'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 111

Просмотры  57 просмотров

Терниевская Ю.О.

  


К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ПОВТОРНОГО БРАКА МАТЕРИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается повторный брак и его влиянии на психологическое развитие ребенка. Также затронуты вопросы и понятие о психическом здоровье детей и сформированы рекомендации по его сохранению   

Ключевые слова:
повторный брак, развитие личности, семья, развод, психическое здоровье, нарушения   


УДК 316.6

Терниевская Ю.О.

студентка 4 курса

Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет

 имени В.М. Шукшина

(г. Бийск, Россия)

 

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ПОВТОРНОГО БРАКА

МАТЕРИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА

 

Аннотация: в статье рассматривается повторный брак и его влиянии на психологическое развитие ребенка. Также затронуты вопросы и понятие о психическом здоровье детей и сформированы рекомендации по его сохранению.

 

Ключевые слова: повторный брак, развитие личности, семья, развод, психическое здоровье, нарушения.

 

Повторный брак – это соединение прежней и новой семейной жизни. Семейные судьбы людей, состоящих в повторных браках, в большинстве непохожи друг на друга. Переплетение разных обстоятельств и факторов становится своеобразным фоном, либо помогающим, либо затрудняющим адаптацию ребёнка в новой семье.

Наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств и эмоций, широчайший круг представлений о жизни. Неблагоприятные семейные события оказываются наиболее существенными стрессорами, резко увеличивающими сенситивность человека к различного рода вредностям и, соответственно, восприимчивость к заболеваниям.

Многие дети в условиях повторного брака ведут себя совершенно не так, как повёл себя ребёнок, воспитывающийся в семье с родным отцом или матерью. Характер детских переживаний в условиях повторного брака матери опосредован качеством эмоциональной связи в диаде «мать – ребёнок». Положение ребёнка в семье, складывающейся на основе второго брака матери, по – своему исключительное и трудное. В новой семье ухудшаются условия для эмоционального и нравственного развития ребёнка.

Нарушения воспитания в таких семьях могут быть связаны с неразвитостью родительских чувств отчима/мачехи к неродному ребенку, их неумением выражать и дозировать свои чувства к пасынку/падчерице, опасениями быть не принятыми или даже отвергнутыми ими, боязнью испортить отношения с супругом (супругой). Ребенок во вновь образовавшейся семье находится в новой для него ситуации, где много неопределенности в построении отношений с неродным родителем, и нуждается в поддержке и помощи в освоении правил, связанных с приходом в семью нового человека или людей (родственников, друзей отчима/мачехи).

Психотравмирующее влияние развода на детей отмечается также и чешскими психологами. В частности, они считают, что, тяжело переживая развод родителей, дети «с трудом привыкают к новой ориентации. Достаточно, например, пятилетнему ребенку намекнуть о том, что папа может увести его и никогда не вернуть маме, а мама измучается вечной тоской по нему, как ребенок начнет бояться отца, будет упрямиться идти к нему в гости. Возможно, это выглядит несомненным успехом матери. Однако она платит за этот «успех» неустойчивым мироощущением ребенка в течение долгого времени. Неуверенность ребенка может серьезно отразиться на его отношении к матери и на всей его взрослой жизни. И это будет вина матери, которая, казалось бы, «победила»! Все ситуации, которые продлевают конфликт между родителями, неизбежно усиливают и продлевают состояние неуверенности у ребенка».

На неблагоприятное воздействие развода на детей указывают и медики. Семейные раздоры разводящихся или разведенных родителей, по мнению детского психиатра М. И. Буянова, могут приводить к тяжелым проблемам с психическим здоровьем у детей.

Психическое здоровье - это состояние, когда человек ощущает внутреннее удовлетворение и благополучие, при котором (состоянии) человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

  • Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
  • Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

Подводя небольшой итог, хочется отметить, что, не смотря на сложившиеся обстоятельства в жизни нельзя забывать о том, что ребенок принимает на себя самый большой эмоциональный удар. Именно поэтому его психическому здоровью нужно уделять особое внимания. Для его сохранения было сформировано несколько рекомендаций:

  1. Больше внимания. Данный аспект, подразумевает то, что взрослый в курсе того, чем интересуется его чадо, о чём мечтает, что его страшит, о его отношениях со сверстниками, что составляет содержание его жизни в перерывах между сном/учёбой/принятием пищи. Для этого нужно время от времени просто проводить время с ребёнком: играть, гулять вместе, готовить, смотреть мультфильмы, общаться и получать удовольствие от этого взаимодействия.
  2. Помогите ребёнку сформировать адекватное отношение к себе и положительное принятие других. Развивайте в нём навыки понимания своих и чужих переживаний, эмоциональных реакций, объясните, что значит ставить себя на место другого человека. Научите разрешать конфликты (можно использовать примеры из фильмов и книг), объясните, что лучшее решение — это сотрудничество или компромисс.
  3. Пример близких «Взрослый всегда прав, он знает больше», — что ж, тогда соответствуйте этим словам, потому что после них ребёнок точно будет ориентироваться на поведение старших. Становление психического здоровья ребёнка будет зависеть от наличия у окружающих взрослых чувства юмора, доброжелательности, жизнелюбия и жизнерадостности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988 - 207 с
  2. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Вестник МГУ, Психология, №2, 1987
  3. Браун Дж., Кристенсен Д., Семейная психотерапия и семейное консультирование. М., 2001
  4. Гозман Л.Я. Процессы межличностного восприятия в семье. М.: МГУ, 1981
  5. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе. М.,1997 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Терниевская Ю.О. К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ПОВТОРНОГО БРАКА МАТЕРИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 633 - 637. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8458 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8458



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.