'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 117

Просмотры  57 просмотров

Нальгиева П.Х., Точиева Х.Ш.

  


ФЕНОМЕН ДОСТОЕВСКОГО В XXI ВЕКЕ *

  


Аннотация:
наследие Достоевского является одной из самых передовых и активных областей изучения в российском литературоведении, о чем свидетельствуют многочисленные научные конференции, проводимые регулярно, и значительное количество крупных монографий. Автор ставит своей целью очертить основные тенденции и противоречия в изучении и интерпретации Ф.М. Достоевского в XXI века; представить обзор самых последних событий и противоречий в области русской литературы   

Ключевые слова:
Ф.М. Достоевский, феномен, мировая культура, наследие, православие, антагонист   


УДК 82

Нальгиева П.Х.

магистрант 2 курс, специальность «Русская литература»

Ингушский государственный университет

(г. Магас, Россия)

 

Точиева Х.Ш.

кандидат филологических наук, профессор

кафедры русской и зарубежной литературы,

Ингушский государственный университет

(г. Магас, Россия)

 

ФЕНОМЕН ДОСТОЕВСКОГО В XXI ВЕКЕ

 

Аннотация: наследие Достоевского является одной из самых передовых и активных областей изучения в российском литературоведении, о чем свидетельствуют многочисленные научные конференции, проводимые регулярно, и значительное количество крупных монографий. Автор ставит своей целью очертить основные тенденции и противоречия в изучении и интерпретации Ф.М. Достоевского в XXI века; представить обзор самых последних событий и противоречий в области русской литературы.

 

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, феномен, мировая культура, наследие, православие, антагонист.

 

Творческое наследие Достоевского стало источником вдохновения для многих поколений ученых как в научной, так и в культурной сфере в России. Именно тот факт, что с конца прошлого века и по сей день различные аспекты идей и образов Достоевского обсуждаются в Европе, Азии и Америке, позволяет нам без преувеличения говорить об универсальности и многогранности личности и творчества этого автора.

Федор Михайлович Достоевский - величайший мыслитель, писатель и философ мира. Мировоззрение Достоевского как таковое может противоречить задаче изучения «искусства слова» [6, c.11], предмету литературоведения.

В романах Федора Михайловича ярко представлены все элементы драмы. Каждый персонаж описан очень подробно, на основе чего можно легко построить его так называемую биографию. В каждом романе также есть визуальный эпизод, который представляет собой письменное описание внешности персонажей, настроения сюжета и указаний режиссера. Есть сюжетные эпизоды, например, несколько снов, история Великого инквизитора и легенда о Луковке. Есть микродрамы, которые могут исполняться самостоятельно. И есть сцены конклава, в которых все персонажи собираются вместе в одном пространстве и времени. Происходят события, которые меняют сюжет и снимают напряжение. Кроме того, главный герой Достоевского - это всегда драматическая фигура, претерпевающая драматические изменения на протяжении всех его произведений. Эти элементы делают его романы законченными драматическими произведениями [3, c.228].

В мире искусства существует загадка, что эпическая форма никогда не находила своего аналога в драматической литературе.

Феномен Достоевского, заключающийся в постоянном интересе к творчеству этого писателя и его непреходящей актуальности во всех исторических периодах, изучается не только лингвистами и писателями ХХ1 века. Принципы, открытые многими профессиональными группами по всему миру и рассмотренные в его книге, сегодня применяются в юриспруденции, социологии, психологии и многих других областях.

Федор Михайлович на протяжении всей своей жизни был глубоко религиозным человеком. Евангельские принципы прослеживаются в его трудах. Православие для него - это «все». Но это не преходящая, не модная, рукотворная вера в Бога, а искренняя любовь к Богу и ближнему. Это стремление к добрым и благородным поступкам. Великий классик говорил: «Я не верю и не могу верить, что зло - это нормальное состояние человека. И противопоставление добра и зла, самосовершенствования и саморазрушения, порока и добродетели» [2, c.102] - тема, которая звучит во всех произведениях Достоевского, в жизни и окружении читателей XXI века.

Поиск добра и стремление принести добро в мир жестокости и несправедливости стали страстью автора, его болезнью и причиной его бесконечной борьбы, которая отражена на страницах его книги. Будучи сторонником царизма, он мечтал увидеть и почувствовать боль своего народа, увидеть, как все униженные и оскорбленные поднимутся с колен. Но в поисках искупления героев и их предшественников, простых людей, он неизбежно сталкивался с отчаянием и попадал в водоворот безысходности, которая толкала их на преступления и наказания. Справедливость и закон предстают в романе как синонимы антагониста, иногда отдельно, иногда безнадежно, иногда дискредитированы, а иногда слиты воедино.

