'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 187

Просмотры  44 просмотров

Ефремова Д.С., Корягина Д.В., Кириллов Г.М.

  


ДИАЛЕКТИКА И АНТИНОМИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ И ЗАПАДНЫХ ФИЛОСОФОВ XX ВЕКА *

  


Аннотация:
в работе последовательно описываются одни из самых значительных изменений, которые произошли за долгою историю диалектики. Также более подробно описаны научные (философские) труды таких философов как Флоренский и Адорно   

Ключевые слова:
диалектика, антиномичность, христианская философия, Гегель, философия   


УДК 101.8

Ефремова Д.С.

студентки 2 курса, лечебный факультет

Медицинский институт

Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза)

 

Корягина Д.В.

студентки 2 курса, лечебный факультет

Медицинский институт

Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза)

 

Научный руководитель:

Кириллов Г.М.

к.ф.н, доцент кафедры «Философия и социальные коммуникации»

Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза)

 

ДИАЛЕКТИКА И АНТИНОМИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ

РУССКИХ И ЗАПАДНЫХ ФИЛОСОФОВ XX ВЕКА

 

Аннотация: в работе последовательно описываются одни из самых значительных изменений, которые произошли за долгою историю диалектики. Также более подробно описаны научные (философские) труды таких философов как Флоренский и Адорно.

 

Ключевые слова: диалектика, антиномичность, христианская философия, Гегель, философия.

 

Диалектика (с греческого «искусство спорить») - это метод аргументации, а также способ и форма теоретического мышления, в которых происходит исследование противоречивых мышлений. Сократ являлся первым философом, который использовал понятие «диалектика». В первых своих проявлениях диалектика являлась искусством ведения спора, в котором противоположные мнения сталкивались, в результате чего достигалась истина. Диалектику в подобном свете видели философы Элеаты, Сократ и многие другие.

Гераклит в своих диалектических идеях говорит о том, что в мире нет ничего неизменного. Он полагал, что все находится в движении и не повторяется. Концепции диалектики постоянно развивались и претерпевали изменения, огромный вклад внес немецкий философ, Гегель [3]. Его основная заслуга – сбор, систематизация и разработка полного учения диалектическому методу, ввод определения «диалектика». В концепции Гегеля, диалектика – метод, противоположный формальной логике. Концепцию своей философии Гегель описал в следующих основных трудах: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821). Главные принципы - философии Гегеля: абсолютный идеализм, систематизация имеющихся знаний, научная обоснованность, историческая точность, диалектика, теологический характер.

Бытие и мышление имеются в начале как различные, однако есть противоположное явление, соотнесенное с понятием бытия как с этим самым явлением. Следовательно, начало содержит в себе бытие, которое отделяется от противоположного или отменяет его вовсе. Противоположность бытия и мышления, находятся в непосредственном соединении, или «начало» есть их неразличенное единство[4].

П. Флоренский, являясь одним из самых известных русских религиозных философов, оставил в наследие огромное количество работ по философии. Самые известные это: “Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи”, “У водоразделов мысли. Черты конкретной метафизики”, “Культ и философия”, “Вопросы религиозного самопознания”, “Иконостас”, “Космологические антиномии И. Канта” и др. К последователям Флоренского, разделявшим его взгляды можно отнести С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева и многих других [2]. Стоит понимать, что в разные годы, разные политические строи диалектика носила несколько иное значение. Так, при развитии темы диалектики К. Марксом (а далее - В. И. Лениным) – диалектика стала чертой типовой идеологии марксизма-ленинизма, которую активно начали отрицать в 90-е годы прошлого века как инструмент «порабощения» и поддержки тоталитарной системы строя (что естественно противоречит изначальному смыслу диалектики, данному еще Г. В. Гегелем). Возвращаясь к периоду расцвета русской христианской философии, хочется отметить, что диалектику также считали достаточно революционной, однако как полагал П. Флоренский, следование диалектике есть единственный путь истинного христианства. Сравнивая отдельные положения из всей теории Флоренского с положениями западных философов и русских философов 20 века, можно отметить следующее:
для Флоренского истина не является условной величиной, он считает, что она приравнивается к абсолютной ценности, которая связана с религиозным сознанием. Абсолютная истина, опирающаяся на авторитет церкви, является своеобразным продуктом веры. У Гегеля же истина – это комплекс нескольких факторов, выражающих отношение к объекту или ситуации, к факторам можно отнести не только физические величины, но и отношение эмоциональное субъекта к объекту, т.е. достаточно близко к изложению Флоренского, но опять же недостаточно подкреплено религиозным взглядом, абсолютной верой в высшие силы. К важной особенности мировоззрения П. Флоренского относится антиномизм, основоположником которого является Платон. Для П. Флоренского – противоречие есть нормальное состояние, чуть ли не единственное состояние бытия.

Диалектика это не только метод познания, но и язык, причем чуть ли не единственный для установления связи с Творцом, и кроме языка – «диалектика есть философия». Диалектика отделяет философию от науки, даря ей подвижность, благодаря которой философия может развиваться, а не оставаться сборником фактов и схем. Философия также - язык, указывает П. Флоренский, но она не один способ повествования, а множество таких, превращающих одно в другое (как система кодирования). Флоренский, так же как и Гумбольдт, считал, что язык живой и всё в нем подвижно.

