'
Нальгиева П.Х., Точиева Х.Ш.
ФЕНОМЕН ДОСТОЕВСКОГО В XXI ВЕКЕ *
Аннотация:
наследие Достоевского является одной из самых передовых и активных областей изучения в российском литературоведении, о чем свидетельствуют многочисленные научные конференции, проводимые регулярно, и значительное количество крупных монографий. Автор ставит своей целью очертить основные тенденции и противоречия в изучении и интерпретации Ф.М. Достоевского в XXI века; представить обзор самых последних событий и противоречий в области русской литературы
Ключевые слова:
Ф.М. Достоевский, феномен, мировая культура, наследие, православие, антагонист
УДК 82
Нальгиева П.Х.
магистрант 2 курс, специальность «Русская литература»
Ингушский государственный университет
(г. Магас, Россия)
Точиева Х.Ш.
кандидат филологических наук, профессор
кафедры русской и зарубежной литературы,
Ингушский государственный университет
(г. Магас, Россия)
ФЕНОМЕН ДОСТОЕВСКОГО В XXI ВЕКЕ
Аннотация: наследие Достоевского является одной из самых передовых и активных областей изучения в российском литературоведении, о чем свидетельствуют многочисленные научные конференции, проводимые регулярно, и значительное количество крупных монографий. Автор ставит своей целью очертить основные тенденции и противоречия в изучении и интерпретации Ф.М. Достоевского в XXI века; представить обзор самых последних событий и противоречий в области русской литературы.
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, феномен, мировая культура, наследие, православие, антагонист.
Творческое наследие Достоевского стало источником вдохновения для многих поколений ученых как в научной, так и в культурной сфере в России. Именно тот факт, что с конца прошлого века и по сей день различные аспекты идей и образов Достоевского обсуждаются в Европе, Азии и Америке, позволяет нам без преувеличения говорить об универсальности и многогранности личности и творчества этого автора.
Федор Михайлович Достоевский - величайший мыслитель, писатель и философ мира. Мировоззрение Достоевского как таковое может противоречить задаче изучения «искусства слова» [6, c.11], предмету литературоведения.
В романах Федора Михайловича ярко представлены все элементы драмы. Каждый персонаж описан очень подробно, на основе чего можно легко построить его так называемую биографию. В каждом романе также есть визуальный эпизод, который представляет собой письменное описание внешности персонажей, настроения сюжета и указаний режиссера. Есть сюжетные эпизоды, например, несколько снов, история Великого инквизитора и легенда о Луковке. Есть микродрамы, которые могут исполняться самостоятельно. И есть сцены конклава, в которых все персонажи собираются вместе в одном пространстве и времени. Происходят события, которые меняют сюжет и снимают напряжение. Кроме того, главный герой Достоевского - это всегда драматическая фигура, претерпевающая драматические изменения на протяжении всех его произведений. Эти элементы делают его романы законченными драматическими произведениями [3, c.228].
В мире искусства существует загадка, что эпическая форма никогда не находила своего аналога в драматической литературе.
Феномен Достоевского, заключающийся в постоянном интересе к творчеству этого писателя и его непреходящей актуальности во всех исторических периодах, изучается не только лингвистами и писателями ХХ1 века. Принципы, открытые многими профессиональными группами по всему миру и рассмотренные в его книге, сегодня применяются в юриспруденции, социологии, психологии и многих других областях.
Федор Михайлович на протяжении всей своей жизни был глубоко религиозным человеком. Евангельские принципы прослеживаются в его трудах. Православие для него - это «все». Но это не преходящая, не модная, рукотворная вера в Бога, а искренняя любовь к Богу и ближнему. Это стремление к добрым и благородным поступкам. Великий классик говорил: «Я не верю и не могу верить, что зло - это нормальное состояние человека. И противопоставление добра и зла, самосовершенствования и саморазрушения, порока и добродетели» [2, c.102] - тема, которая звучит во всех произведениях Достоевского, в жизни и окружении читателей XXI века.
Поиск добра и стремление принести добро в мир жестокости и несправедливости стали страстью автора, его болезнью и причиной его бесконечной борьбы, которая отражена на страницах его книги. Будучи сторонником царизма, он мечтал увидеть и почувствовать боль своего народа, увидеть, как все униженные и оскорбленные поднимутся с колен. Но в поисках искупления героев и их предшественников, простых людей, он неизбежно сталкивался с отчаянием и попадал в водоворот безысходности, которая толкала их на преступления и наказания. Справедливость и закон предстают в романе как синонимы антагониста, иногда отдельно, иногда безнадежно, иногда дискредитированы, а иногда слиты воедино.
