'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 116

Просмотры  50 просмотров

Федорова М.И.

  


ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В МАТЕРИАЛАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ *

  


Аннотация:
в статье исследуется образ женщины в материалах региональных СМИ, даётся характеристика образу и его изменению на протяжении времени развития региональных СМИ. Путём анализа материалов региональных СМИ была сформирована типология образов женщины в печатных СМИ Иркутской области   

Ключевые слова:
образ женщины, региональные СМИ   


 УДК 070

Федорова М.И.
 
студентка 4 курса кафедры рекламы и журналистики
 Иркутский национальный исследовательский технический университет

(г. Иркутск, Россия)

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В МАТЕРИАЛАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ

 

Аннотация: в статье исследуется образ женщины в материалах региональных СМИ, даётся характеристика образу и его изменению на протяжении времени развития региональных СМИ. Путём анализа материалов региональных СМИ была сформирована типология образов женщины в печатных СМИ Иркутской области.

 

Ключевые слова: образ женщины, региональные СМИ.

 

Современное мировое сообщество претерпевает глобальные изменения, в котором происходит трансформация и пересмотр отношения к традиционным ценностным системам и культурным образам. Коснулась данная трансформация и образа женщины, который под влиянием процесса глобализации и информатизации неизбежно видоизменяется и приобретает новые характеристики и формы проявления, актуальные для современного этапа развития общества.

Влияние информатизации и распространения новых форм представления образа женщин не обошло стороной и печатные СМИ. По данным Исследовательской компании Mediascope, основу структуры аудитории печатных изданий в России составляют служащие и рабочие (26%), пенсионеры (25%) и специалисты (18%), где более 60% аудитории составляют женщины. Также наиболее популярными тематиками в печатных СМИ отмечены именно женские тематики. В связи с чем, образ женщины в печатных СМИ также претерпевает изменения, которые отражают актуальность современного положения, роли и образа женщины в обществе и соответствующих им предпочтений целевой аудитории.

Учитывая тот факт, что образ женщины в СМИ исследуется достаточно активно отечественными исследователями в области журналистики, отметим, что образ женщины в региональных печатных СМИ не изучен на достаточном уровне.

Региональные печатные СМИ, пользуясь относительно устойчивым спросом у конкретных целевых групп, всегда одни из первых реагирую на течения и тенденции времени путем трансляции образов женщин. Очень долгое время региональные СМИ связывали образ женщины преимущественно с традиционными ценностями: быт, семья, дети, рецепты, покупки, красота и т.д.

Однако мода на формирование образа женщины меняется, как меняются и представления самих женщин о себе, что отображается в ожиданиях читателей региональных печатных изданий. Сегодня женщины хотят видеть свой образ разносторонне, так как всеобщая информатизация и переход большого массива информации в интернет распространяет новые идеи и идеалы, характерные для образа современной женщины.

Если рассматривать исторические предпосылки формирования образа женщины в региональных печатных СМИ, то стоит обратить внимание на то, под каким влиянием они формировались в печатных изданиях.

В данном контексте важно рассмотреть события Октябрьской революции 1917 года, которые кардинально изменили весь привычный уклад жизни населения всей страны. В советском государстве, одном из первых, женщинам были даны все права и обязанности, которые определили их как равноценных участников процесса «строительства коммунизма».

По мнению отдельных исследователей, а именно Н.Л. Пушкаревой и Т.В. Битоковой, формирование новой модели образа сильной женщины – представительницы пролетариата в печатных изданиях носило сугубо идеологический характер. Женщин в то время, путем распространения информации в печатных изданиях, активно привлекали в производственную деятельность, активную политическую жизнь и общественную деятельность. Распространение идеологического образа женщины было оправдано: страна собиралась стать самой сильным, экономически обеспеченным производственным центром. Грубо говоря, женские «лишние руки» оказались не лишними. Поэтому нужно было всеми силами распространить такой образ женщины, при котором советские женщины, участвующие в промышленном хозяйстве, были бы равноценными участниками советского общества.

В данной тематике начали появляться женские специализированные журналы. Среди журналов того времени можно выделить: «Работницу», «Крестьянку», «Батрачку» и «Коммунистку». Иные, популярные до революции печатные издания, в которых был распространен образ женщины-хранительницы домашнего очага были повсеместно закрыты по идеологическим соображениям.

Согласно исследованиям Е.И. Туровой и Л.Г. Черемных, в советских печатных изданиях долгое время самыми актуальными темами для читательниц были следующие:

  1. Равноправие в советском государстве.
  2. Общественно-политическая жизнь и участие в ней женщин.
  3. Атеистические воспитание.
  4. Вопросы семьи и брака советской женщины.

Можно сказать, что в то время в журналистике был заложен такой образ женщины, при котором формировалось восприятие советской женщины как «сверхженщины».

 У образа сверхженщины были отличительные особенности: она работает на производстве, активистка, занимается спортом, заботится о семье. Государственная политика, которая стояла за подобным проявлением образа женщины в советской прессе формировала образ строительницы светлого будущего, создавая идеал, к которому стремились практически все жительницы страны.

