'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 108

Просмотры  35 просмотров

Горская Г.Б., Бушуева Л.Д.

  


ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ *

  


Аннотация:
в статье представлен анализ взаимосвязей карьерных ориентаций и мотивации у студентов физкультурных вузов по результатам психологического тестирования по методике «Якоря карьеры» Э. Шейна и по опроснику самодетерминации Э. Деси и Р. Райна, который показал, что большее количество связей параметров, отражающих карьерные ориентации, наблюдается с показателями, отражающими внутренние мотивы. Такие карьерные ориентации как профессиональная компетентность, стабильность работы, служение и менеджмент усиливают внутреннюю мотивацию   

Ключевые слова:
студенты, карьерные ориентации, служение, профессиональная компетентность, менеджмент, стабильность работы, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, взаимосвязи   


УДК 159

Горская Г.Б.

Кубанский государственный университет физической культуры и спорта

(г. Краснодар, Россия)

 

Бушуева Л.Д.

Кубанский государственный университет физической культуры и спорта

(г. Краснодар, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

И МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ

 

Аннотация: в статье представлен анализ взаимосвязей карьерных ориентаций и мотивации у студентов физкультурных вузов по результатам психологического тестирования по методике «Якоря карьеры» Э. Шейна и по опроснику самодетерминации Э. Деси и Р. Райна, который показал, что большее количество связей параметров, отражающих карьерные ориентации, наблюдается с показателями, отражающими внутренние мотивы. Такие карьерные ориентации как профессиональная компетентность, стабильность работы, служение и менеджмент усиливают внутреннюю мотивацию.

 

Ключевые слова: студенты, карьерные ориентации, служение, профессиональная компетентность, менеджмент, стабильность работы, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, взаимосвязи.

 

Карьерные ориентации – это важная составная часть профессиональной направленности личности. Особенности этих ориентаций обусловлены полом, возрастом, спецификой деятельности человека [6].

Исследование карьерных ориентаций студентов в вузе является важным и актуальным в настоящее время, т.к. именно на этом этапе планируется профессиональное будущее, осознается правильность сделанного профессионального выбора и т.д. По мнению Харлановой Т.Н. «…значительная часть современной молодёжи не имеет чётких представлений о будущей профессиональной деятельности и реальной карьере, что создаёт значительные трудности на пути профессиональной социализации» [5]. Следует отметить, что обучающиеся старших курсов с более высокой мотивацией на учебные достижения чётче представляют своё профессиональное развитие и определяют себя как будущего специалиста. Соответственно, обучающиеся, которые недооценивают свои учебно-профессиональные способности, обладают меньшей мотивацией на успех.  [1-4].

Все вышесказанное послужило основанием для проведения настоящих исследований, цель которых определение особенностей взаимосвязи карьерных ориентаций и мотиваций у студентов физкультурных вузов.

Психологическое тестирование проводилось с помощью с помощью специальных методик:

«Якоря карьеры» Э. Шейна – методика диагностики ценностных ориентаций в карьере. Анкета содержит восемь диагностических шкал для измерения профориентации – «якоря карьеры». Определённое значение на шкале, указывает на степень серьёзности профориентации.

Обобщённый результат – среднее значение суммы баллов, полученных респондентами по всем карьерным ориентациям, – может говорить о серьёзности карьерного мотивации и/или «напряжённости» деятельности в карьерной направленности.

Опросник самодетерминации Э. Деси и Р. Райна измеряет следующие показатели: амотивация, внешняя мотивация, интроекция, интернализация, внутренняя мотивация – знания, внутренняя мотивация – самосовершенствование, внутренняя мотивация – стимуляция. Представляет собой анкету из 28 вопросов Значение, указанное на шкале определяет степень соответствия предложения из опросника причинам, по которым студент обучается.

Статистическая обработка результатов проводилась с помощью компьютерной программы «SPSS Statistics – 21», использовали корреляционный анализ Пирсона для определения взаимосвязей между изучаемыми параметрами.

Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры и спорта». Всего было опрошено 129 респондентов.

Необходимость изучения карьерных ориентаций и мотивов обусловлена тем, что они показывают, что может выступать в качестве серьёзного побуждения к учебной деятельности, профессиональному развитию и самореализации личности.

Исходя из данных, представленных в таблице 1, видно, что большее количество связей наблюдается с показателями, отражающими внутренние мотивы.

Карьерные ориентации Профессиональная компетентность и Стабильность работы (6 взаимосвязей из 7) стимулируют внутреннюю мотивацию (знания) (соответственно 0,35; 0,23; р<0,01), внутреннюю мотивацию (компетентность) (соответственно 0,33; 0,25; р<0,01), внутреннюю мотивацию (новые впечатления) (соответственно 0,35; 0,28; р<0,01), а также усиливают внешнюю мотивацию (идентификация) (соответственно 0,28; 0,27; р<0,01), внешнюю мотивацию (интроекция) (соответственно 0,35; 0,36; р<0,01) и собственно внешнюю мотивацию (соответственно 0,33; 0,37; р<0,01) (Рисунок 1).

