'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 186

Просмотры  33 просмотров

Доронина В.С.

  


ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ XIX ВЕКА *

  


Аннотация:
в работе обращено внимание на многогранный феномен личности, проводится детальный анализ различных уровней личности в контексте триады духа, души и тела. Изучено интегративное взаимодействие этих уровней в структуре личности, раскрыты их функциональные особенности и взаимное влияние друг на друга в процессе личностного развития. Особое внимание в работе уделяется тому, как христианское учение о Святой Троице отражается в понимании личности и ее структуры. Важным аспектом данного исследования является выявление и анализ образа свободы через понятие общности и наличие Истины   

Ключевые слова:
личность, духовная личность, духовный уровень, душевный уровень, русская религиозная философия, человеческая личность   


DOI 10.24412/2712-8849-2023-562-1115-1126

УДК 1

Доронина В.С.
магистр, кафедра религиоведения
Казанский (Приволжский) федеральный университет
(г. Казань, Россия)

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ

РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ XIX ВЕКА

 

Аннотация: в работе обращено внимание на многогранный феномен личности, проводится детальный анализ различных уровней личности в контексте триады духа, души и тела. Изучено интегративное взаимодействие этих уровней в структуре личности, раскрыты их функциональные особенности и взаимное влияние друг на друга в процессе личностного развития. Особое внимание в работе уделяется тому, как христианское учение о Святой Троице отражается в понимании личности и ее структуры. Важным аспектом данного исследования является выявление и анализ образа свободы через понятие общности и наличие Истины.

 

Ключевые слова: личность, духовная личность, духовный уровень, душевный уровень, русская религиозная философия, человеческая личность.

 

Личность, как понятие возникло еще в античной культуре, его значение усиливается в христианскую эпоху. Христианское осмысление личности лежит в основе многих учений о личности, разработанных русскими мыслителями.

Христианское понимание личности определялось терминами «усия», «ипостась» и «личность». Понятие «ипостась» стало ключевым для обозначения личности в христианском контексте и особенно в отношении Лиц Святой Троицы. Оно выражает индивидуальное и конкретное существование, в то время как «усия» относится к общему онтологическому свойству и индивидуальному существованию. Три Ипостаси не делят единую сущность на три сущности, и единая сущность не сливает или не смешивает три Ипостаси в одну. «Три Абсолютные Личности в единстве Абсолютной Личности» [8].

Триединая природа Создателя не только составляет основу, но и представляет собой творческую направленность для развития человеческой личности. По словам св. Иоанна Дамаскина: «Человеческие личности или ипостаси разъединены и не существуют одна в другой. В Святой Троице, наоборот, Ипостаси находятся одна в другой…  Лица соединяются, не сливаясь, но совокупно друг с другом сопребывая и друг друга проникая без всякого смешения и слияния, и так, что не существуют один вне другого или не разделяются в сущности… Каждая Ипостась едина есть с другой, не менее, как с самой собой» [8]. Эта основа позволяет в последствии разрешить проблемный вопрос русских религиозных философов соотношения свободы, единства и индивидуальности личности.

Отцы Восточной Церкви отмечали различие между Божественной Личностью и человеческой личностью, основываясь на принципе совершенства. Божественная Личность совершенна, в то время как человеческая личность несовершенна из-за греховности и нравственных повреждений. Однако человек может достичь обожения путем развития и упорядочения всех аспектов своей природы - духа, души и тела. Греховность, напротив, приводит к расщеплению личности, разрушению троичного существования и отчуждению различных сил [3, С. 67].

Таким образом, богословское понимание личности включает в себя понятие целостности. Бог выражается в Трех Лицах, при этом Он остается Единым и цельным. Человеческая личность также стремится к такому единению и цельности. Человек, созданный по образу и подобию Троичного Бога, развивает свою личность в трех ипостасных аспектах. Личность представляет собой индивидуализированное человеческое бытие, ядро человеческого существования, проявляющееся в ипостасной форме. От Бога-Отца человек получает свою собственную основу бытия, своеобразное Я. Ипостась Сына определяет индивидуальность, уникальность личности, обогащая ее разнообразием характеристик и состояний. В Духе человек достигает полного человечества, обретая духовное единство внутри себя и со всем человечеством.

