'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 158

Просмотры  40 просмотров

Божко К.А.

  


АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МНОГОЗАБОЙНЫХ СКВАЖИН *

  


Аннотация:
в работе проведен анализ результатов бурения многозабойных скважин с облегченной (трехколонной) конструкцией на месторождениях нефтяной компании, предложены рекомендации и составлены перспективы для дальнейшей разработки темы   

Ключевые слова:
трехколонная конструкция скважины, многозабойные скважины   


УДК 6

Божко К.А.
студент кафедры бурения нефтяных и газовых скважин
Тюменский индустриальный университет
(г. Тюмень, Россия)

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МНОГОЗАБОЙНЫХ СКВАЖИН

 

Аннотация: в работе проведен анализ результатов бурения многозабойных скважин с облегченной (трехколонной) конструкцией на месторождениях нефтяной компании, предложены рекомендации и составлены перспективы для дальнейшей разработки темы.

 

Ключевые слова: трехколонная конструкция скважины, многозабойные скважины.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СКВАЖИН

 

Начало бурения горизонтальных скважин положено в СССР в 1930-х годах. Достаточно много горизонтальных многозабойных скважин (110-120 шт.) пробурено в 50-е годы, из них около половины в Башкортостане.

В мире же первая зарегистрированная горизонтальная нефтяная скважина пробурена в 1929г. недалеко от Тексона штат Техас. Вторая пробурена в 1944 г. на месторождении тяжелой нефти Франклин, штат Пенсильвания, на глубине 152,4 м.       

На месторождениях компании первые скважины с горизонтальным окончанием пробурены в 1992 г. с протяженностью горизонта не более 250 м. Эти скважины по сути и являлись первыми скважинами с облегченной (трехколонной) конструкцией, так как состояли из направления (324 мм), кондуктора (245 мм) и эксплуатационной колонны (146 мм), спускаемой в горизонтальную часть скважины.

В период 2002-2016 гг. строительство скважин с горизонтальным окончанием осуществлялось по традиционной конструкции: направление (324 мм), кондуктор (245 мм), эксплуатационная колонна (168-178 мм) спускалась в кровлю продуктивного пласта, а в интервале горизонтального участка устанавливался хвостовик (102-114 мм).

В 2009 г. на Д. и К. месторождениях построены первые горизонтальные двухзабойные скважины по традиционной конструкции, а в 2014 г. на П месторождении пробурена скважина с пятью горизонтальными окончаниями.

С целью поиска решений по снижению стоимости строительства скважин в 2014 году филиалом «КогалымНИПИнефть» выполнен анализ опыта строительства горизонтальных скважин трехколонной конструкции, пробуренных с начала 90-х гг., обоснована технология и разработана Программа опытно-промышленных работ.

В 2015 г. на Т-Р месторождении была построена первая трехколонная горизонтальная скважина № 4Г, увеличение коммерческой скорости по сравнению со скважиной традиционной (четырехколонной) конструкции составило 26 %.

Массовое внедрение трехколонных горизонтальных скважин на месторождениях компании начато в конце 2017 г.

Первая трехколонная МЗС была пробурена на Н месторождении – скважина № 6Г (рисунок 1).

Рисунок 1 – Профиль ствола скважины № 6Г

 

При выполнении работ осложнения отсутствовали. Vкомм=7754 м/ст.мес. Общее НПВ по скважине составило 1 час, и не связано с особенностями условий строительства трехколонных ГС. Строительство скважины выполнено с использованием ранее выработанных технико-технологических решений, подтвердившим высокую эффективность. Благодаря этому на этой скважине впервые на месторождениях компании реализовано сложное многозабойное заканчивание в условиях трехколонной ГС. В результате полученных результатов подтверждена возможность безаварийного строительства трехколонных РГС. Технико-технологические решения, используемые при планировании и строительстве данной скважины, рекомендуется использовать и для последующих скважин в аналогичных условиях.

Проведен анализ сравнения коммерческой скорости в обычной четырехколонноой конструкции многозабойных скважин и МЗС с трехколонной конструкцией, результаты представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Сравнение коммерческой скорости бурения

 

Коммерческая скорость в 2020г в трехколонных МЗС составила Vком = 7024 м/ст.мес, в скважинах четырехколонной конструкции Vком = 4502 м/ст.мес. В 2021г в скважинах трехколонной конструкции коммерческая скорость была Vком = 7599 м/ст.мес, в четырехколонной конструкции Vком = 4781 м/ст.мес.

