'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 188

Просмотры  71 просмотров

Бесчастнова К.В.

  


КОНСТРУИРОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБРАЗА В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МУЛЬТФИЛЬМА «АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЙ» *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается медиевализм в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей». Работа включает в себя анализ отсылок на реальные исторические события и рассмотрение мифических элементов, встречающихся в средневековых историях того времени. Также, в статье сравнивается конструирование средневекового образа в «Алеше Поповиче…» и в мультфильмах студии Уолта Диснея   

Ключевые слова:
медиевализм, Средневековье, мультипликация, студия «Мельница», Уолт Дисней   


УДК 93

Бесчастнова К.В.

студентка бакалавриата Факультета коммуникаций,

медиа и дизайна, направления «Журналистика»

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

(Россия, г. Москва)

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБРАЗА

В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МУЛЬТФИЛЬМА

«АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЙ»

 

Аннотация: в данной статье рассматривается медиевализм в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей». Работа включает в себя анализ отсылок на реальные исторические события и рассмотрение мифических элементов, встречающихся в средневековых историях того времени. Также, в статье сравнивается конструирование средневекового образа в «Алеше Поповиче…» и в мультфильмах студии Уолта Диснея.

 

Ключевые слова: медиевализм, Средневековье, мультипликация, студия «Мельница», Уолт Дисней.

 

Мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей» – это современная интерпретация русской былины про богатыря Алешу, который противостоит вражеской орде во главе с Тугариным Змеем. Эти сказочные события имеют под собой реальный исторический бэкграунд Средневековья, однако насколько историчен этот мультфильм и как конструируется в нем образ Средневековья?

Отчасти проект «Мельницы» похож на диснеевские мультфильмы, многие из которых тоже про Средневековье. Уолт Дисней тоже брал архаичный сюжет (в его случае часто сказки братьев Гримм, в случае «Алеши Поповича…» взяты былины) и трактовал его консервативно. Ведь все события происходили в обеленном, романтизированном прошлом, настолько расплывчатом, что оно кажется далеким от исторического, как и в «Алеше Поповиче и Тугарином Змее». Это очень консервативная идея: пока либералы надеются на лучшее будущее, Диснею и создателям российского мультфильма именно Средневековое прошлое кажется источником настоящих добродетелей (и никогда несправедливости) [5, с. 1].

В этих историях, где время обозначается как «давным-давно» на самом деле заимствованы именно средневековые европейские персонажи, существа и общая эстетика. У Диснея это принцессы в струящихся платьях, рыцари в сияющих доспехах, замки, доминирующие над идиллическими пейзажами, драконы и феи, ведьмы и волшебники, запретные леса и так далее. Русского героя Алешу Поповича в ту же эпоху окружают деревянные избы, косоворотки, коромысла, крестьяне, свитки, сарафаны, дань и кулачные бои. Он – житель маленького города Ростова в Древней Руси 1234 года. У Диснея, как и в «Алеше Поповиче…» сохраняется лишь оттенок исторической точности [4, с. 1]. Моя гипотеза заключается в том, что Средневековье в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» используется как локация с внешними атрибутами, но без акцента на историчности событий, как и у Диснея.

Выделим несколько групп деталей, по которым можно установить связь с эпохой Средневековья, и рассмотрим, какие из этих элементов присутствуют в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей».

  1. Отсылки на исторические события

Мультфильм передает события былины про бой Алеши Поповича и Тугарина Змея в вольной интерпретации. Произведение не претендует на историческую точность, однако обладает некоторой аурой историчности, так как, во-первых, мультфильм начинается с летописи, во-вторых, закадровый голос иногда поясняет события эпохи (например: «а во времена те лихие повадились войска тугарские землю русскую топтать, да русский людей неволить»), а в-третьих, язык в начале и у Алеши, и у рассказчика копирует некоторые особенности древнерусского. Давайте рассмотрим ссылки на исторические события Средневековья в этом мультфильме.

