'
Кузьмина Д.М., Молчатский С.Л.
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В ВОДЕ *
Аннотация:
в статье подобраны методы определения содержания тяжелых металлов в воде. Данная статья способствует развитию заинтересованности учащихся в предмете химия. В процессе изучения химии приходится проводить немало опытов
Ключевые слова:
тяжелые металлы, пробы воды, медь, свинец, железо
УДК 54
Кузьмина Д.М.
студентка 1 курса
Самарский государственный социально-педагогический университет
(г. Самара, Россия)
Научный руководитель:
Молчатский С.Л.
к.ф.-м.н., доцент
Самарский государственный социально-педагогический университет
(г. Самара, Россия)
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В ВОДЕ
Аннотация: в статье подобраны методы определения содержания тяжелых металлов в воде. Данная статья способствует развитию заинтересованности учащихся в предмете химия. В процессе изучения химии приходится проводить немало опытов.
Ключевые слова: тяжелые металлы, пробы воды, медь, свинец, железо.
Получение полноценных знаний по химии, основанных на конкретных представлениях об изучаемых веществах и их превращениях, в значительной части связано с серьезным и самостоятельным выполнением учебного эксперимента.
Н.Н. Семенов писал: «Все мы связаны с химической наукой, прогресс в познании окружающего мира, новые методы его перестройки и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который мог бы обойтись в наши дни без знания химии».
Для определения загрязняющих веществ используют инструментальные методы современной аналитической химии, которые основаны на измерении различных физических свойств определяемых веществ или продуктов их химических превращений с помощью физических и физико-химических приборов. Металлы оказывают существенное влияние на развитие гидробионтов и функционирование водных экосистем, так как многие из них входят в состав биоактивных соединений: витаминов, ферментов, гормонов.
Самостоятельная работа учащихся помогает более глубокому усвоению теоретических основ химии, позволяет более основательно изучить свойства веществ и их превращения, получить более яркое представление о характере протеканий различных реакций и процессов, которые способствуют приобретению необходимых практических навыков.
Цель разработки статьи заключается в том, чтобы провести анализ содержания тяжелых металлов в воде. Структура изучения химии на уроке направлена на изучение химических фактов, и без лабораторных работ понять химию очень трудно. Металлы в воде могут быть в различных формах: в виде ионов, коллоидов и комплексных соединений с органическими и неорганическими веществами.
Разрушение органических веществ можно вести несколькими способами:
1.Способом мокрогоозоления с использованием смеси серной и азотной кислот. 2.Персульфатным способом.
Опыт №1 Способ мокрого озоления.
100 мл или более (до 500 мл) исследуемой воды помещают в коническую круглодонную колбу с оттянутым горлышком из термостойкого стекла емкостью 200, 500, или 1000 мл. в колбу осторожно приливают 2 мл концентрированной серной кислоты, 5 мл концентрированной азотной кислоты и кипятят, пока не появятся густые белые пары серного ангидрида в результате испарения воды и серной кислоты. После этого нагревание следует прекратить. При большом содержании в пробе воды трудно растворяемых органических веществ процесс озоления ведут до полного осветления жидкости в колбе. Если не удалось добиться осветления добавлением одной порции смеси кислот, добавляют еще 5 мл. концентрированной азотной кислоты и нагревание повторяют до появления паров серного ангидрида. Затем раствор охлаждают до комнатной температуры, разбавляют бидистиллятом до 50 мл. и снова нагревают до кипения для растворения труднорастворимых солей. Если после растворения солей раствор не осветлился и содержит осадок, его фильтруют через фильтр в чистую колбу. Колбу ополаскивают два раза 5-10 мл. бидистиллята, подкисленного соляной кислотой, и смывают остаток на фильтр. Фильтрат переносят в мерную колбу, доводят бидистиллятом в мерной колбе до метки и перемешивают. Разводят в зависимости от концентрации определяемого металла и чувствительности применяемого метода. Весь раствор или аликвотные его части берут на определение металлов. При обработке проб кислотами, помимо разрушения органических веществ, устраняются и другие мешающие анализу вещества: цианиды, нитриты, персульфаты улетают, другая часть примесей окисляется.
Опыт №2 Способ персульфатного окисления.
100 мл. или более исследуемой воды помещают в коническую колбу из термостойкого стекла, прибавляют 2-3 мл. серной кислоты (1:3), около 1 г. персульфата аммония и кипятят не менее 20 мин. Затем охлаждают, доводят до первоначального объема. Весь объем или аликвотную часть его берут на определение металлов. При определении металлов: цинка, серебра, меди, кадмия, хрома, кобальта - необходимо пробу воды озолять. Определение свинца и никеля лучше проводить без озоления, так как при этом частично теряется свинец и никель.
Заключение
Подобранные мною опыты позволяют заинтересовать школьника органической химией, укоренить интерес к естественным наукам, обучить работать в лаборатории с реактивами. Активное участие учащихся в экспериментальной познавательной деятельности дает им возможность проникнуть в суть химического явления, освоить его на уровне общих закономерностей курса химии, использовать усвоенный материал в качестве способа дальнейшего познания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4
Ссылка для цитирования:
Кузьмина Д.М., Молчатский С.Л. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В ВОДЕ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 874 - 877. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8498 (дата обращения: 29.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*