Патристическое понимание личности стало основой для развития русской религиозно-философской мысли, где личность рассматривается как духовно-нравственная целостность, объединяющая духовную, душевную и телесную природу человека и направленная на совершенствование. То есть, в историческом контексте русской религиозной философии понятие личности не является новым или недавно образовавшимся. Наоборот, оно внедрено в религиозный и философский дискурс, и рассматривается как многогранное понятие определяющее в первую очередь принадлежность человека к чему-то общему, относя индивидуальность на второй план [2, С. 110-125]. Например, идеи Киреевского и Хомякова представляют личность как взаимодействие «я» и «мы», как единство и свободу [1, С. 250].

В развитии концепции личности Евгений Николаевич Трубецкой, утверждал многоуровневую структуру личности, предполагающую телесный, психический и духовный уровни, но при этом отмечает: «Личность неповторима и неразложима, а поэтому не может быть познана средствами человеческого рассудка» [6, С. 106]. Соловьев, один из наиболее известных русских философов, в данном вопросе прямо говорит, что «личность есть высшее отражение абсолютного начала в человеке» [4, С. 493-547], подчеркивая этим неделимое единство личности, которое воплощает абсолютное единство и всеохватывающую свободу, проявляемые в контексте божественной любви и милосердия.

Е. Н. Трубецкой пишет: «Изучаться при этом могут либо общие законы существования личности и отношение личности к миру и другим личностям, либо формы эмпирического проявления, как личности вообще, так и какой-нибудь конкретной данной личности» [6, С. 107]. В первом случае «законы существования личности» мы можем определить, как телесный уровень, то с помощью чего проявляется полнота человеческого присутствия в этом мире. «Формы эмпирического проявления», как личности вообще, с переходом на конкретную личность можно рассматривать, как личность душевную, её проявления, связывающие с обществом в целом, историческая личность. «Отношение личности к миру», в зависимости от того, как личность соотносит себя с ним позволяет нам увидеть духовный уровень, как одна из форм взаимодействия с миром через признание и принятие Абсолюта.

На первом, телесном уровне, личность представляет собой физическое присутствие в окружающем мире, где взаимодействие с физическими объектами и процессами является важной составляющей. Е. Н. Трубецкой обозначает это термином «частночеловеческая личность». На данном уровне завязаны такие понятия как: монада, единственность, самость.

Монада (элементарная неделимая частица) - это первый акт индивидуации на уровне физическо-химической природы и энергии. В этом контексте душа человека интегрируется с материальным основанием Вселенной. Монада качественно не различима, неопределенна, неотделима от других и имеет мимолетное существование. Ее пропитывает, через нее проявляется и ей управляет универсальная природная энергия, в то время как сама она не способна ни активно участвовать, ни реагировать.

Единственность проявляется на уровне живой материи и жизненной энергии. Это живое единство, изолированная жизнь и носитель жизни. Это первое отделение от общего источника жизни. Через индивидуальность душа человека связывается с живой материей. Она реагирует на внешние стимулы, но не действует самостоятельно.

Субъективность или самость проявляются на уровне общей бессознательного. Является проявлением животной индивидуальности. Конкретное существо, отличающее себя от другого и других, объединённое при это в общеродовое.

 В. С. Соловьев рассматривает телесную личность в качестве материального основания существования, среды проявления личности. Согласно его мировоззрению, каждая личность является «объективным историческим существом» [4, С. 173]. Этим Соловьев подчеркивает, что личность существует в историческом и физическом контексте. В своей работе «Три речи в память Достоевского» Соловьев говорит: «Тело - это не просто материальный субстрат, это инструмент, с помощью которого дух вступает в контакт с миром и проявляет себя в нем» [4, С. 289-323]. Это высказывание подчеркивает его видение тела как активного участника в жизни личности, а не просто пассивного контейнера для души.

