'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 115

Просмотры  90 просмотров

Розанов А.В., Полунина О.С.

  


МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОТМЕНЫ В СМИ *

  


Аннотация:
феномен культуры отмены в том виде, в каком современное общество понимает его сейчас, зародился относительно недавно. Изо дня в день тенденция захватывает все больше медийного пространства, а ее противоречий характер заставляет ученых глубже погружаться в исследование темы. В данной статье рассматривается, как канселинг внедряется в средства массовой информации и влияет на процесс «отмены» публичной личности   

Ключевые слова:
культура отмены, канселинг, средства массовой информации, механизмы, инфоповод, лидеры мнений, социальные сети   


УДК 070.1

Розанов А.В.

бакалавр по направлению «Журналистика»

Российский государственный социальный университет

(г. Москва, Россия)

 

Полунина О.С.

кандидат исторических наук, доцент кафедры квалиметрии,

коммуникационного менеджмента и управления отношениями

Российский государственный социальный университет

(г. Москва, Россия)

 

МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОТМЕНЫ В СМИ

 

Аннотация: феномен культуры отмены в том виде, в каком современное общество понимает его сейчас, зародился относительно недавно. Изо дня в день тенденция захватывает все больше медийного пространства, а ее противоречий характер заставляет ученых глубже погружаться в исследование темы. В данной статье рассматривается, как канселинг внедряется в средства массовой информации и влияет на процесс «отмены» публичной личности.

 

Ключевые слова: культура отмены, канселинг, средства массовой информации, механизмы, инфоповод, лидеры мнений, социальные сети.

 

 «Культура отмены» (от англ. cancel culture) как социально-культурный феномен вошла в обиход во второй половине 2010-х годов, став актуальным и достаточно распространенным инструментом манипуляций общественным мнением [1]. Средства массовой информации подхватывают инфоповоды, связанные с этой темой, и дают возможность пользователям не только высказывать свою точки зрению, но и объединяться в сообщества. В дальнейшем многочисленная группа выступает мощным двигателем процесса «аннулирования» публичной личности из медийного поля. Тенденция по восстановлению справедливости привела не только к отпискам в социальных сетях жертвы, выводу в топ Твиттера протестных хэштегов, но и к потере работы, а также разрыву контрактов с крупными фирмами. Например, телеведущая Ксения Собчак в июне 2020 года опубликовала в Instagram (организация, деятельность которой запрещена на территории РФ) нелестное сообщение в сторону акции Black lives Matter. После многочисленных обвинений в расизме, волну негодования подхватила и автомобильная компания Audi, которая разорвала рекламный контракт с Ксенией [2]. Освещение подобных примеров в российских средствах массовой информации – частая практика. Для журналистов – это всегда инфоповоды, которые с высокой вероятностью дадут изданию охваты, лайки, просмотры и, главное, комментарии реальных людей и живые длительные обсуждения. В ходе исследования рассмотрим, как протекает «отмена» звезд и лидеров мнений посредством медиапространства и его пользователей, и с помощью каких механизмов данная культура функционирует в сообщениях средств массовой информации.

Феномен культуры отмены можно назвать переосмыслением механизма регуляции общественного поведения – публичное порицание [3]. В цифровом пространстве процессы происходят в несколько раз быстрее материального мира. В следствие, медийное освещение служит катализатором для ускорения «отмены» за неприемлемое поведение главной персоны той или иной истории. Стоит отметить, что основными жертвами культуры становятся лица, которые, в силу своего статуса, могут оказывать влияние на большие сообщества людей – ими являются звезды шоу-бизнеса, лидеры мнений, блогеры и иные медийные фигуры. Именно они вызывают интерес не только у публики, но и у самих средств массовой информации, от которых напрямую зависит количество упоминаний селебрити в информационных сообщениях и, в принципе, присутствие публичной персоны в медиапространстве. Следовательно, публичные лица занимают социально значимую роль для аудитории, которая учится, подражает и даже принимает их модели поведения.

Процесс «канселинга» берет свое начало на этапе создания журналистами инфоповода, приводящего к массовой «отмене», а завершается непосредственно негативными для жертвы реальными изменениями в публичной жизни: начиная от отписки фанатов и заканчивая полным уничтожением репутации и имиджа в медийном поле.