Довольно важной характеристикой образа женщины в печатных изданиях в послевоенные годы явилось и то, что она должна была быть хорошей матерью-одиночкой. Так как очень большой процент мужского населения не вернулся с войны, долгое время в прессе были освещены проблемы жизни матерей-одиночек.

 Сразу после распада СССР женский образ претерпел реактивную трансформацию, словно нагоняя упущенное. Западные издательства принесли тенденцию на сексуализированный образ женщины. Именно в то время, как уже было выявлено ранее, произошла децентрализация печатных изданий с ориентацией на региональные печатные СМИ. Государственные печатные издания приобрели для жизни региона второстепенную роль.

Как уже было отмечено ранее, в региональных печатных СМИ преобладает информационный и аналитический жанры, в которых и происходит освещение образов женщин и формируется их связь с определенными ожиданиями аудитории читателей. Так и на протяжении больше, чем одного столетия, данные жанры преобладали при трансляции женского образа.

В настоящее время в региональной прессе четко выделились 3 группы представлений относительно образа женщины в информационном и аналитическом жанре:

  1. Предписание. Образ, который транслирует правила поведения. Зачастую данные правила носят стереотипный характер (будь красивой, уступчивой, хорошей матерью и т.д.).
  2. Табу. Образ, который содержит в себе предписания о том, что женщина делать ни в коем случае не должна.
  3. Образец для подражания. Образы, формирующие в региональных печатных изданиях устойчивое представление о том, что женщина должна быть во всем идеальной.

 Под влиянием данных представлений сформировались устойчивые стереотипные современные образы женщин, которые были охотно приняты читательницами региональных печатных СМИ.

Учеными выделяются 6 образов женщин в региональных печатных СМИ:

  1. Бизнес-леди. При этом образе в региональных печатных изданиях транслируется сугубо деловой образ успешной женщины, ориентированной на построение карьеры, лидерство и финансовую независимость. Визуально она практически всегда в рубашке или классическом костюме, успешна, хорошо выглядит. В рамках данного образа происходит трансляция силы и независимости. Выступает как образец для подражания.
  2. Женщина-исполнитель. Данный образ про женщину, которая справляется с огромным списком дел и задач. Обычно в рамках данного образа подразумевается сотрудник общественного центра, областной администрации и т.д. Очень схоже с советскими образами женщины-труженицы, с непосильным перечнем задач и обязанностей.
  3. Женщина-лидер в данной типологии выступает как женщина, которая является идейным представителем каких-либо определенных тематических направлений и течений (например феминизм или борьба за равноправие)
  4. Женщина-политик. Данный образ подходит под характеристики женщины-исполнителя, но с той лишь разницей, что она участвует в политической жизни региона.
  5. Женщина-спутница. Женщина, которая является спутницей публичного мужа. Иллюстрирует в своем образе мудрость, опору, поддержку своего супруга. Несет в себе смешанный тип характеристик: образ женщины-исполнителя и женщины-жены.
  6. Женщина-жена. Обычная семейная женщина с проблемами бытового плана. Хранительница очага, семьи. Главная ценность – создание уюта, воспитание и здоровье детей.

Подводя итог, еще раз отметим, что трансляция образа женщин в информационных и аналитических жанрах менялось под влиянием истории, тенденций и моды. Образы женщин в печатных изданиях советского времени были общегосударственными, тогда как только после распада СССР произошло смешение вектора на региональные печатные СМИ. Среди современных образов женщин в региональных СМИ учеными выделяются наиболее часто следующие: бизнес-леди, женщина-исполнитель, женщина-лидер, женщина-политик, женщина-спутница, женщина-жена.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Автаева, Н.О. Эволюция роли женщины в семье и общественной сфере (на примере отечественной женской периодики конца XIX - начала XXI века) / Н.О. Автаева, В.А. Бейненсон, К.А. Болдина // Гуманитарный вектор. – 2020. – Т. 15. – № 6. – С. 139-150.
  2. Горенко, А.А. Особенности освещения гендерной тематики на примере испанских глянцевых журналов / А.А. Горенко, Ф.Ю. Сангинова // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 1. – С. 479-482.
  3. Лютикова, А.А. К вопросу об эволюции жанров журналистики в сети интернет / А.А. Лютикова // Культура в фокусе научных парадигм. – 2019. – № 9. – С. 188-193.
  4. Максимова О.Б. Гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов: функции в социальной коммуникации / О.Б. Максимова, А.А. Масликов // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2021. – Т. 12. – № 3.
  5. Микаелян Д.А. Изменение регионального сми на основе результатов исследований (газета «наше время») / Д.А. Микаелян, Д.Ф. Каримова, В.В. Гудым // Научно-практические исследования. – 2020. – № 1-1 (24). – С. 60-64. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Федорова М.И. ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В МАТЕРИАЛАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 674 - 680. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8463 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8463



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.