Федор Михайлович движется по неизбежно неровной земле, где духовные и материальные ценности диссонируют и обмениваются, балансируя между дьявольским и святым. Люди, говорит он, «как будто теряют свои корни, как будто земля ускользает у них из-под ног» [2, c.83]. Они устремляются к пропасти и нуждаются в возрождении. Но это не то, чего можно достичь внешним давлением, оружием или внушением. Это глубоко личный, внутренний процесс, результат борьбы с самим собой, внутреннего конфликта, который удалось создать этому литературному безумцу, человеку, не знающему ни мира, ни гармонии.

Мы можем обсуждать творчество Федора Михайловича часами и днями. Можно снова и снова перечитывать его книги и открывать в них новые смыслы. Ведь он один из тех вечных писателей, чьи мысли пророческие на все времена. Его выводы – это уроки, актуальные для всех времен и поколений.

Феномен Достоевского заключается в том, что интерес к нему во всем мире не только не ослабевает, но и усиливается со временем. В своих трудах автор исследовал, в чем суть добра и зла; как человеческая душа может объединить стремление к саморазрушению и самообновлению – «идеал Содома» и «идеал Богородицы»; в чем суть и смысл жизни; как можно преобразовать мир на основе уважения к духовности, нравственности и достоинству личности; как справедливость, законность и честность могут быть объединены в единое целое? На эти «вечные» вопросы, мучающие человеческое сознание с начала времен, нашлись ответы в творчестве признанного художника и мыслителя [6, c.14].

В своем пророческом толковании духовной природы человека и состояния общества этот писатель предвидел будущее. «По глубине своей мысли, по широте разработанных им задач нравственного мира этот писатель занимает совершенно особое место» [4, c.412] писал о Достоевском М.Е. Салтыков-Щедрин. «Он не только признает законность интересов современного общества, но идет дальше, в область предвидения и предчувствия того, что цели исканий человечества лежат не в ближайшем, а в отдаленном будущем» [4, c.412].

Система мышления и творчество Достоевского в целом основывались на его глубоко религиозном мировоззрении. Основы христианского мировоззрения и нравственного развития личности закладывались прежде всего в традициях семейного воспитания.

Непосредственная религиозность детства и союз веры и разума были позднее подкреплены сознательным убеждением». В примечаниях автора есть глубокое признание: «Я не верил в Христа, но исповедовал это в раннем возрасте, но моя осанна прошла через великое горнило сомнений» [2, c.189].

Автор наблюдал за религиозным и нравственным воспитанием своих собственных детей и отметил сильное универсальное воспитательное влияние Библии. Это книга человечества. На пороге загробного мира он прочитал своим детям новозаветную притчу о блудном сыне. Затем он умер с Евангелием в руках. Новый Завет, автор которого имел видение вечности, был явлен в словах Христа «не медлите, ибо мы исполним великую правду».

Современники Достоевского оставили на память не только его собственное отношение к своим детям, но и к чужим. «Их судьба всегда была мукой для его сердца и души. Он мечтает и мечтает» [1, c.14]. Христианское воспитание Достоевского в разных формах проявляется в его письмах, дневниках, записных книжках, публицистических произведениях, но наиболее глубоко оно проявляется в его романах, причем во всех без исключения. Можно сказать, что все его творчество – это своего рода «религиозно-просветительская поэзия» [1, c.8].

Как справедливо отмечают современные правоведы, «право привыкло иметь дело с прямым «измерением» правовых явлений, таких как преступность, беззаконие, общественное правосознание. Наше право все больше вырождается в научную форму юриспруденции. Законы нашей страны должны меняться. Юриспруденция, основанная на римской формуле «обязательности», должна найти новую творческую форму в русской юридической психологии, представленной Ф. М. Достоевским» [6, c.13].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Альбов, А.П., Масленников Д.В., Сальников В.П. Русская философия права – проблемы веры и нравственности // Русская философия права. – СПб.: Алетейя, 1999. – С. 8.
  2. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 г. – СПб., 1879. – С. 242.
  3. Кони А.Ф. Фёдор Михайлович Достоевский // Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. – М.: Правда, 1989. – С. 228 – 229.
  4. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч.: В 20 т. – М., 1970. – Т. 9. – С. 412.
  5. Селезнев Ю.И. Достоевский. – М.: Мол. гвардия, 1985. – С. 13.
  6. Синюков В.Н. Достоевский и отечественная правовая ментальность //Достоевский и юриспруденция. – Саратов: СГАПП, 1999. – С. 11 – 15. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Нальгиева П.Х., Точиева Х.Ш. ФЕНОМЕН ДОСТОЕВСКОГО В XXI ВЕКЕ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 681 - 686. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8464 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8464



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.