Федор Михайлович движется по неизбежно неровной земле, где духовные и материальные ценности диссонируют и обмениваются, балансируя между дьявольским и святым. Люди, говорит он, «как будто теряют свои корни, как будто земля ускользает у них из-под ног» [2, c.83]. Они устремляются к пропасти и нуждаются в возрождении. Но это не то, чего можно достичь внешним давлением, оружием или внушением. Это глубоко личный, внутренний процесс, результат борьбы с самим собой, внутреннего конфликта, который удалось создать этому литературному безумцу, человеку, не знающему ни мира, ни гармонии.
Мы можем обсуждать творчество Федора Михайловича часами и днями. Можно снова и снова перечитывать его книги и открывать в них новые смыслы. Ведь он один из тех вечных писателей, чьи мысли пророческие на все времена. Его выводы – это уроки, актуальные для всех времен и поколений.
Феномен Достоевского заключается в том, что интерес к нему во всем мире не только не ослабевает, но и усиливается со временем. В своих трудах автор исследовал, в чем суть добра и зла; как человеческая душа может объединить стремление к саморазрушению и самообновлению – «идеал Содома» и «идеал Богородицы»; в чем суть и смысл жизни; как можно преобразовать мир на основе уважения к духовности, нравственности и достоинству личности; как справедливость, законность и честность могут быть объединены в единое целое? На эти «вечные» вопросы, мучающие человеческое сознание с начала времен, нашлись ответы в творчестве признанного художника и мыслителя [6, c.14].
В своем пророческом толковании духовной природы человека и состояния общества этот писатель предвидел будущее. «По глубине своей мысли, по широте разработанных им задач нравственного мира этот писатель занимает совершенно особое место» [4, c.412] писал о Достоевском М.Е. Салтыков-Щедрин. «Он не только признает законность интересов современного общества, но идет дальше, в область предвидения и предчувствия того, что цели исканий человечества лежат не в ближайшем, а в отдаленном будущем» [4, c.412].
Система мышления и творчество Достоевского в целом основывались на его глубоко религиозном мировоззрении. Основы христианского мировоззрения и нравственного развития личности закладывались прежде всего в традициях семейного воспитания.
Непосредственная религиозность детства и союз веры и разума были позднее подкреплены сознательным убеждением». В примечаниях автора есть глубокое признание: «Я не верил в Христа, но исповедовал это в раннем возрасте, но моя осанна прошла через великое горнило сомнений» [2, c.189].
Автор наблюдал за религиозным и нравственным воспитанием своих собственных детей и отметил сильное универсальное воспитательное влияние Библии. Это книга человечества. На пороге загробного мира он прочитал своим детям новозаветную притчу о блудном сыне. Затем он умер с Евангелием в руках. Новый Завет, автор которого имел видение вечности, был явлен в словах Христа «не медлите, ибо мы исполним великую правду».
Современники Достоевского оставили на память не только его собственное отношение к своим детям, но и к чужим. «Их судьба всегда была мукой для его сердца и души. Он мечтает и мечтает» [1, c.14]. Христианское воспитание Достоевского в разных формах проявляется в его письмах, дневниках, записных книжках, публицистических произведениях, но наиболее глубоко оно проявляется в его романах, причем во всех без исключения. Можно сказать, что все его творчество – это своего рода «религиозно-просветительская поэзия» [1, c.8].
Как справедливо отмечают современные правоведы, «право привыкло иметь дело с прямым «измерением» правовых явлений, таких как преступность, беззаконие, общественное правосознание. Наше право все больше вырождается в научную форму юриспруденции. Законы нашей страны должны меняться. Юриспруденция, основанная на римской формуле «обязательности», должна найти новую творческую форму в русской юридической психологии, представленной Ф. М. Достоевским» [6, c.13].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4
Ссылка для цитирования:
Нальгиева П.Х., Точиева Х.Ш. ФЕНОМЕН ДОСТОЕВСКОГО В XXI ВЕКЕ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 681 - 686. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8464 (дата обращения: 29.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*