'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 179

Просмотры  43 просмотров

Умаров Я.Н.

  


МОЗАИКА – ОДИН ИЗ ВИДОВ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА *

  


Аннотация:
мозаика – это один из древнейших видов изобразительного искусства. Мозаичные изделия использовались в качестве декоративных материалов при строительстве зданий с давних времен. В данной статье описываются о наиболее ранних способах использования мозаики как изобразительного искусства, его видах и особенностях. Показаны оптимальные аспекты в плане неограниченных возможностей воплощения художником своего творческого замысла в таком прекрасном и долговечном материале, как стекло, для создания наиболее крупных произведений, известных в мозаичной живописи, используя технику мозаичного набора, характеризующуюся большим разнообразием и гибкостью дизайнерских средств   

Ключевые слова:
мозаика, Opus tesselatum, Opus vermiculatum, монументальный искусства   


УДК 72.04.01

Умаров Я.Н.

преподаватель кафедры “Химическая технология неорганических веществ”

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт

(г. Ашхабад, Туркменистан)

 

МОЗАИКА – ОДИН ИЗ ВИДОВ

МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

 

Аннотация: мозаика – это один из древнейших видов изобразительного искусства. Мозаичные изделия использовались в качестве декоративных материалов при строительстве зданий с давних времен. В данной статье описываются о наиболее ранних способах использования мозаики как изобразительного искусства, его видах и особенностях. Показаны оптимальные аспекты в плане неограниченных возможностей воплощения художником своего творческого замысла в таком прекрасном и долговечном материале, как стекло, для создания наиболее крупных произведений, известных в мозаичной живописи, используя технику мозаичного набора, характеризующуюся большим разнообразием и гибкостью дизайнерских средств.

 

Ключевые слова: мозаика, Opus tesselatum, Opus vermiculatum, монументальный искусства.

 

Мозаика – особый вид искусства. Мозаика, в самом широком смысле слова, есть особый вид изобразительного искусства, в котором изображение или другой цельный материал образуется при помощи соответствующим образом расположенных частей, скрепленных между собой на прочной основе.

С этой точки зрения к мозаическим изделиям мы должны причислить и узоры из кусков обожженной глины, вставлявшихся в стены у народов древних культур Месопотамии и Египта, и декоративные полы средневековья, выложенные крупными поливными изразцами, и миниатюрные медальоны, рисунок которых, составленный из драгоценных камней или мельчайших стеклянных кусочков, можно хорошенько рассмотреть только при помощи лупы [1].

Ввиду разнообразия видов и размеров мозаичного искусства, используемые в нем материалы также различны между собой. Дизайнеры используют керамические глазурные плиты и натуральные камни разного пола.

Наиболее распространёнными материалами для создания мозаичных орнаментов и картин являются натуральный камень, смальта (разноцветные кусочки стекла), керамика, мрамор и искусственные камни [2].

Подобно тому, как капля за каплей образуется озеро, так и в искусстве мозаики собранные вместе кусочки различных материалов образуют единое целое, будь то цветочные узоры, орнаменты, образы людей, изображения животных или даже событий, которые в любую погоду радуют глаза разноцветьем переливов, игрой света и тени [2].

Вяжущие материалы, закрепляющие мозаический набор на основании, также представлены в значительном разнообразии: применяются и известь, и все виды цементов, и разные мастики, в состав которых входят мука, клей, гипс, мел, олифа и тому подобные вещества.

Наконец, различны формы и размеры кусков материала, из которого набираются картины, различны способы их предварительной подготовки, а также методы самого набора и окончательной обработки поверхности законченного изображения.

Все это в совокупности взятое делает технологию мозаики как в части ручных приемов набора, так и в отношении изготовления и подготовки необходимых материалов предметом довольно пространным, охватывающим собой много разнородных вопросов.

Как известно, все произведения мозаичного искусства можно разделить на две большие группы. Первый состоит из так называемых «наборного» типа, в которых изображение складывается из более мелких кубиков примерно одинаковой формы и размера. Ко второй группе относятся "штучные" мозаики, на которых рисунок выкладывается из фигурно вырезанных цветных пластинок различной формы и величины.  Иногда такие переплетающиеся пластины покрывают всю площадь изображения, а в других случаях они вырезаются поодиночке или группами в мраморе, шиферне или другой доске, образующей фон изображения.

Обычно для этого вида мозаики используют цветные натуральные камни, керамику и иногда стеклянные смальти. Из такой мозаики создают красивые полы, крышек для столов, рамы для зеркал и картин, вставок для украшений дорогой мебели, а также при изготовлении украшений, ожерелий, медальонов, перстней с украшениями из стекла или драгоценных камней.

Первый вид мозаик назывался у римлян Opus tesselatum, второй - Opus sectile. Наконец, укажем еще на один технический прием - Opus vermiculatum, представляющий собой некоторое развитие техники Opus tesselatum, приспособление ее к выполнению тонких деталей картины. В этой технике кусочки камня или стеклянных смальт, имеющие самые разнообразные формы и размеры, располагаются при наборе мозаики извилистыми линиями, точно следуя за контуром рисунка [1].

Используя мозаичную технику Opus vermiculatum, характеризующуюся большим разнообразием и гибкостью средств дизайна, были созданы одни из самых крупных работ, известных в мозаичной живописи. Эта коллекционная техника дала художнику неограниченную возможность выразить свою творческую идею в таком красивом и долговечном материале, как стекло.

Следует подчеркнуть, что между указанными способами мозаичного набора нет четкой границы. Древние художники обычно использовали смешанную технику. Например, в мозаичных полах более простые и более сложные черты собираются из кубиков в технике Opus tesselatum, и в то же время более тонкое по цвету и форме изображение размещается в центре пола с помощью техники Opus vermiculatum. Бывало и так, что в мозаичной картине человеческие фигуры и особенно лица выполнялись из мельчайших кусочков разнообразной величины и формы, а фон - из крупных кубиков одинакового размера [1].

Вооруженная комбинированной техникой мозаика применялась в древности и применяется сейчас в качестве ближайшей подсобницы зодчества при возведении парадных сооружений, раскрывая и конкретизируя величественные, немые образы архитектуры. Здесь мозаика выступает в своем возвышенном качестве, как один из благороднейших видов монументального искусства.

Современные дизайнеры практикуют украшение помещений путем создания напольных и настенных мозаичных полотен, изготовленных из натурального камня и мозаичной плитки из дорогих древесных пород, покрытых противопожарной и влагозащитной прозрачной оболочкой. При этом подчеркивается естественная структура камня и дерева. Дизайн любого помещений, выполненный подобным образом, выглядит неброско, но роскошно [3].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. История искусства зарубежных стран: средние века. Под ред. Доброклонского М. В. М. 1982 г.
  2. Кличова, Ш. А. Значение мозаичного искусства в архитектуре / Ш. А. Кличова // Вестник науки. – 2023. – Т. 5, № 4(61). – С. 432-436. – EDN FCLXIQ.
  3. Мозаика: происхождение и виды. – Режим доступа: https://dekoriko.ru/mozaika/vidy/ 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Умаров Я.Н. МОЗАИКА – ОДИН ИЗ ВИДОВ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 1053 - 1057. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8526 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8526



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.