предложения из опросника причинам, по которым студент обучается.
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью компьютерной программы «SPSS Statistics – 21», использовали корреляционный анализ Пирсона для определения взаимосвязей между изучаемыми параметрами.
Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры и спорта». Всего было опрошено 129 респондентов.
Необходимость изучения карьерных ориентаций и мотивов обусловлена тем, что они показывают, что может выступать в качестве серьёзного побуждения к учебной деятельности, профессиональному развитию и самореализации личности.
Исходя из данных, представленных в таблице 1, видно, что большее количество связей наблюдается с показателями, отражающими внутренние мотивы.
Карьерные ориентации Профессиональная компетентность и Стабильность работы (6 взаимосвязей из 7) стимулируют внутреннюю мотивацию (знания) (соответственно 0,35; 0,23; р<0,01), внутреннюю мотивацию (компетентность) (соответственно 0,33; 0,25; р<0,01), внутреннюю мотивацию (новые впечатления) (соответственно 0,35; 0,28; р<0,01), а также усиливают внешнюю мотивацию (идентификация) (соответственно 0,28; 0,27; р<0,01), внешнюю мотивацию (интроекция) (соответственно 0,35; 0,36; р<0,01) и собственно внешнюю мотивацию (соответственно 0,33; 0,37; р<0,01) (Рисунок 1).
Таблица 1. Взаимосвязи карьерных ориентаций и мотиваций
Показатели |
Внутренняя мотивация (знания) |
Внутренняя мотивация (компетентность) |
Внутренняя мотивация (новые впечатления) |
Внешняя мотивация (идентификация) |
Внешняя мотивация (интроекция) |
Внешняя мотивация |
Амотивация |
Профессиональная компетентность |
0,35** |
0,33** |
0,35** |
0,28** |
0,35** |
0,33** |
0,15 |
Менеджмент |
0,26** |
0,27** |
0,29** |
0,31** |
0,16 |
0,33** |
0,09 |
Автономия (независимость) |
0,23** |
0,18* |
0,13 |
0,10 |
0,02 |
0,10 |
0,13 |
Стабильность работы |
0,23** |
0,25** |
0,28** |
0,27** |
0,36** |
0,37** |
0,07 |
Стабильность места жительства |
0,09 |
0,11 |
0,18* |
0,20* |
0,27** |
0,38** |
0,42** |
Служение |
0,39** |
0,42** |
0,27** |
0,23** |
0,17 |
0,20* |
-0,10 |
Вызов |
0,34** |
0,29** |
0,25** |
0,25** |
0,15 |
0,14 |
-0,01 |
Интеграция стилей жизни |
0,34** |
0,30** |
0,28** |
0,32** |
0,12 |
0,18 |
0,04 |
Предпринимательство |
0,20* |
0,19* |
0,22* |
0,21* |
0,15 |
0,28** |
0,01 |
Примечание: **Корреляция значима на уровне 0,01 *Корреляция значима на уровне 0,05 |
Карьерные ориентации Профессиональная компетентность и Стабильность работы Карьерные ориентации Служение (Рисунок 2), Менеджмент (Рисунок 3) и Предпринимательство (Рисунок 4) (5 взаимосвязей из 7) усиливают внутреннюю мотивацию (знания) (соответственно 0,39; 0,26; р<0,01; 0,20; р<0,05), внутреннюю мотивацию (компетентность) (соответственно 0,42; 0,27; р<0,01; 0,19; р<0,05), внутреннюю мотивацию (новые впечатления) (соответственно 0,27; 0,35; 0,22; р<0,01), а также внешнюю мотивацию (идентификация) (соответственно 0,23; 0,28; р<0,01; 0,21; р<0,05) и собственно внешнюю мотивацию (соответственно 0,20; р<0,05; 0,33; 0,328; р<0,01).
Рис. 1. Значимые взаимосвязи карьерных ориентации Профессиональная компетентность и Стабильность работы с внутренними и внешними мотивами |
Рис. 2. Значимые взаимосвязи карьерной ориентации Служение с внутренними и внешними мотивами |
Рис. 3. Значимые взаимосвязи карьерной ориентации Менеджмент с внутренними и внешними мотивами |
Рис. 4. Значимые взаимосвязи карьерной ориентации Предпринимательство с внутренними и внешними мотивами |
Карьерные ориентации Вызов и Интеграция стилей жизни (4 взаимосвязи из 7) положительно мотивируют к обучению, о чем свидетельствует наличие положительных связей на уровне значимости р<0,01 со следующими показателями: Внутренняя мотивация (знания) (0,34), Внутренняя мотивация (компетентность) (соответственно 0,29; 0,30), внутреннюю мотивацию (новые впечатления) (соответственно 0,25; 0,28), а также внешнюю мотивацию (идентификация) (соответственно 0,25; 0,32) (Рисунок 5).
Рис. 5. Значимые взаимосвязи карьерных ориентаций Вызов и Интеграция стилей жизни с внутренними и внешними мотивами |
Рис. 6. Значимые взаимосвязи карьерной ориентации Стабильность места жительства с внутренними и внешними мотивами |
Немного другая картина наблюдается при анализе связей карьерной ориентации Стабильность места жительства с показателями мотивов. В этом случае преобладающее количество связей отмечено с показателями внешней мотивации (Рисунок 6), а именно с внешней мотивацией (идентификация) (0,20; р<0,05) внешней мотивацией (интроекция) (0,27; р<0,01), собственно с внешней мотивацией (0,38; р<0,01) и амотивацией (0,42; р<0,01). При этом с амотивацией имеет связь только эта карьерная ориентация.
Карьерная ориентация Автономия (независимость) имеет положительную связь с показателями внутренней мотивации (знания и компетентность) (соответственно 0,23; р<0,01; 0,18 р<0,05).
Таким образом, результаты исследования показали, что большее количество связей наблюдается между параметрами, отражающими карьерные ориентации и показателями, отражающими внутренние мотивы. Выявлены карьерные ориентации, усиливающие внутреннюю мотивацию. К ним относятся профессиональная компетентность, стабильность работы, служение и менеджмент.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4
Ссылка для цитирования:
Горская Г.Б., Бушуева Л.Д. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 614 - 621. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8455 (дата обращения: 29.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*