Отдельно стоит познакомиться с представлением физического мира Флоренского. Физический мир у философа – двойственный, то есть также противоречив и антиномичен. Основой физического мира как бытия является Космос, а точнее противостояние Хаоса и Логоса. У Флоренского природа – «живая реальность», непосредственно принимает участие в формировании Бытия, поэтому постигнуть природу значит постигнуть Творение. Природа нужна человеку, чтобы постигать Творца и себя. («Человек и природа взаимно подобны внутренне едины»).

К философскому мировоззрению Флоренского относят идею монадологии. Монадами называют живые, духообразные единицы, считается, что они составляют всё живое и кроме них ничего в мире нет. Монада, по мнению Флоренского, - религиозная душа, которая может выйти из себя через отдающую, “истощающуюся” любовь. В таком случае, монады Лейбница – довольно эгоистичные создания, не способствующие познанию природы и Творца через любовь, что ожидаемо, так как Лейбниц работал в направлении реализма. Флоренский преобразовал ранее данное понятие в понятие, которое подходило его теории, что снова доказывает нам, что диалектика – язык, который может переводить одно в другое, и не обязательно «перевод будет дословным». Диалектику можно и нужно использовать так, как мы считаем нужным и каждый может воспринимать информацию так же. Кроме того здесь снова можно отметить двойственность-антиномию диалектики, так П. А. Флоренский достаточно большое внимание уделяет и другому не менее значимому философскому вопросу о душе человека и ее состоянии. В двадцатом веке, который был связан с насильственным навязыванием только материалистического мировоззрения, стало понятно, что подобные мероприятия ведут к достаточно серьезным издержкам в духовном развитии, данным примером хорошо может служить идеология марксизма-ленинизма и в целом советский строй. Ценность человека должна измеряться не ценой его материальных благ, ресурсов, физических способностей, покорностью, послушанием (имеется в виду не следование христианским догмам, а удобство/неудобство со стороны политического строя, обстановки) и тому подобное, а тем, что он реально собой представляет, каковы его человеческие качества, что он может дать людям. Кроме того, философ разделяет понятия «душа» и «дух». Философ определяет душевное как натуральное, психофизическое, эмпирическое - противопоставляя его мистическому.

Антиномичным является один из основных вопросов философии - вопрос о жизни и смерти человека. В своих работах Флоренский объединяет смерть и жизнь родственными связами и говорит о том, что это возможно взаимозаменяемые состояний, особенно в христианстве, где смысл земной жизни - достойно войти в Царствие небесное[5].

На протяжении всей второй половины ХХ века под влиянием новых тенденций в философии появились и другие виды диалектики. Резкую критику принципов тождества субъектности можно встретить в работах Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Г. Маркузе.

«Негативную диалектику» Т. Адорно можно рассматривать как манифест философии различия. Автор отрицает философию тождества и утверждает парадигму нетождественности (различия) сразу по нескольким направлениям. Адорно полагает, что идея тождества (единства, всеобщности) препарирует реальность в сознании людей, уничтожает многообразие живой природы и жизни; она подчиняет личность безличной социальной системе и превращает идеал и образ свободы в очередную «репрессивную практику», основанную на законе, долженствовании и неизбежно грядущем наказании. Атрибутами нетождественного выступают случайность и индивидуальность (единичность), которые развиваются в противоречащее, подавляемое «ненасытным принципом тождества». Субъект как мыслящая, познающая и действующая инстанция интерпретируется в качестве продукта и орудия чуждых и враждебных человеку сил, которые выковывают из мира случайностей, единичности и уникальности отчуждённую и безличную всеобщую систему. «Заклятие рациональности» есть источник радикального зла, а субъект — носитель и воплощение этого зла. По Адорно, субъект порожден тем миром мышления и рациональности, который образует субстанцию системного принуждения, охватывающего всю реальность человеческой жизни. Производственная парадигма в своей реализации порождает жестокую социальную систему, которая, в свою очередь, инициирует тоталитарные практики.

«Свободная субъективность Т. Адорно, отвергающего «принцип реальности» во имя «принципа удовольствия», — это «нетождественное» Я, освобожденное от всякой необходимости, реализующее себя в своей ничем не ограниченной спонтанности. Адорно в своей интерпретации свободы как чистого отличия, символизирующего стихию творческого начала, угадал и предвидел все более массовый сегодня социальный тип «вольного художника», принимающего жизнь лишь в модусах игры и общении [1].

По мнению Адорно, гегелевская диалектика искажает реальность, которой свойственно развитие и изменение. Позиция субъекта постоянно самоотрицается, трансформируется, вслед за изменениями мира вокруг. Иначе высказывание философа становится приговором объекту познания.

Таким образом, можно проследить, как идеи диалектики развивались на протяжении всей истории философии. Для нее нет единого определения, которое являлось бы правильным, ведь каждый человек сам для себя выбирает, какого мнения он хочет придерживаться. Помимо этого концепции диалектики во многом определяются такими факторами, как политический режим, экономическая ситуация в стране или религиозными соображениями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  • Адорно Т. Негативная диалектика. // M.: Научный мир, 2003.-374 с.
  • Алексеев П. В. Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды. // М., 1999. С. 94.
  • Гегель Г.В.Ф. Законы диалектики. Всеобщая мировая ирония. // М.: Родина, 2019. С. 7.
  • Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. - 1995 - №1. - С. 122.
  • Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. T. l (II).// М., 1990. С. 530. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ефремова Д.С., Корягина Д.В., Кириллов Г.М. ДИАЛЕКТИКА И АНТИНОМИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ И ЗАПАДНЫХ ФИЛОСОФОВ XX ВЕКА // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 1127 - 1134. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8534 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8534



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.