Основная сюжетная линия – борьба Алеши Поповича с тугарским войском, которое забрало золото ростовчан в качестве дани. Тугарских войск никогда не существовало, это сказочные силы. Однако за ними скрывается ссылка на настоящих кочевников, которые действительно нападали на Русь в Средневековье. Тугарин «в эпоху борьбы с кочевниками стал символом дикой степи, исходящей от неё опасности, язычества» [2, с. 48]. В имени Тугарин можно заметить след борьбы русских княжеств с кочевниками. Некоторые связывают имя Тугарина с половецким ханом Тугорканом, который является исторической личностью [2, с. 49]. Несмотря на то, что этническая принадлежность захватчиков передана через сказочный образ, отношение между кочевниками и русичами переданы в целом исторически точно. Официальное описание мультфильма звучит так: «Русский богатырь Алёша Попович, упустив тугарских злодеев с данью жителей Ростова, должен восстановить свое доброе имя и вернуть золото жителям». Уже в нем раскрывается главное внешнее противостояние русичей в Средневековье – борьба с кочевниками. В мультфильме их называют «племя басурманское», «иго черное», «войска тугарские», «супостаты недобрые». А тот факт, что они оставили ростовчанам послание «сабрать дань до утра» с орфографической ошибкой передает более низкий уровень цивилизованности кочевников, что по некоторым оценкам является правдой (отсутствие городов, социальных институтов, монументального строительства и полноценной письменности).

Перейдем к большей конкретике. Из собранного в виде дани ростовского золота в мультфильме тугаре выливают большой золотой шар, на котором написано «Тугарин 1234». Вероятно, 1234 – это год, в который происходят события. История Руси в 13 веке в основном связана с борьбой с монголо-татарским нашествием. В 1234 году Золотой Орды еще не существовало – она образовалась в 1243 году. Однако, к 1234 году уже давно произошла битва на реке Калке (в 1223 году), которая завершилась поражением русских войск из-за несогласованности решений князей. Так и в мультфильме показано, что Ростов живет своей жизнью и своими проблемами, абсолютно не связанными с Киевским княжеством, где князь Владимир даже не знает о нашествии на Ростов. В 1223 году после битвы на Калке войско монголо-татар дошло до окраин Руси и разграбило их. А в 1237 (через 3 года после времени действия мультфильма) внуком Чингизхана Батыем будет завоевано сначала рязанское княжество, а через год – уже и сам Ростов, в котором происходят действия мультфильма. Именно эти исторические события (нашествия кочевых народов и уплата им дани) и переданы в мультфильме. Без фактологической точности, но в общих чертах, через сказочные образы.

Теперь про сам Ростов. По мультфильму, в нем всего несколько изб, одна церковь и живут всего 42 человека. Это, конечно, исторически неверно. К первой половине XIII века относится расцвет культурной жизни Ростова. При князе Константине Всеволодовиче в 1216 году он стал столицей отдельного княжества.  Однако верно с точки зрения истории передана демократичность политической системы Ростова. Хотя за нарушения законов сажают на кол, важные для города решения принимаются вполне справедливо – на народных собраниях. Вече действительно существовало в Древней Руси, особенно на Северо-Западе и Западе, в том числе в Ростове  [1, с. 13].

В своем путешествии богатырь и его помощники доходят до Киева (он, на самом деле, очень далеко от Ростова). Надо заметить, что родина Алеши – именно Ростов Великий, а не Ростов-на-Дону, так как второго в XIII веке еще не существовало. В Киеве герои встречают Князя. Какую историческую личность он олицетворяет, до конца неизвестно. В 1234 году великим князем киевским был Владимир Рюрикович. Однако есть версия, что в мультфильме изображен Владимир Мономах, который жил на столетие раньше, но как раз при его жизни на русские земли приходили половецкие войска во главе с ханами Боняком и Тугарканом, которого на Руси называли «Тугарин Змеевич».