 

Таблица 1. Взаимосвязи карьерных ориентаций и мотиваций

Показатели

Внутренняя мотивация (знания)

Внутренняя мотивация (компетентность)

Внутренняя мотивация

(новые впечатления)

Внешняя мотивация (идентификация)

Внешняя мотивация (интроекция)

Внешняя мотивация

Амотивация

Профессиональная компетентность

0,35**

0,33**

0,35**

0,28**

0,35**

0,33**

0,15

Менеджмент

0,26**

0,27**

0,29**

0,31**

0,16

0,33**

0,09

Автономия (независимость)

0,23**

0,18*

0,13

0,10

0,02

0,10

0,13

Стабильность работы

0,23**

0,25**

0,28**

0,27**

0,36**

0,37**

0,07

Стабильность места жительства

0,09

0,11

0,18*

0,20*

0,27**

0,38**

0,42**

Служение

0,39**

0,42**

0,27**

0,23**

0,17

0,20*

-0,10

Вызов

0,34**

0,29**

0,25**

0,25**

0,15

0,14

-0,01

Интеграция стилей жизни

0,34**

0,30**

0,28**

0,32**

0,12

0,18

0,04

Предпринимательство

0,20*

0,19*

0,22*

0,21*

0,15

0,28**

0,01

Примечание: **Корреляция значима на уровне 0,01

                         *Корреляция значима на уровне 0,05

 

Карьерные ориентации Профессиональная компетентность и Стабильность работы Карьерные ориентации Служение (Рисунок 2), Менеджмент (Рисунок 3) и Предпринимательство (Рисунок 4) (5 взаимосвязей из 7) усиливают внутреннюю мотивацию (знания) (соответственно 0,39; 0,26; р<0,01; 0,20; р<0,05), внутреннюю мотивацию (компетентность) (соответственно 0,42; 0,27; р<0,01; 0,19; р<0,05), внутреннюю мотивацию (новые впечатления) (соответственно 0,27; 0,35; 0,22; р<0,01), а также внешнюю мотивацию (идентификация) (соответственно 0,23; 0,28; р<0,01; 0,21; р<0,05) и собственно внешнюю мотивацию (соответственно 0,20; р<0,05; 0,33; 0,328; р<0,01).

   

Рис. 1. Значимые взаимосвязи карьерных ориентации Профессиональная компетентность и Стабильность работы с внутренними и внешними мотивами

Рис. 2. Значимые взаимосвязи карьерной ориентации Служение с внутренними и внешними мотивами

 

 

   

Рис. 3. Значимые взаимосвязи карьерной ориентации Менеджмент с внутренними и внешними мотивами

Рис. 4. Значимые взаимосвязи карьерной ориентации Предпринимательство с внутренними и внешними мотивами

 

 

Карьерные ориентации Вызов и Интеграция стилей жизни (4 взаимосвязи из 7) положительно мотивируют к обучению, о чем свидетельствует наличие положительных связей на уровне значимости р<0,01 со следующими показателями: Внутренняя мотивация (знания) (0,34), Внутренняя мотивация (компетентность) (соответственно 0,29; 0,30), внутреннюю мотивацию (новые впечатления) (соответственно 0,25; 0,28), а также внешнюю мотивацию (идентификация) (соответственно 0,25; 0,32) (Рисунок 5).

   

Рис. 5. Значимые взаимосвязи карьерных ориентаций Вызов и Интеграция стилей жизни с внутренними и внешними мотивами

Рис. 6. Значимые взаимосвязи карьерной ориентации Стабильность места жительства с внутренними и внешними мотивами

 

Немного другая картина наблюдается при анализе связей карьерной ориентации Стабильность места жительства с показателями мотивов. В этом случае преобладающее количество связей отмечено с показателями внешней мотивации (Рисунок 6), а именно с внешней мотивацией (идентификация) (0,20; р<0,05) внешней мотивацией (интроекция) (0,27; р<0,01), собственно с внешней мотивацией (0,38; р<0,01) и амотивацией (0,42; р<0,01). При этом с амотивацией имеет связь только эта карьерная ориентация.

Карьерная ориентация Автономия (независимость) имеет положительную связь с показателями внутренней мотивации (знания и компетентность) (соответственно 0,23; р<0,01; 0,18 р<0,05).

Таким образом, результаты исследования показали, что большее количество связей наблюдается между параметрами, отражающими карьерные ориентации и показателями, отражающими внутренние мотивы. Выявлены карьерные ориентации, усиливающие внутреннюю мотивацию. К ним относятся профессиональная компетентность, стабильность работы, служение и менеджмент.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Доронина, Н.Н. Карьерные ориентации студентов вуза / Н.Н. Доронина // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2017. №28 (277). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kariernye-orientatsii-studentov-vuza-1 (дата обращения: 07.10.2021).
  2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.
  3. Рогов, Е.И. Профессиональные мотивы как основа развития профессионально важных качеств педагога / Рогов Е.И., Гадаборшева З.И. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2018 г. № 4. С. 79–85.
  4. Сарычева, Ю.В. Особенности мотивационной направленности, профессиональной идентичности, эмоционального выгорания в кризисе профессионального становления у студентов 4 курса / Ю.В. Сарычева, И.А. Курусь, И.В. Пономаренко, И.В. Лазюк, М.А. Гладких, Е.Д. Абрамова // Казанский педагогический журнал №4, 2019 С. 132-135
  5. Харланова, Т.Н., Развитие карьерных ориентаций студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки. Дисс. … канд. психолог. наук, М. – 2015. 261 с.
  6. Шевелёва, А.М. Карьерные ориентации студентов-психологов в сочетании с учебно-трудовыми мотивами /А.М. Шевелева // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/74PSMN519.pdf (доступ свободный).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Горская Г.Б., Бушуева Л.Д. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 614 - 621. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8455 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8455



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.