Продолжительность строительства трехколонных МЗС значительно ниже, относительно четырехколонных МЗС, результаты анализа представлены на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Анализ продолжительности строительства

 

В работе проведен пофакторный анализ непроизводительного времени, результаты представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Анализ НПВ

 Период

2020

2021

Факторы

МЗС

Трехколонная МЗС

МЗС

Трехколонная МЗС

Итого НПВ, ч

НПВ на 1 скв., ч

Итого НПВ, ч

НПВ на 1 скв., ч

Итого НПВ, ч

НПВ на 1 скв., ч

Итого НПВ, ч

НПВ на 1 скв., ч

Аварии, ч

83,42 

2,08

147

5,27

259,33

7

237,76

6,8

Ожидания, ч

147

3,67

110,16

3,9

652,83

18

93,59

2,67

Ремонт, ч

920,55  

23,01

645,15

80,6

947,78

25,6

717,39

20,5

Метеоусловия, ч

75,03

1,87

-

-

308,08

8,32

177

5,05

Незапланированные СПО, ч

498,18

12,45

352

12,6

806,83

21,8

389,33

11,1

Превышение норм времени, ч

513,92

12,8

14,91

0,53

569

15,45

273,26

7,8

Всего:

2242,1

 

1269,22

 

3543,85

 

1888,33

 

 

В 2020 году время НПВ в скважинах трехколонной конструкции на 43% меньше, чем в скважинах с четырехколонной конструкцией, в 2021 году разница составила 46%.

В работе также проведен анализ рейсов, из 21 проанализированных скважин, у 12 скважин эксплуатационная колонна была пробурена более чем одним рейсом.  В таких скважинах коммерческая скорость бурения значительно ниже и составляет Vком = 5302 м/ст.мет, в скважинах, которые пробурены одним рейсам коммерческая скорость составляет Vком = 7345 м/ст.мес. В рисунке 4 представлены причины проведения дополнительных рейсов.

Рисунок 4 – Анализ проведенных рейсов

 

Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод, что более 40% подъемов компоновки проводятся из-за отказов работы телесистемы, поэтому своевременное обслуживание телеметрии и РУС сократят количество рейсов, что существенно увеличит коммерческую скорость бурения.

На исследуемых участках проведен анализ времен зарезки ответвлений, данный анализ показан в таблице 2. Исходя из исследования можно сделать вывод, что показатели времени срезки и наработки желоба лучше у долот с диаметром основных резцов 16 мм.

 

Таблица 2 – Анализ времени зарезки ответвлений

Сква-жина

Месторождение

Долото

Тип РУС

Время срезки, ч

Механическая скорость, м/ч

П

220,7 РЕ 513 SD2

6-3/4" Steering Unit.AutoTrak

21,25 / 10,00

37,10

Н

220,7 PE513SD2-202

10,25 / 11,25

67,50

Л-Ё

220,7 SKFE516S-A3C

13,15 / 11,08

42,12

Н

220,7 PE513SD2-202

15,88 / 18,17

35,58

Н

220,7 SKFX516S-A3C

10,17 / 11,66

34,93

36Г

Л-Ё

220,7 SKFX516S-A3C

7,92 / 8,25

35,70

37Г

Л-Ё

220,7 SKFE516S-A3C

4,42 / 9,00

50,74

Н

220.7 SKFE516S -A3C

4,92 / 4,00

18,95

Н

220.7 SKFX516S-A3C

8,17 / 7,67

28,30

64Г

Н

220,7 SKFE516S -A3С

8,42 / 3,92

45,28

Примечание – Через дробь указана продолжительность работ по срезке на первое/второе ответвления

 

Анализ режимов бурения показал отсутствие зависимости между механической скоростью и режимами бурения, т.к. с похожими режимами разная мех.скорость, данные представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Анализ режимов бурения

Скважина

Месторождение

Механическая скорость, м/ч

Обороты долота

Давление на стояке

Q насоса, л/сек

Момент, кНм

П

37,1

60

145-195

40

17

Н

67,50

80-100

165-190

38

24-30

Л-Ё

42,12

100-120

135-145

38

25-32

Н

35,58

80-100

75-170

38-40

4-21

Н

35,70

100

170-175

40

15-23

36Г

Л-Ё

34,93

100

200-220

38

20-23

37Г

Л-Ё

50,74

100-110

150-165

40

24-28

Н

18,95

135

230

38

28

Н

28,30

110

175-185

38

32-35

 

Выводы:

  • Проанализированы трехзабойные скважины (21 шт.), пробуренные на пласт АВ;
  • На всех скважинах применена технология манжетного цементирования, в интервале ГУ расположены фильтры;
  • Более 40 % подъемов компоновки происходят из-за отказов работы телесистемы;
  • Режим бурения не влияет на время срезки и наработки желоба.

Рекомендации:

  • Применение в КНБК долот с зубьями диаметром 16 мм;
  • Бурение горизонтальных участков за 1СПО;
  • Выполнение планово-предупредительного ремонта оборудования.

Задачи на перспективу:

  • Изучение фактических режимов бурения по данным ГТИ;
  • Анализ проектирования интервала («полки») срезки с ГУ на цель бокового ответвления;
  • Расчет индекса сложности профиля (DDI). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Божко К.А. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МНОГОЗАБОЙНЫХ СКВАЖИН // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 914 - 922. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8505 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8505



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.