В своей работе «Смысл любви» Соловьёв также писал о важности телесности в контексте межличностных отношений, говоря: «Настоящая любовь не может быть лишь духовной, она включает в себя и телесный аспект. Иначе она будет неполной, не будет настоящей любовью» [4, С. 493-547]. Здесь он подчеркивает значение телесности как способа для индивидуальной личности выразить свою любовь и связь с другими. То есть телесный уровень личности позволяет взаимодействовать с этим миром, другими личностями закладывая основу следующего уровня. Телесность — это не просто сырье, из которого формируется личность. Она также играет активную роль в формировании личности, становясь местом, где личность претерпевает преобразование и развитие. «Тело — не просто сосуд, а активный элемент, источник энергии и жизни» [4, С. 117].

Следующий, душевный уровень, включает когнитивные и эмоциональные аспекты личности, отражающиеся в мыслях, чувствах и волевых проявлениях. Этот уровень имеет первостепенное значение для образования индивидуального психологического профиля и включает в себя возможность рефлексии и самосознания. С указанным уровнем действуют такие понятия как индивид и индивидуум.

Индивид проявляется на уровне личной психической энергии. Индивид – это биологический или социальный элемент, функционирующий как составная часть рода или общества, он представляет собой результат атомизации природы вида. Однако он также индивидуален, обладает природной уникальностью, набором качеств и особых свойств, отражающих суть конкретного индивида, в нем есть что-то специфическое и уникальное. Если единственность – это тело, то индивид есть организм, представляющий собой индивидуальное единство, множество компонентов, подчиненных индивидуальной интеграции. Индивидуальность полностью присутствует в организме и есть сам организм.

Индивидуум – это носитель индивидуального сознания или сознающей себя души, сознающей свою индивидуальность. Индивидуумы объединены коллективным сознанием, единством человеческого сознания. По сути, это взрослый самосознающий человек. 

Так, для В. С. Соловьев, душевный уровень представляет собой специфический способ выражения и осуществления личности. Он пишет: «Душа есть принцип жизни, она есть то, что превращает тело из механического агрегата в живой организм, она есть то, что вводит в этот организм деятельность и движение» [4, С. 220]. На душевном уровне личность превращает сырье телесности в активное, целенаправленное действие. Е. Н. Трубецкой обозначает такую личность, как многочеловеческую, «хоровую» или «симфоническую», указывая тем самым неотделимую принадлежность человека к общности, и она раскрывается именно на душевном уровне, где проявляется фактор возможности взаимодействия и сосуществования. На данном уровне, в зависимости от объединяющего начала могут уже проявляться начала общности человечества.

По Е. Н. Трубецкому «общечеловеческая личность», может выражаться, как «частнонародная личность», «многонародная личность», подчеркивая тем самым что человечество не имеет «живой личности, не имеет индивидуального бытия». Здесь прослеживается аспект, индивидуализации собрания личностей. Он прямо указывает на то, что «общечеловеческая культура» сводима только к удовлетворению материальных потребностей, что возможно при коллективном единстве личности, опуская духовный уровень. Уравнивание всех особенностей, и делая человека обывателя, который является индивидом, но не личностью. В таком единстве утрачивается истинная свобода и как следствие утрачивается собственное «я». Поэтому неотделимой частью душевного уровня, выхода из обывательского состояния является духовный уровень: «Душевная жизнь каждого человека заключает в себе всегда известные элементы национальной психики, и духовный облик каждого отдельного представителя данного народа» [6, С. 220]. Поэтому Е. Трубецкой делает вывод, что идеальным является «личность-народ», который содержит в себе индивидуальные характеристики исторического и экзистенциального существования человека. Личность – это «психофизическое целое». Возможно лишь говорить, умозрительно, об отдельных сторонах личности – плотской и духовной. И. В. Киреевский всю жизнь боролся за «цельную личность», которая возникает не из «внешних связей», но «прежде всего из правильности внутреннего состояния мыслящего духа» [6, С. 221].