Анализируя раннюю стадию зарождения культуры в материалах средств массовой информации, стоит упоминать концепцию моральных паник. Ее изложил социолог С. Коэн в своих трудах «Folk Devils and Moral Panics» [4]. Моральные паники – являются особым видом социальной реакции общественности, проявляющейся в форме массовой истерии. Ученый отмечает, что именно средства массовой информации помещают событие в рамки такого смысла, который на выходе даст более сильную и яркую реакцию от аудитории, даже если масштаб произошедшего на самом деле не так велик, а наоборот – «раздут». Здесь отклик публики играет более важную роль и становится одной из центральных механизмов формирования «культуры отмены».

Дать старт моральной паники в данном примере может ряд тем, к которым у того или иного общества возникает острая реакция, объясняемая несоответствием менталитета, идеологии со случившемся инцидентом [5]:

  • Этническая принадлежность;
  • Гендер;
  • Класс;
  • Сексуальность (сексуальная ориентация);
  • Здоровье;
  • Гражданство;
  • Культура;
  • Возраст;
  • Религия.

Не менее значимым механизмом функционирования «канселинга» в СМИ – сфера скандалов, в которых фигурируют медийные личности. Для общего понимания скандалы являются событиями, действиями или процессами, в результате которых та или иная противоречивая информация становится общедоступной, тем самым вызывая неоднозначную реакцию публики [6]. Если мы говорим про общедоступность, то имеем дело с массовостью. Медийность неотъемлемый элемент в концепции скандалов, распространяемых в цифровом пространстве. За последние несколько лет медиа ускорили процесс публикации материалов, в основе которых лежит скандальный инфоповод. Это помогло облегчить освещение в средствах массовой информации и между пользователями Сети [7].

Развитие социальных сетей также повлияло на функционирование «канселинга» в медийном поле. Теперь хэштегами #RIP и #IsOverParty пользователи выражают протест той или иной звезде или лидеру мнений. Средства массовой информации подхватывают эти фразы-маркеры и используют в заголовках статей. Даже без содержания материала становится понятно, что речь идет об «отмене» медийной персоны. В результате подобные медиа-кампании поспособствовали реализации механизмов «культуры отмены» с технологической стороны, поскольку вышеперечисленные хэштеги напрямую выделяют рассматриваемую культуру отличительными чертами в сетевом пространстве.

По итогу исследования, где были выявлены поведенческие особенности аудитории и отличительные черты в распространении сообщений в медийном пространстве, можно обозначить логическую цепочку функционирования механизмов «отмены». Массовый канселинг всегда начинается с точки А, конкретного действия или бездействия медийного лица или группы лиц. Громкие инфоповоды «разлетаются» в социальных медиа, а сенсационность таких сообщений обеспечивает быстрый рост упоминаний в Сети – это приводит к «трендовости» события. Как следствие, пользователи негодуют от произошедшего и массово начинают применять по отношению к жертвам ряд санкционных мер: отмена подписки на аккаунтах, отказ от поддержки, покупки коммерческих продуктов или услуг, публичная критика и призыв к другим людям для выполнения идентичных действий – это точка B [8].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Былевский П. Г., Цацкина Е. П. Феноменологический анализ явления «культура отмены» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. Вып. 2 (857). С. 162-169. DOI: 10.52070/2542-2197_2022_2_857_162
  2. Audi разорвала контракт с Собчак из-за ее сообщения в Instagram – Текст : электронный // РБК – 2020. – 24 июня. – URL: https://www.rbc.ru/society/24/06/2020/5ef3aa6c9a7947604f8ce962 (дата обращения: 02.05.2023 г.).
  3. Филиппович Ю.С., Стрекалов Г.С. О некоторых особенностях феномена «культура отмены». Коллекция гуманитарных исследований. 2021;26:36–40. https://doi.org/10.21626/j-chr/2021-1(26)/5
  4. Cohen S. Folk devils and moral panics. – Routledge, 2011.
  5. Темкина А. А., Здравомыслова Е. А. Интерсекциональный поворот в гендерных исследованиях // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2017. – Т. 20. – №. – С. 29.
  6. Thompson J. B. Political scandal: Power and visability in the media age. – John Wiley & Sons, 2013. – С. 13.
  7. Цит. По: Tumber H., Waisbord S. (ed.). The Routledge companion to media and scandal. – Routledge, 2019. – С. 4.
  8. Быков И. А., Ахмедова Ю. Д. Культура отмены в политическом дискурсе современной России // Вестник Кабардино-Балкарского университета: Журналистика. Образование. Словесность. – 2021. – Т. 1. – №. 1. – С. 17. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Розанов А.В., Полунина О.С. МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОТМЕНЫ В СМИ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 668 - 673. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8462 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8462



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.