Интересно, что и прототип Алеши Поповича должен был жить на сто лет раньше, чем обозначено в мультфильме. Согласно летописям, это ростовский боярин и знаменитый воин Алеша (Олеша) Попович, служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, затем его сыну Константину, а после его смерти –Мстиславу Старому. Вместе с князем он погиб в битве при Калке в 1223 году, то есть еще за 11 лет до времени действий в мультфильме. Возможно, именно 1234 год обозначен в мультфильме, чтобы немного измененный порядок цифр символично указывал на дату создания Золотой Орды в 1243 году (или же просто создатели набрали на клавиатуре рядом стоящие цифры).

К мифическим элементам, встречающиеся в средневековых историях того времени, относятся образ богатыря и змея. Богатыри нередко встречались в былинах. Они стояли на страже Руси, обладали огромной физической силой и совершали подвиги религиозного или патриотического характера. В реальной истории основную часть древнерусского войска составляли дружинники, военная элита русских земель и княжеств, тяжеловооружённые конники и пехотинцы. Также, важным индикатором является и существование в сюжете мифического образа Тугарина Змея. В его змеевидной природе есть бродячий мотив о змееборстве, который был популярен в русской народной поэзии (сказках и былинах) того времени. Однако некоторая часть фантастических элементов относится, наоборот, к современным реалиям. Например, лотерея современного типа, в которую проигрывает свою шкуру Юлий.

Можно сделать вывод о том, что Средневековье в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» – это только локация. Умберто Эко классифицировал роли Средневековой эпохи, которые она может играть в разных произведениях. Роль «локации, декорации» он выделил первой. В таком случае у авторов и зрителей нет настоящего интереса к историческим событиям. Средние века оказываются просто мифологической сценой, на которую можно поставить любых персонажей, которым не обязательно быть историческими, им достаточно быть репрезентативными для своего периода [3, с. 63]. Смелый богатырь в косоворотке, преданная крестьянка в пестром сарафане, хитрый князь киевский и алчные кочевники – герои, отражающие представления о Средневековой Руси XIII века. Остальные же события вымышленные, хотя и опираются на былины и некоторые исторические процессы и мотивы (набеги, сбор дани, разобщенность русских городов).

Медиевализм в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» схож с диснеевским медиевализмом. Средние века оказываются лишь локацией для вечных нравственно важных тем с современными интерпретацией и иногда современными атрибутами. В декорации Средних веков (архитектура, музыка, костюмы, мифологические образы) помещаются не исторические личности и не исторические события, а просто вымышленные герои, отражающие эпоху, в вымышленных обстоятельствах, которые хоть и передают реальные исторические процессы, но очень косвенно и в скрытой форме. Ведь целью создателей является не описание событий конкретного период Средневековья, а трансляция ценностей, вечных для любой эпохи, и идеи о русской силе, актуальной для современности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Горюнов П.В., Горюнова В.И. Демократия Древней Руси и основные формы ее проявления в современном мире // Юридическая наука. 2021. №4.
  2. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980.
  3. Eco U. Dreaming of the Middle Ages // Eco U. Travels In Hyperreality, L.: Picador 1987. 61–72
  4. Grollemond L., Keene B. C. Which Disney Movie Is the Most Medieval? [Электронный ресурс] // Getty. URL : https://blogs.getty.edu/iris/which-disney-movie-is-the-most-medieval/ (дата обращения: 11.12.2022)
  5. K. Disney’s Not-So Wholesome Medievalisms. [Электронный ресурс] // Medievalists.net. URL : https://www.medievalists.net/2022/04/disneys-not-so-wholesome-medievalisms/ (дата обращения: 11.12.2022) 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Бесчастнова К.В. КОНСТРУИРОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБРАЗА В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МУЛЬТФИЛЬМА «АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЙ» // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 1135 - 1141. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8535 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8535



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.