Уже сейчас мы видим, что русские религиозные мыслители XIX века, особое значение придавали третьему, духовному уровню, который представляет собой связь личности с абсолютной реальностью или, иначе говоря, с Богом. Уровень где начинается подлинное существование. В рамках богословского осмысления, духовная личность, есть богоподобная личность. Бог-Отец находится вне нас, Он трансцендентен миру и является основой всего существующего, включая наше собственное бытие. Бог-Сын находится рядом с нами, являясь близким Богом, поддерживающим нас своим присутствием. Бог-Дух пребывает в нас, наполняя и оживляя нашу сущность. Богоподобная личность, трансцендентна, является вечным индивидуальным духом. Духовная личность владеет абсолютными ценностями, в сравнении с чем нравственные идеалы становятся, лишь частью, относящейся к земному миру. Духовная личность понимается через таинство личности и может раскрыться в контексте личностного взаимодействия, аналогичного взаимоотношениям между ипостасями или Лицами Святой Троицы.

На данном уровне понятие личность присутствует во всей своей полноте, и имеет возможность качественного перехода в духовную личность.

Личность – это саморегулирующийся вечный духовный субъект, душа человека в контексте вселенной. Личности, как и индивидуумы, все так же объединены связностью человеческого рода, однако имеет духовную сторону данного вопроса. Личность обладает свободой в отношении природных, родственных и общественных структур. Личность – это человек, достигший духовного развития. Если в качестве индивидуум человек представляет собой уникальный, оригинальный, несравненный и незаменимый компонент вселенной, имеющий особое положение и значение в космическом порядке, то в роли личности человек не просто элемент, а создатель вселенной, он не только занимает определенное место в мире, но и как микрокосмос воплощает в себе всю вселенную, он не только обладает особой значимостью в мире, но также является активным участником глобальных процессов. По словам Н. А. Бердяева «личность – это некое предназначение».  

Однако личность, еще переживает путь совершенствования, духовного становления и самоопределения, становясь духовной личностью.  Духовная личность представляет собой основу связывающую личность с Богом, личность на пути к Богу – на пути жизни. Духовные личности составляют объединенное целое в духе и любви всех вечных душ с друг другом и с Богом. Метафизический центр личности является сосредоточением духовного единства, соединяющим духовные, психические и физические атрибуты человека, взаимодействуя с божественными энергиями.

По учению святого Григория Паламы об исихазме, человек, очищая свою душу и погружаясь в свое существо, проходит трезвение. «Свет Фавора для исихаста представляет собой несозданную энергию Бога, отличную от Его сущности, энергию, которая делает возможным опытное, экзистенциальное богосознание и общение с Богом», конечной целью которого является исихия как совершенное спокойствие, молчание духа, «божественное знание, постигаемое через незнание... Тьма, превышающая все свет... Теофания, достигаемая через непреодолимый экстаз, абсолютно чистую и свободную, благодаря которой человек стремится к сверхсущественным лучам божественной тьмы» [8]. Достигая данного состояния человек обретает святость.

Так, и согласно Трубецкому, подлинная личность может быть реализована только через духовную связь, делающую её уникальной и неповторимой [6, С. 37]. Понятие «личности», включает в себя гармонию всех человеческих способностей, основывающуюся на вере. Эта идея проявляется в концепции «духовной личности», когда личность не просто является совокупностью индивидуальных качеств, но становится глубоким, духовным единством, выраженным через акт веры. В контексте веры, личность переходит от индивидуального существования к участию в более широкой духовной общности, тем самым достигая состояния соборности, высшего развития личности. Е.Н. Трубецкой писал, что «настоящая свобода есть свобода духа», указывая на важность духовного аспекта личности. В этом контексте, «духовная личность» становится образом свободы в ее наиболее полном и истинном выражении [6, С. 84]. Важно, что Е. Н. Трубецкой уходит от абстрактного понимания свободы в мировой душе и говорит о свободе человеческой в Божественной свободе. Божественную свободу он отделяет от Божественной природы, сообщая, что Божественная природа определяемое (исключительная сфера бытия Бога), а Божественная свобода определяющее, то что является отдельным от Бога и неопределяемое им исключительно [5, С. 271-272].

Личность, по Трубецкому, это уникальное и неповторимое своего рода духовное явление, связанное с Богом, что дает возможность человеку отличить себя от других и от всего мира. Такое понимание личности подразумевает, что каждый индивид обладает неким неделимым и непередаваемым «Я», которое является проявлением божественной реальности в мире.

