Ким А.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив номеров
  3. Вестник науки №1 (10) том 3
  4. Научная статья № 27

Просмотры  10 просмотров

Ким А.А.  


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются этапы развития памяти у младших школьников, особенности памяти и характер изменения памяти в процессе взросления   

Ключевые слова:
память, произвольная память, непроизвольная память   


Уже в первом классе дошкольник знакомится с огромным количеством новой для него информации, которую следует принять, осмыслить и усвоить. Одновременно малыш попадает в непривычные для него обстоятельства учебной деятельности, которые очень отличаются от его предыдущей преобладающей формы деятельности - игровой. Адаптация к новым условиям станет значительно легче для ребенка, если у него уже будут достаточно развиты базовые инструменты активного познания окружающего мира, а именно: сенсорные способности и память. В детстве преобладают образный и эмоциональный виды памяти. Поэтому младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: предметы, которые окружают ребенка и с которыми он взаимодействует. Продуктивность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминания словесного материала. На протяжении младшего школьного возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия. Абстрактный материал запоминается по-разному. Например, определение понятий нужно обязательно подкреплять примерами. Хорошо запоминается тот материал, который опирается на взаимосвязи между отдельными явлениями. Конкретно-образный характер памяти детей младшего школьного возраста проявляется и в том, что они не могут логически обрабатывать текст, разделить его на части, если при этом нет опоры на наглядность, поэтому детям нужно давать иллюстрации. Младшие школьники, особенно в 1-2 классах, склонны к механическому запоминанию через простое повторение, без осознания смысловых связей. Они способны запомнить дословно достаточно большой объем материала без попытки пересказать его своими словами. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, механическое запоминание у младших школьников хорошо развито. Во-вторых, дети этого возраста еще не понимают, что нужно запомнить точно, а что можно усвоить примерно, то есть они еще не умеют выделять главное и второстепенное. К тому же у учащихся 1-2 классов еще плохо развита речь. И наконец, маленьким ученикам еще трудно пользоваться логическими схемами, организовать смысловое запоминание, составлять план текста, чтобы с его помощью потом воспроизвести прочитанное. Память младших школьников имеет преимущественно непроизвольный характер. Это означает, что дети запоминают в основном яркое, интересное, громкое, то, что движется. Все это запоминается без труда, то есть непроизвольно. Непроизвольная память фиксирует интересные сведения, яркие события, сказки. При непроизвольном запоминании не ставится определенная цель относительно того, что нужно запомнить, запоминание происходит как бы само собой. В дальнейшем процессы памяти, как и все другие психические процессы, существенно меняются. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становится осознанно регулируемой. Задача воспитателей и родителей - помочь детям овладеть средствами организации и управления процессом запоминания. На производительность непроизвольной памяти влияют мотивы и способы деятельности. Чем теснее они связаны с целью запоминания, тем продуктивнее оказывается непроизвольное запоминание. Приведем такой пример из опыта известного специалиста по изучению закономерностей памяти В.П. Зинченко. Ученик решал сложную задачу и наконец удовлетворенно закрыл тетрадь. Однако в результате этой работы он не только получил правильный ответ, но и запомнил содержание задачи, хотя такой цели перед собой не ставил.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (10) том 3   


Ссылка для цитирования:

Ким А.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный научный журнал Вестник науки №1 (10) том 3. ISSN 2712-8849. С. 103 - 105. 2019 г. // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/848 (дата обращения: 26.09.2021 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2019