Трубецкой указывает, что духовное «Я» остается постоянным и непрерывным на протяжении всей жизни индивида, вне зависимости от изменений на телесном и психическом уровнях. Этот непрерывный процесс самосознания служит основой для построения целостной и непрерывной личности. С. Н. Трубецкой утверждает: «Я размышляю, поэтому, я существую; однако, кажется мне, что мое существование продолжается даже в отсутствие мысли и временную потерю сознания» [7, С. 483-592]. Это предполагает, что моя истинная личность не ограничивается конкретными психофизическими элементами сознания. Это также указывает, что во время потери сознания существует фактор, который поддерживает его бессознательное пребывание, то есть обеспечивает идентичность сознания в двух разных состояниях. Этот фактор - это душа, духовная и истинная личность человека. Единство отдельных состояний сознания поддерживается ею; она всегда что-то иное и больше, чем наше сознание.

Трубецкой спорит и с эмпиризмом, утверждая, что понятие души, подвергаемое критике эмпиризмом, имеет свои недостатки и само в себе содержит основания для критики, так как оно выводится из факта существования сознания в опыте, которое понимается как исключительно индивидуальное. Действительно, если мое сознание полностью индивидуально, то и идея существования души носит субъективный характер, следовательно, она имеет силу только для меня. Промежутки в сознании можно заполнить любым представлением или верой, но находить доказательства их истинности, скорее всего, не удастся. Трубецкой противопоставляет такому субъективному пониманию души объективное понимание. Оно становится возможным, если наше сознание не является исключительно индивидуальным, если в его основе лежит некое общее для всех опытное начало. Анализируя функционирование сознания, Трубецкой приходит к выводу, что ощущение, память и воображение как раз исполняют роль этого общего начала. Он обозначает их как родовые и универсальные источники соборного (многоединого) сознания.

Подводя итог нашему исследованию, мы приходим к выводу, что понятие личности в его полном объеме и сущностном аспекте реализуется исключительно на духовном уровне. Дополнительные уровни, такие как душевный и физический, не обладают собственной автономией в контексте личности. Они служат инструментами для материализации и внешнего выражения духовной личности в физическом мире.

С богословской точки зрения, человек воплощает в себе образ Логоса, и личность, в свою очередь, является проявлением богоподобия человека. Идеальным проявлением этого богоподобия является уподобление Святой Троицы в трех аспектах: единстве, многообразии и связи.

Однако, если мы рассмотрим личность в рамках русской религиозной философии XIX века, здесь личность предстает в качестве метафизического центра души, находящегося в прямом взаимодействии с Богом и другими личностями. Согласно мысли Трубецкого, это духовное "Я" функционирует в качестве метафизического центра души, устойчивого и неизменного.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Жуковский В. А. Русская философия. Славянофилы и западники. - М.: Академический Проект, 2005. - С. 250.
  2. Михайлова, Е. (2021). "Русская религиозная философия как основа гармонии культур". Русский журнал социолог ии, 41(3), 110-125.
  3. Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский. Дух, душа и тело // Избранные творения. - М.: Сибирская Благозвонница, 2007 - С. 67
  4. Сочинения: в двух томах / Владимир Сергеевич Соловьев; [общ. ред. и сост. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги; примеч. С. Л. Кравца и др.]. - Москва: Мысль, 1988. (Философское наследие). / Т. 1. - 1988. - 822, [2] с., [2] л. портр. / 899 с.
  5. Соловьев В. С. Письма: Т. 2 / Спб, 1909 – С. 271-272
  6. Трубецкой Е. Н. История, Культура. Язык // М.: 1995 - С. 106
  7. Трубецкой 1994 — Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Трубецкой С.Н. Сочинения. М.: Мысль, 1994. С. 483-592
  8. Христианская личность. Портал Богослов [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/article/1144159 (дата обращения 24.04.2023) 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Доронина В.С. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ XIX ВЕКА // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 1115 - 1126. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8533 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8533



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.